lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«В классе должно звучать художественное слово»

25.09.2014 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура
Фото Ольги Беляковой

Умом мы все прекрасно понимаем, что проработать всю жизнь в школе – это подвиг. Но в то же время за последние четверть века в обществе сложилось негласное, стыдливо замалчиваемое представление о том, что школьный учитель – неудачник, не сумевший добиться в своей жизни чего-то стоящего.



И вот к этим, с позволения сказать, «неудачникам» мы отводим своих детей в надежде на то, что учителя не только дадут им все необходимые знания, но и восполнят пробелы нашего, семейного воспитания: научат ответственности, порядочности, верности. Но при этом еще не забудут быть в «русле новых веяний», развивая у наших чад лидерские качества и стремление к успеху. И все это, заметьте, за одну зарплату. Если же после всего этого наш собственный ребенок закончит педагогический вуз, мы на семейном совете будем хором вопить: «В школу – не дай Бог! Ты не для того пять лет учился!» Ну а что думают обо всем этом сами школьные учителя? Как им работается в современных условиях и с современными школьниками? Какой ценой удается сеять «разумное, доброе, вечное», и удается ли вообще? Об этом наша беседа с учителем русского языка и литературы добровской школы
№ 1 Валентиной Грибцовой.


— Давайте начнем с такого банального вопроса: каково сегодня преподавать литературу? Если с момента введения ЕГЭ русский язык все время присутствовал в сфере внимания учеников и их родителей, то литература вообще утратила свою практическую «нужность»…


— Такой прагматизм ведет к катастрофе, поскольку просто подрывает основы национальной культуры. Именно из-за такого прагматизма началось сокращение уроков литературы в школьной программе. Дошли до того, что в младшей школе вместо четырех часов в неделю оставили два. Хорошо, что сейчас у школ есть возможность добавлять эти часы за счет «регионального компонента», что мы и делаем. Ведь в младшей школе речь идет не только о том, чтобы научить детей читать, их еще надо ПРИУЧИТЬ читать. Разве можно это сделать за два часа? Да и три часа литературы в старших классах – это катастрофически мало.


— Но, может быть, теперь, когда ввели обязательное сочинение, что-нибудь изменится?


— Не знаю… нынешние информационные технологии, на мой взгляд, невероятно вредят. Сегодня ребятам хорошо, красиво изданная книга уже неинтересна. Их это просто «не цепляет». Подход к художественной литературе чисто утилитарный: «Что надо — найдем в интернете». И вот на экранах своих смартфонов, планшетов они стараются быстренько найти текст. Пока ищут, их внимание двадцать раз отвлекается на какие-то «заманухи», они еще кучу совершенно посторонней информации получают. Разве это можно сравнить с внимательным, вдумчивым чтением книги, которую держишь в руках? Тут ведь помимо зрения подключается еще и осязание, и обоняние, подключается эстетическое восприятие самой книги. Все это как раз и составляет культуру чтения. Люди нашего поколения помнят, что книги отличаются по запаху, помнят ощущение, когда ты с нетерпением переворачиваешь страницу; помнят, как хотелось достать книгу совершенно определенного издания. У молодых это почти утрачено. Боюсь, что культура чтения во многом утрачена тоже. Но одновременно утрачивается и культура общения. Ведь сейчас на переменках они уже не рассказывают друг другу, кто что прочел, они кидаются со своими мобильными телефонами играть в игры. Отсюда чрезвычайная бедность, ущербность речи, порой даже косноязычие.


— Сейчас ввели обязательное для всех сочинение. Но для того чтобы элементарно излагать свои мысли, это надо уметь делать в устной речи…


— Школьные сочинения никто не отменял, мы их обязательно учим этому. Проблема в другом: они сейчас норовят просто копировать большие куски, а то и целиком сочинение из интернета. Отношение такое: лишь бы отделаться, лишь бы учитель отстал.


— Вам не кажется, что это во многом объясняется очень прагматичным подходом к получению знаний, который сейчас есть не только у учеников, но и у их родителей?


— Безусловно! Это ведь только разговоры о том, что сегодня школьная программа направлена на самораскрытие, саморазвитие ученика. А сами ученики да и их родители воспринимают школу как комплекс образовательных услуг. Почему? Да потому что в нашем обществе все стало измеряться деньгами. И они видят, как вчерашние троечники стали успешными бизнесменами, а тихие скромные отличники работают на такую же скромную зарплату. Я в интернете прочитала одно объявление о встрече бывших выпускников, там так и было написано: «Встречаемся на яхте двоечника Коли». Тогда зачем нужна литература? Зачем нужны Толстой, Достоевский, Чехов? Они же не помогут заработать больше денег.


— Этот настрой можно как-то переломить?


— Во всяком случае я пытаюсь. Знаете, мне порой кажется, что куда важнее просто читать им вслух на уроке. Потому что в классе должно звучать художественное слово. Представьте, дети начинают слушать и втягиваются, словно подпадают под магию. И многим потом хочется дочитать этот отрывок, а то и всю книгу прочесть. Опять же, утрачена культура чтения вслух в семье. Родители не читают на ночь детям, да и сами книги в руки не берут. Тогда откуда у ребенка возьмется такая потребность? Детей даже винить за это нельзя: им что предложили, то они и проглотили. За два часа литературы в неделю мы не приучим их читать. Раньше был обязательный урок внеклассного чтения, на который дети приносили свои книги, хвастались, у кого интереснее, пересказывали содержание. А сегодня наивно полагать, что школа может компенсировать все то, что недодает семейное воспитание.


— Сейчас, к счастью, опять появилась мода на экранизацию классики. Это как-то помогает пробудить интерес к чтению?


— Я бы сказала, что они предпочитают посмотреть фильм, но не читать. Находятся единицы тех, кто потом возьмет в руки книгу или же начнет сравнивать увиденное и прочитанное. Это те, кто искренне любит читать. Им экранизации только в помощь. Хотя лучше уж посмотреть фильм «Война и мир», чем вообще не иметь представления об этом великом произведении или же почерпнуть сведения о нем из «краткого изложения».


— А на лето им по-прежнему дают список книг, которые надо прочесть?


— Да, но многие прямо и откровенно говорят: «Даже записывать не буду, потому что читать не стану. Лето – это время для отдыха». Знаете, для них сейчас учитель уже не является таким авторитетом, как в былые времена. Да и к старшим уважения стало гораздо меньше, хотя мы регулярно проводим чествования ветеранов, регулярно приглашаем их в школу. Но если мы на самом деле хотим сохранить национальные культурные традиции, то это должно быть везде, это должно пронизывать все общество. Мы можем сколько угодно рассказывать о подвигах прадедов, но если дома к старенькому дедушке относятся как к «дармоеду», то мы, учителя, ничего не добьемся.


— В городах уже давно популярно репетиторство, а как у вас?


— Да и у нас тоже. Хотя, я считаю, это потакание нерадивым ученикам. Ведь на уроке мы все то же самое им даем, все объясняем. Репетитор один на один с учеником может только разжевать и положить в рот. Но разве это помогает развитию ребенка? А они теперь знаете, как говорят? «Валентина Ивановна, за бесплатно как-то плохо усваивается…» Мы ведь воспитываем таким способом паразитов, которые спокойно тратят родительские денежки. О каком чувстве ответственности, долга можно говорить? О каком уважении к чужому труду? Откровенное потребительство.


— Вы говорили о том, что информационные технологии зачастую мешают, а дети полностью погружены в компьютеры. Но как же тогда сохранить преемственность традиций, как не утратить связь со своими предками?


— А вот этим ребят заинтересовать оказалось легко. Мы у себя в школе создали музей крестьянского быта. Для специального праздника своими руками шили русские народные костюмы, потом ребята в них наряжались. Учитель труда подробно рассказывала им о народной вышивке, что это не просто стежки, а особые символы, значения, что каждая вышивка имеет свой смысл. А еще им очень понравилось делать своими руками куклы-обереги по старинной традиции. Значит, все-таки можно оторвать их от экрана компьютера.


— Валентина Ивановна, вы никогда не пожалели, что стали учителем?


— Я с юности знала, что буду учителем, другого пути для себя не представляла. И в лихие девяностые, когда зарплату не платили, мы продолжали работать. Да и сейчас нередко с коллегами шутим, что если вдруг опять перестанут платить, то мы все равно будем каждый день ходить в школу и проводить уроки. Потому что в школе вся наша жизнь.

Культурный код Валентины Грибцовой


-  Соборность.


Уважение к малой родине.


Порядочность.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 25 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +15 C°  Ночь: +5C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

«Лабиринт» для умников

Ольга Журавлева // Образование

Тепло сентября

Александра Панина // Общество

Золотые руки плюс светлые головы

Владимир Петров, petrof2332@yandeх.ru // Экономика

«Что мы натворили!»

// "Липецкой газете" - 100 лет

Красная шапочка из ВАловского Кавказа

Александр Гришаев // Общество

Сладкая страда – идем на рекорд

Михаил Зарников, фото автора // Сельское хозяйство



  Вверх