lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Подвижник благочестия

20.09.2014 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Общество
Древне-Успенская церковь сегодня«Прекрасны вы, брега Тавриды...»

С настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Липецке отцом Афанасием, тогда еще бывшим в чине протоиерея, мне довелось встретиться лишь один раз — в конце 90-х прошлого века. Смутные годы, когда рушилось все и казалось, этому хаосу не будет конца, не способствовали душевному равновесию и хотя бы временному успокоению. Выморочная жизнь тех лет воспринимается и сейчас разорванно-калейдоскопичной, нереальной, когда ощущалось — страна сдвинулась со своих вековых основ и движется в пропасть.


«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» — эта строчка Тютчева тогда воспринималась болезненно-трудно: время было поистине роковое. Не помню поэтому, когда и при каких обстоятельствах состоялась встреча с о. Афанасием, но он подошел ко мне и подарил свою книгу — часть первую из задуманного им трехтомного труда: «Благословенный лик Придонья. Жизнеописания южнорусских святых и подвижников благочестия (I—ХХ вв.)». С теплой надписью. Оказывается, он знал мое имя и книгу подарил не случайно. Впоследствии передавал через знакомых и второй том, который успел издать, но подарок так и не дошел до меня.


Образ о. Афанасия невозможно забыть — было в нем что-то невыразимо притягательное, благодатное. Это первое впечатление незабываемое. Память о нем хранят в сердцах многие липчане, и не только прихожане Древне-Успенской церкви. Так на моем письменном столе появились материалы, которые и легли в основу очерка о замечательном православном духовном подвижнике, просиявшем на липецкой земле. Написать о нем, вспомнить и мой долг...

Голос из прошлого


Все в нашем мире не случайно. Как не случаен необычный земной путь игумена Афанасия, уроженца глубинной Тамбовщины. Судьба с рождения готовила его к служению Иисусу Христу, служению деятельному, до полной самоотдачи. Те, кто общался с ним близко, наверное, знают это лучше меня. Но его труды говорят о том не менее красноречиво.


Мирское имя его — Алексей Григорьевич Медведев. Место рождения — село Осино-Лозовка Сампурского района Тамбовской области. Степная, раздольная сторона, воспетая Боратынским и любимая Рахманиновым. Год рождения — 1943-й, самый разгар Великой Отечественной войны, детство, полное лишений. У нас есть возможность узнать о жизни Алексея Медведева, рассказанной им самим.


Передо мной — черновой набросок «Автобиография, или Маленький лирический этюд в прозе о самом себе». Несколько листков, исписанных быстрым почерком, строчки уходят чуть вниз. Местами слова плохо разборчивы...


«Мое раннее детство прошло в степном селе Осино-Лозовка Тамбовской области в верховьях реки Цны. Ближайшие селения Степное Гнездо, Верхоценье имена /их говорят/ сами за себя. Осино-Лозовка — типичная глубинка. Ее достопримечательности — крохотная церковка да глубокие овраги... Когда мне было лет 5-6, родители переехали в другой район и поселились в лесостепи, в деревушке Ковальской, между селами Княжево и Сухотинка. С этими местами связаны мое отрочество и моя молодость.


Мой отец был образованным, имел диплом ветврача и был прекрасным лекарем-травником. Коллективизация доконала его и свела в могилу раньше времени. Мама, Наталья Денисовна, отличалась строгостью /к нам/ сыновьям и прививала благочестие и любовь к Церкви. Помню, в 7 лет она водила меня в ближайшую /церковь/ св. Архангела Михаила в селе Царевке, под Пасху. Там, сидя на клиросе, я уснул и проспал Светлую Заутреню и раннюю Литургию... Мои братья Иван, Николай, Владимир и Петр в те труднейшие
/послевоенные/ годы проходили суровую школу жизни, окончив по 5-6 классов. В летнюю пору одни занимались личным хозяйством, а другие пасли стадо. И мне, младшему, приходилось разделять с ними нелегкий удел крестьянского сына. Помню себя подпаском в деревнях Раздолье (за Княжевым) и Трегибенский Буерак. Теперь мне приятно это вспоминать, потому что и св. Сергий Радонежский, и другие святые были пастушками, а позже стали пастырями Церкви.


Детство мое связано с Сухотинской Знаменской обителью: именно здесь, в бывшей монастырской школе-семилетке, я учился с 5 по 7 класс. Тогда в стенах монастыря размещался дом-интернат для престарелых и инвалидов. Большая дружба сблизила меня с Варварой Васильевной Прокофьевой, человеком высочайшего интеллекта и великой доброты. Эта старица была родом из Петербурга, ее предки принадлежали к знатной семье кабардинских узденей (князей). А отец, Василий Прокофьев, был журналистом «С.-Пб. ведомостей».


Ее познания в области литературы были неиссякаемыми, она могла часами цитировать стихи Мея и Тютчева, Фета, Майкова, а также своего брата, автора поэмы о Пушкине. Безусловно, ее влияние на мое детское восприятие было огромным, я вскоре начал сочинять стихи... Первая публикация относится к 1960 г. в знаменской (?) газете.


По окончании Сухотинской средней школы поступил на работу корректором и литсотрудником в сампурскую районную газету. Осенью 1962 года поступил на ист
/орико/-филологический факультет Тамбовского пединститута, который окончил в 1967 году. Студенческие годы для меня памятны тем, что возобновил издание многотиражки «Народный учитель» и печатался в 40 разных газетах: мною было опубликовано до 500 стихотворений. Моими однокурсниками были поэтесса В. Дорожкина и журналист Е. Начас. К этой /же/ поре относится мое знакомство с протоиереями о. Константином Горгановым (г. Рассказово) и о. Петром Елисеевым (с. Царевка), которые приумножили мои духовные познания и рекомендовали /получить/ богословское образование.


В 1970 году я впервые посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Духовную Семинарию и с тех пор стал считать себя одним из бесчисленных птенцов великой стаи аввы Сергия. А это великое святилище (т. е. лавра. — В.П.) стало для меня колыбелью пасторства, коего меня сподобил Господь в Христорожд/ественском/ соборе г. Липецка 14 июня 1973 г. через бывшего насельника той же Лавры епископа Платона (Лобанкова). Но я всю жизнь не порывал связей с великой Сергиевой обителью и много лет кряду работал там, занимаясь в издательском отделе Московской Патриархии...»


Прервем на этом повествование, написанное о. Афанасием: дальше у него начинается период активного пасторского служения — до конца земных дней.


Пастырь верный


Тут надо отметить, что по окончании института Алексей некоторое время работал учителем русского языка и литературы, о чем в автобиографии не упомянуто.


14 июня 1973 года епископом Воронежским и Липецким Платоном Медведев был посвящен в сан диакона, а уже на следующий день — в сан пресвитера. До принятия монашества протоиерей Алексей совершал священническое служение в храмах Причерноморья, был клириком Алексиево-Акатова монастыря (Воронеж), в последние годы жизни — настоятелем Древне-Успенской церкви Липецка.


Теперь вновь вернемся к «Автобиографии»: «До 1979 г. я служил иереем в Липецкой области, а после уехал в Крым, был на приходе в г. Джанкое, а затем направлен в Харьковскую область. Там в г. Люботине, в бытность моего настоятельства... была заново построена церковь. С 1982 по 1989 г. я настоятельствовал в Архангельском храме г. Глобино Полтавской области. Сначала это был светлый молитвенный домик из глины. Вместе с прихожанами... мы воздвигли новую церковь при усердной помощи богомольцев во главе со старостой Анной Феодоровной Шамайко, великой труженицей.


В Крыму мною была открыта Покровская церковь в Судаке, часовня св. Митрофана Воронежского в Севастополе, возобновлен и огражден Никольский храм в п.г.т. Зуя под Белогорском, основана и издавалась газета «Крым Православный». Тогда же я продолжил работу над агиографическими источниками. Плодом этих трудов являлась книга «Благословенный лик Тавриды» (1993 г.). По написании этого труда я /стал/ вынашивать новое сочинение, посвященное церковной истории Донских пределов».


На этом запись о. Афанасия заканчивается, но не заканчивается наполненная вдохновенными трудами его деятельность. Когда знакомишься со сборником духовных стихотворений «Благословенный лик Тавриды» (Изд. «Таврия», Симферополь, 1993), начинаешь понимать, как много дала эта земля для духовного обогащения о. Афанасия. Впрочем, удивительного в том ничего нет. Вспомним, как вдохновлял Крым Пушкина, хотя бы его чудное стихотворение «Таврида», посвященное Гурзуфу, где он провел «счастливейшие минуты жизни» в семье генерала Раевского:


Счастливый край,


где блещут воды,


Лаская пышные брега,


И светлой роскошью


природы


Озарены холмы, луга...


Все-все на этой благословенной земле — «Холмы Тавриды, край прелестный» — с историей сложной и богатейшей не могло не вдохновить и Божьего работника. «Благословенный лик Тавриды» — гимн Крыму и его великой истории. Структура сборника трехчастная: «Поэтические зарисовки о Крыме», «Церковной летописи вехи…» и «Жизнеописания Крымских Святых». И каждый пласт, каждая часть, словно откровение, навеянное Духом Святым, распахнувшим духовное зрение автора.


Даже вступительное слово поэтично и глубоко исторично. Вслушаемся в авторскую интонацию, вдумаемся в мысли и чувства, волновавшие его.


«Таврия — это всегда начало»


Эта строка из авторского предисловия к сборнику «Благословенный лик Тавриды». Глубину ее мы поймем лишь тогда, когда осознаем, что такое Русский Крым, что значила эта земля для Российского государства и почему за нее идет неутихаемая битва век за веком. Тем более важно понимание этих непростых вопросов сегодня, когда неожиданно «эстафету» битвы за полуостров приняла «незалэжна Украина».


Крым для России — «растровый камень» в южной имперской дуге между Западом и Востоком, а в мистическом плане — удел, откуда пошло Православие на Русь. Его пытались прибрать к рукам греки, турки, англичане, крымские татары, самостийники. В 30—40-е годы прошлого века на полуостров устремляли взоры советские евреи, чтобы создать Еврейскую республику, но Сталин пресек эту авантюру. А затем полуостровом волюнтаристски распорядился Никита Хрущев, подарив его «землякам».


Но Крым-Таврида — русская земля. Вот что писал протоиерей Алексей Медведев: «Крым всегда обладал и обладает огромной при­тягательной силой. Через этот край проходил путь «из варяг в греки». Отсюда начинался Вели­кий шелковый путь в страны Вос­тока. Здесь была провинция Рим­ской, а затем Византийской импе­рий. Генуя имела здесь свои кре­пости и фактории. Земля эта, еще задолго до Рождества Христова знаменитая природой, климатом и ресурсами, привлекала и привле­кает сердца многих. Достаточно перечислить имена великих деяте­лей российского искусства: поэтов Пушкина, Волошина, Ахматову, писателей Куприна, Чехова, Телешова, Бунина, композитора Спендиарова, художников Маковского и Айвазовского и других, бывавших здесь. Как видите, великое «ожерелье» имен!


Князь Олег, прибивший свой щит на вратах Царьграда, считал Тавриду своей землей. Князья Аскольд и Дир, менее удачливые в том же походе, идя через Таври­ду, пораженные ее благочестием, крестились в Киеве. Еще в I веке в Инкермане было до 76 храмов! Ученик апостола Петра святитель Климент отбывал здесь ссылку и был потоплен с якорем на шее язычниками в Казачьей бухте. Мощи учеников апостола Андрея — Инны, Пинны, Риммы, после страдальческой кончины в устье Дуная в I—II веке, были перенесены в Алушту и там положены. Здесь прошли вдоль и поперек равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (около 860 г.), благовествуя скифам и таврам. Тут они (в Херсонесе) нашли Псалтирь, написанную по-славянски, и увидели человека, могущего читать. А еще задолго до этого, около 405 г., ученик святителя Иоанна Златоуста епископ Унила изобрел азбуку для скифов. Здесь же он и проповедывал им Слово Божие. Святые Кирилл и Мефодий в девятом веке лишь усовершенствовали славянскую азбуку. Много иных святителей и исповедников Христо­вых украсили землю Таврическую и Вселенскую Церковь. Сюда иконоборцы часто ссылали подвижников Божиих за иконопочитание. Среди них можно назвать святых Иосифа Песнопевца, Феостирикта, Мартина Исповедника, Георгия Митрополита, Тимофея От­шельника, Феодора Студита. Святой Максим Грек на пути с Афон­ской горы в Москву жил в Феодосии...


Богом был уготован для Тавриды великий удел: быть рассад­ником святыни для всей Руси, ее славной крестильницей или крест­ной матерью. Боспорские цари дважды пытались крестить поддан­ных (царь Гордий жил около 529 г.). Напомним, что Боспор Ким­мерийский— это Керчь. Но попытки их были не совсем удачными. И вот в 988 г. князь Киевский Владимир, заняв 20 городов и 30 сел Таврических, принял Крещение в Херсонесе, там же обвенчался с византийской царевной Анной, а затем и крестил всю Русь. С ог­ромной святыней отправился отсюда в Киев равноапостольный князь, имея великую цель, — просветить всю Землю Русскую светом Христовым. За это он был тепло назван народом святой Владимир Красное Солнышко...


Тем временем и в Крыму не затухала благочестивая жизнь: со­зидались новые храмы, устраивались обители... Когда паломник Иаков, пришедший сюда из Москвы в начале XVII века, увидел в Инкерманской скале мощи неизвестного святого и захотел их пе­ренести на север, то услышал во сне голос старца Божьего, чтобы он не смел делать этого, и добавил: «Аз хощу по-прежнему, убо зде Русь учинити», т. е. я хочу по-прежнему здесь Русь устроити. Таб­личка с этими словами еще долго хранилась в Инкерманской оби­тели, напоминая ее насельникам о неведомом угоднике Божием. Таким образом, на этой исконной русской земле просияло целое созвездие имен чудотворцев Христовых и подвижников благочестия».


Приведенный текст дает красноречивый ответ, почему для России Крым — всегда начало! Поэтому Промыслом Божьим он вновь возвращен России.


Усердный агиограф


Церковная агиография (жизнеописание святых) особый наряду с летописанием литературный жанр. Еще с XIV века определился его экспрессивно-эмоциональный, панегирический стиль, особенно ярко проявившийся в трудах Епифания Премудрого, написавшего «Житие Сергия Радонежского». А первоначальное его появление связывают с именем митрополита всея Руси Киприана, а также Пахомия Логофета, автора «Жития Кирилла Белозерского». Это лишь три имени агио­графов Руси, их же было немало. Божьим Промыслом стал агиографом и о. Афанасий. Друзья, иноки Троице-Сергиевой лавры, преподававшие в Духовной Академии, предложили ему сотрудничество в минейной группе издательского департамента при Московской Патриархии. И поручили составлять житийные справки, писать тексты служб святым. «Работа меня увлекла и захватила, — пишет о. Афанасий. — И я … много лет нес послушание в академической библиотеке. Так … окунулся в глубь оте­чественной агиографии».


Итог же работы таков: сегодня в каждом православном храме есть двенадцатитомное издание Миней Месячных, по которым ведутся богослужения Церковного круга.


Собственно же агиографии о. Афанасий положил начало еще в первом своем сборнике духовных стихотворений, где, как уже сказано выше, третья часть, «Таврический патерик», посвящена жизнеописанию южнорусских святых. Замечательно, что исполнены они в стихо­творной форме. Вот начало жизнеописания св. апостола Андрея Первозванного:


Наименован


Первозванным


святой Апостол


был не зря:


с твоей молитвой


непрестанной


в России занялась


Заря…


Это было началом грандиозного замысла, который наметил о. Афанасий. И много успел за короткое, в общем-то, время, которое отвел ему Господь на земле. Два емких сборника, изданных скромно, но содержащих бесценное духовное и историко-культурное богатство, увенчали его жизненный путь. Они замышлялись как единое целое, под общим названием «Благословенный лик Придонья», а потому значились кратко: «частями». Завершены и изданы лишь первая и третья части. Первая посвящена жизнеописанию южнорусских святых и подвижников благочестия I—XX веков, третья — описанию монастырей липецкого края. Во второй части планировалось дать описание всех церквей области.


Подчеркнем: два тома трудов о. Афанасия — неисчерпаемый источник сведений (и раздумий) о духовной жизни нашего края. Она была насыщена земными трудами, отмечена многими ратными подвигами по защите родной земли, и во все века души наших предков были обращены к Богу: сонм святых, просиявших на липецкой земле, множество монастырей и храмов — доказательство тому.


Задумаемся в связи с этой правдой, что такое разрушенный, забытый, заброшенный храм, самая малая церквушка, которых и посейчас множество на Руси? Кто и зачем разрушил их? Ответ, думаю, очевиден: только забесовленные души, оказавшиеся во власти врага рода человеческого, могли восстать против Бога и своих предков!..


Два тома трудов о. Афанасия поэтому нужны многим, их надо бы переиздать, направив в каждую школу, техникум, институт. Не на полки библиотек, а с тем, чтобы хоть малое зерно западало в сознание молодых поколений. Такое знание спасительно и для каждой личной человеческой жизни, и для страны, где еще не погашена любовь ко Христу, где жива и деятельна Православная Вера.


Отец Афанасий был воином и хранителем ее, несшим людям свет. Путь его продолжается: от холмов Тавриды к берегам Верхнего Дона — в Вечность. Помяни, Господи, во Царствии Твоем!..


Его знали и любили многие православные. Наверное, в памяти их остались воспоминания об о. Афанасии. Наша задача заключалась в том, чтобы рассказать о его трудах, которые не подлежат забвенью, а значит, и имя его. Он скончался 18 июня 2001 года и похоронен на Евдокиевском кладбище Липецка. За неделю до этого ему исполнилось 57 лет…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 11 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ
// История

Цепь добра

Евгения Ионова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Более 1000 юных лебедянцев

регулярно приходят на занятия в местную спортшколу
Павел Жуков, фото автора // Спорт

Жизнь и вера Османовых

Удивительная история большой дагестанской семьи
Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Общество

Найти ребенка

Елена Бредис // Общество

Поймай елочку

Анастасия Карташова, фото автора // Общество

Афиша

// Культура

Липецкая флотилия

Владимир Ребрик // История



  Вверх