lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Россия - отдельная планета

18.09.2014 "Золотой ключик".
// Образование

У «Золотого ключика» есть любимая традиция – сентябрьская встреча с Людмилой Валентиновной Кураковой, заместителем главы администрации Липецкой области по вопросам образования, культуры, спорта и туризма. В начале каждого учебного года мы собираемся у неё в кабинете, в здании администрации области, и задаём вопросы, на которые получаем обстоятельные ответы. В нынешнем сентябре встреча получилась не совсем обычной. Людмила Валентиновна приехала к нам в редакцию! Она привезла для нас и читателей «Ключика» много интересных новостей. А каких именно, вы сейчас узнаете...


– Людмила Валентиновна, вас, как человека, учившегося в советской школе, хочется спросить: в чём принципиальное отличие образования времён вашего детства от нынешнего?


– Вопрос непростой. В советские годы я находилась внутри образовательного процесса как школьница. А сегодня смотрю на него со стороны как организатор. И мне сложно поставить себя на место нынешних учеников. Но могу сказать, что в наше время было гораздо сложнее поступить в вуз. Только представьте: на одно место претендовало больше пяти человек! И это здесь, в Липецке, что уж говорить про столицу. Поэтому половина выпускников даже не помышляла о высшем образовании. К тому же мы сдавали экзамены дважды – сначала в школе, потом в вузе. И оба раза должны были заработать только отличные и хорошие баллы. А сегодня по результатам ЕГЭ в вуз может поступить каждый, кто не получил двойку. Причём не только в родном городе или области, но и за пределами нашего региона.


– Нынешним одиннадцатиклассникам предстоит писать выпускное сочинение. Многих тревожит, что именно по результатам этой творческой работы будут допускать к сдаче ЕГЭ. Не получится ли так, что до ЕГЭ дойдёт не большинство ребят?


– Не думаю, что в декабре на сочинении большинство выпускников «завалится». К тому же его можно будет пересдать в феврале и в конце апреля – начале мая. Но в любом случае будут оцениваться реальные знания. Если ученик получит «зачёт» – молодец. А если схватит «незачёт», значит, ему надо поработать над собой вместо того, чтобы искать лазейки. 


Бояться сочинения не стоит. Страх вообще не приносит пользы. Надо просто научиться излагать свои мысли, и не только ради экзамена. Ведь это очень пригодится в жизни. Если человек красиво пишет, значит, он красиво говорит и может грамотно отстоять свою точку зрения. К тому же Указом Президента России 2015 год объявлен Годом литературы. И мы, как наследники Пушкина, Достоевского, Лермонтова, просто обязаны беречь родной язык! А сегодня люди даже писем не пишут, перебрасываются короткими сообщениями в социальных сетях да эсэмэсками, в которых коверкают слова и забывают про знаки препинания.


Между тем у нас очень высокие требования друг к другу, и особенно – к молодёжи. Ведь Россия – это отдельная планета на земном шаре. И нам мало одних только тестов для проверки школьных знаний. Сочинение, на мой взгляд, необходимо прежде всего для воспитания души и уважения к родному языку.


– Завершён ли в нашей области процесс закрытия малокомплектных школ или он ещё продолжается?


– Пока продолжается. Несколько лет назад малокомплектных школ было более шестидесяти. Сейчас – тридцать семь. Но и это количество постепенно будет сокращаться, надеюсь, без сопротивления родителей ребят. Конечно, люди не сразу принимают что-то новое. Сначала человек должен всё пропустить через себя, потом сравнить, проанализировать и лишь после этого сделать решительный шаг. Кстати, именно так произошло со школой села Озёрки Становлянского района. Детей там было мало, а учителей – много, поэтому зарплату получали небольшую. Мы с начальником управления образования и науки предложили закрыть школу. Тут же начались возмущения: разве можно лишиться школы, в которую ходил будущий нобелевский лауреат Бунин? Но на самом-то деле Иван Алексеевич учился в Елецкой гимназии! В конце концов сами родители учеников озёрской школы решили, что их детям нужны современные условия учёбы, а значит, более высокие знания. И на этом история закончилась.


Было и такое, когда в сельских школах один учитель вёл сразу первый, второй и третий классы, потому что в каких-то школах не хватало учителей, в других – учеников. Иногда на троих взрослых приходился один ученик. Был случай, когда школа провожала во взрослую жизнь единственную выпускницу. Представляете, каково было девочке на празднике... Ради кого ей было шить выпускное платье? С кем танцевать на балу? С кем потом общаться на сайте «Одноклассники»?


Неудивительно, что, когда дети из малокомплектных школ попадают в большие коллективы, они восхищаются: здесь много ребят! Им интересно со сверстниками. А от хорошего общения и качество знаний выше.


– Проводится ли анализ учёбы тех ребят, которые из малокомплектных школ перешли в дома знаний более совершенные?


– Сложно проследить успехи каждого ребёнка, который из маленькой школы перешёл в большую. Ведь оценки зависят от многих факторов. А вот если судить по итогам всероссийских олимпиад, можно сказать, что качество образования в нашей области повысилось. Но в целом российские школьники на международных олимпиадах чуть проигрывают своим сверстникам из других стран. Это заставляет задуматься и Министерство образования, и Академию педагогических наук, и учителей. Каждый директор тоже должен решить, каким путём пойдёт его школа, кого он возьмёт в свою педагогическую команду. Там, где система образования подлежит постоянному анализу, результаты гораздо лучше. Много ярких звёздочек у нас в Тербунском, Добровском, Добринском районах, в Ельце. А в некоторых районах области нет ни одного участника олимпиады, который дошёл бы до областного этапа...


– Местные СМИ, освещая работу областного образовательного форума, сообщили о том, что через пару лет все школьники нашей области будут учиться в одну смену. Это, конечно, очень радует. Скажите, Людмила Валентиновна, что нужно сделать руководителям области, городов и районов, чтобы сдержать это обещание?


– В выполнении этого обещания примут участие руководители каждого района, областные власти и федеральный центр. Думаю, дело решится достаточно быстро, потому как вторая смена для Липецкой области не такая большая проблема. У нас всего 13 процентов учеников занимаются после обеда. И в основном в районных или городских школах.


В сельских районах вторая смена исчезает быстро. Например, во Льве-Толстом ребята учатся только с утра. Там две старые школы соединили в одну – большую, современную. Занимаются в ней и ученики из близлежащих сёл. Я всегда радуюсь таким новостройкам, ведь в зданиях-долгожителях даже электропроводка не рассчитана на новые технологии. Когда их возводили, о компьютерах и представления не имели. А теперь у нас и интерактивные доски, и целые компьютерные залы, и много чего ещё. Поэтому всё надо «перешнуровать, перекопать»... Но иногда проще построить заново.


А кто мне скажет, почему в городе одна школа стоит полупустая, а в другую выстраивается очередь?


– Потому что одна школа плохая, а вторая – хорошая! – догадался кто-то из ребят.


– Правильно! – подтвердила Людмила Валентиновна. – Многие стремятся попасть в лицеи и гимназии... И если в эти учебные заведения больше всего желающих, почему бы не дать им дополнительные здания?


Но что такое хорошая школа? Это, прежде всего, замечательные директор и его команда. Они строго тестируют учителей, выбирая лучших. А к лучшим родители и ведут своих детей. Именно так было у Вячеслава Александровича Котельникова, бывшего директора 64-й гимназии. Требуя от учителей хорошего знания предмета, он сам готовил победителей всероссийских олимпиад по астрономии. Да, у него были строгие порядки. В 7.45 директор закрывал входную дверь школы на ключ, потому что был уверен: ребёнку нужно 15 минут, чтобы отойти от улицы и приготовиться к занятиям. Вячеслав Александрович собрал отличную команду учителей. Этот замечательный руководитель так поставил работу в гимназии, что она ничуть не хуже и после ухода из жизни Вячеслава Александровича, теперь – под руководством Ольги Сергеевны Карташовой.


– Мы знаем, что на августовском учительском форуме большое внимание уделили образованию детей-инвалидов. Нам интересно, в каждой ли школе они смогут учиться или для этих ребят будут подготовлены базовые учреждения?


Этот вопрос Людмиле Валентиновне задал Серёжа Бочаров, студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Для него он особенно важен. Серёжа – выпускник интерната для слепых и слабовидящих детей.


– Сейчас в России воплощается государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, – ответила Людмила Валентиновна. – Такое название носит и наша областная программа. Одна из задач заключается в том, чтобы в каждом районе подготовить школу, где могли бы вместе заниматься обычные ребята и дети-инвалиды.


Два года назад улучшили условия в школе № 40 города Липецка, где учатся глухонемые и глухие дети. В прошлом году создали условия для обучения детей-инвалидов в школе № 1 города Ельца, в гимназии № 3 города Грязи и в гимназии села Боринское Липецкого района. А в 2015 году «доступная среда» будет создана в каждом районе нашей области.


Детям-инвалидам необходимо ходить в школу, чтобы быть в компании сверстников. Чтобы учиться общению, узнавать жизнь не только с помощью телевизора и Интернета. Другое дело, когда болезнь приковывает к постели. Здесь приходят на помощь дистанционные технологии, ими уже пользуются двести детей-инвалидов из разных уголков нашей области. Ну а девчонки и мальчишки, страдающие сердечными заболеваниями или повреждением опорно-двигательного аппарата, вполне могут заниматься в обычных условиях. Замечу, многие ребята, страдающие детским церебральным параличом, очень способные. Они ещё и другим помогать будут, если попадут в обычный класс. Нужно только дать им возможность проявить себя.


Мне очень запомнился документальный фильм «Тюменский дельфин» – про мальчика, который родился без рук. Так вот он – паралимпийский чемпион по плаванию! Сам ест, обувается и одевается. И очень обижается, если ему кто-то пытается помочь. Это прекрасное доказательство того, что каждому инвалиду необходима возможность развить свои способности. А для этого нужно создать особые условия – доступную среду. И все мы должны быть в ней активными участниками. Если ты знаешь, что рядом находится человек с ограниченными возможностями, будь готов помочь ему добраться до библиотеки, столовой, поднять упавшую книгу, выйти из здания школы, проводить его до дома... Но делать это нужно деликатно и ненавязчиво, не давая понять, что ты помогаешь из жалости.


Следующий вопрос задала Таня Качурина, победительница Всероссийского конкурса юных вокалистов. Как человек, много лет занимавшийся в доме детского творчества, она спросила:


– Что в нашей области предпримут для развития дополнительного образования и спорта? И какую роль, на ваш взгляд, играют занятия в детских домах творчества?


– Без домов творчества детям жить неинтересно. Я сама всегда чем-то увлекалась: пела в хоре, занималась в кукольном театре и спортивной школе, вязала... А внук у меня спортсмен. Он занимался гимнастикой и футболом. А сейчас плавает и хочет попробовать себя в борьбе. Дочь до сих пор любит конный спорт. Я абсолютно убеждена: уроки в школе, общественная работа плюс хобби – нормальный рабочий день школьника.


Сегодня мы можем предложить ребятам широкий спектр занятий. У нас есть и плавательные бассейны, и тренажёрные залы, и современные спортивные площадки. Идёт строительство ледовых дворцов в районах и городах области. А в Ельце и Усмани они уже работают.


К 2018 году дополнительным образованием будет охвачено 75 процентов детей нашей области. Для этого разрабатываются и выполняются интересные современные программы. Например, ребята смогут гораздо ближе познакомиться с робототехникой, компьютерными технологиями, экранным творчеством и многим другим.


И физкультурой займутся все. С 1 января 2015 года вступит в силу Указ Президента о нормах ГТО – «Готов к труду и обороне». Моему поколению это хорошо знакомо. Но и в нынешние дни будет почётно показать свои спортивные навыки. Это поможет укрепить характер, а главное, здоровье. Значит, крепких ребят станет больше.


– Липецкая область приняла беженцев из Украины. Среди них много детей, которым предстоит учиться в наших школах. Что предусмотрено для их безболезненного привыкания к российской школе?


– Мы с огромным вниманием работаем над этой проблемой. Ведь украинские дети и их родители пережили очень сильный стресс. Они покинули свою страну, убегая из-под пуль и от бомбёжки. Всего в нашу область прибыло около 2,5 тысячи беженцев. Среди них дети разного возраста: есть и малыши, и школьники, и студенты. Пятнадцать человек пошли учиться в колледжи, шестьдесят поступили в вузы. А около восьмисот ребят приняты в школы области. Всем им дали учебники и письменные принадлежности, помогли купить школьную и спортивную формы.


Стараются помочь ребятам школьные психологи и учителя. Ведь в Украине они занимались по другим программам. С кем-то будут проводиться дополнительные занятия, особенно по русскому языку. А кому-то будет достаточно нескольких дельных советов. Я очень надеюсь, что и ребята помогут этим новичкам как можно быстрее освоиться в наших школах.


– Людмила Валентиновна, есть ли у вас любимая история, связанная с первым сентября?


– Такая история произошла буквально первого сентября... Минувшим летом мой внук так активно занимался плаванием и так много путешествовал, что первого сентября сказал: «Наконец-то я в школу пришёл!» Надеюсь, и вы, дорогие ребята, рады началу учебного года.  Трудитесь, развивайтесь, будьте активными – и у вас всё непременно получится! Спасибо за встречу!


В ответ мы тоже поблагодарили Людмилу Валентиновну Куракову за интересную беседу. И напоследок сделали общую фотографию. На снимке наша гостья под ярко-жёлтым зонтиком, на котором изображён лейбл «Ключика». Такой сувенир мы вручаем взрослым друзьям газеты. А Людмила Валентиновна – самый лучший друг.


Вопросы задавали


Лена Казначеева, Лиза Крутских, Даша Борисова из села Девица Усманского района и липчане Серёжа Бочаров, Таня Качурина, Лиля Колаева, Валерия Дьяченкова, Алина Стефанкова, Катерина Тонких, Полина Чернышова, Валерия Рассказова.


Ответы на вопросы записала Елена КАШУРА.


Фото В. КУЛИКА и Н. ЧЕРКАСОВА.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

С МИРом в Крым


// Общество

Праздник животноводов пройдет ярко

Михаил Зарников
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх