lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Если бес попутал на обвес

18.09.2014 "Липецкая газета". Сергей Захаров
// Экономика
Рисунок Андрея Исупова

Каждый день, делая покупки, мы сталкиваемся с продавцами. Причем часть из тружеников прилавка, далеко не лучшая и, к счастью, не столь многочисленная как кажется, склонна, мягко говоря, к надувательству.



 


Понятно, что мастеров рыночного обвеса и обсчета лучше всего воспитывать штрафом. Но, увы, существующие сейчас мизерные наказания сводят на нет все меры государственного контроля. А это вовсе не стимулирует предпринимателей и продавцов к ведению добросовестной деятельности. Поэтому на минувшей неделе Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал Госдуме рассмотреть и принять в первом чтении проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение прав потребителей. Причем предлагается в некоторых случаях за повторный обман потребителей в течение года штрафовать юридических лиц на сумму до 1 миллиона рублей!


Картинки
из торговых рядов


На рынке я бываю нечасто, в основном предпочитаю супермаркеты, не потому, что они лучше, потому, что ближе к дому. Но случилось так, что в этот раз я оказался на рынке и решил купить кусок вареной колбасы. Девушка положила выбранный мною кусок на весы и сказала: «Полкило. Пожалуйста, 120 рублей». Я расплатился, но шестое чувство мне подсказывало, что кусок как-то маловат. А тут подвернулись контрольные весы, которые показали, что и впрямь: тянет моя покупка всего на триста граммов.


Когда я вернулся и стал говорить, что произошла какая-то ошибка, то продавщица, ни слова не говоря, взяла колбасу, вернула мне мои деньги и уставилась в газету «Моя реклама». «Что это значит?» — изумился я. «Это значит, — ответила она, — что я вас обвесила и вернула ваши деньги. Какие еще ко мне вопросы?» — «А вы можете мне взвесить колбасу, не обвешивая? Я хочу ее купить». — «Нет, не могу. Идите в другое место».


В другом месте было то же самое, с той только разницей, что я сразу предупредил о своем намерении по поводу контрольных весов. Продавщица пожала плечами и на мои вопросы, требования, угрозы больше не отвечала. Стояла и смотрела в сторону, будто я разговариваю сам с собой. Третью я уже сам спросил: «Вы меня обвесите?» Она невозмутимо ответила: «Да». «Но почему? Почему?» — в отчаянии повторял я этот уже глубоко бессмысленный вопрос. «Как почему? — ответила она. — Мне тоже нужно на жизнь заработать». Но такое откровение продавца позволяет сделать еще один грустный вывод. Не исключено, что сам бизнес на этих торговых точках выстроен порочно. Продавец получает мизерную зарплату, а хозяин вынуждает его зарабатывать на жизнь, бессовестно обманывая покупателей. Стало быть, виноват не только продавец, лицо так сказать, физическое, но и его хозяин, а это уже лицо юридическое.


А в овощных рядах возле веселых торговцев из южных республик я вообще стал свидетелем драматичной картины. Разгневанная пожилая женщина швырнула продавщице в лицо пакет с помидорами, истошно крича: «Ты меня обвесила на полкилограмма, забирай свои помидоры назад!». Причем ушла она, даже не забрав деньги.


Но удивил больше не гнев покупательницы, а олимпийское спокойствие торговцев, словно швыряют им покупатели помидоры в лицо каждый божий день.


Не обрадовали меня и в мясных рядах. Захотел взять кусочек помясистей, а к нему продавец кладет на весы довесок — костяную колтышку солидного веса. Даже грубый подсчет позволил мне сделать неутешительный вывод, что невзрачный кусок мяса с дряблым жиром и косточкой, с этим довеском, обойдется дороже хорошей вырезки.


Удачный рыночный спектакль


То, что произошло на рынке, кажется чем-то вопиющим, поскольку противоречит элементарной логике. И дело не в том, что на рынке ни с того ни с сего стали обвешивать и недодавать сдачу. И мой вопрос «почему?», разумеется, не ставил под сомнение само существование подобной практики, которая входит в число обычных потребительских рисков. Удивляет другое: как за последние годы изменился сам характер обвешивания. Как-то незаметно, словно само собой, выветрилась его стихийная театральность. В прежние времена продавец мог изобразить смущение с репликами типа: «Ой, простите, сейчас все пересчитаем!».


В былые времена такой спектакль за прилавком зависел от мастерства рыночных продавцов-актеров, которые своей доброжелательностью и улыбкой могли усыпить бдительность покупателя. Бесспорно, классическое обвешивание имеет исключительно ситуативный характер. Ведь не с каждым покупателем такой трюк пройдет и нужно правильно выбирать объект надувательства, а то пойдут разговоры, крики, жалобы…


Разумеется, покупателей обманывали и на советских рынках. Но в те уже далекие времена если человек замечал обман, то совершался перерасчет, разница возвращалась и купля-продажа приходила к своему логичному завершению: продукт приобретался по той цене, которую он стоил. Система была гибкой, и колесики слаженно цепляли друг друга.


Теперь же, когда контрольные весы показывают, что вас обсчитали в полтора раза, никто не схватится за голову и не побежит перевешивать, довешивать, пересчитывать. Если тебя что-то не устраивает, ты просто исключаешься из товарно-денежных отношений. И ничего больше. Можно сколько угодно «качать права» — это ничего не изменит, а если вопли будут слишком громкими, то могут появиться крепкие ребята, которые предложат удалиться подобру-поздорову.


Мастера
торговых приемов


Однако сегодняшняя система рыночного обвеса и обсчета, если вернуться к нашему сюжету, как-то неожиданно сделала шаг вперед: теперь она стала разоблачать саму себя, довольно цинично демонстрируя свою внутреннюю сущность и механизмы обогащения.


С точки зрения обсчета, обвеса, обмера, недолива и тому подобного облапошивания, наиболее опасны базарные торговцы с антикварными безменами и рычажными весами, продавцы уличных палаток и лотков, квасных бочек и пивных киосков.


Они пользуются великим множеством приемов обвеса и обсчета, которые постоянно совершенствуют в соответствии с техническим прогрессом. На смену допотопным костяным счетам пришли калькуляторы; безмены и гири заменяются электронными весами, но обвес, обман, обсчет и недолив остаются.


Опытный продавец с трепетной нежностью относится к этим орудиям своего труда. С ловкостью фокусника он устанавливает весы так, что стрелка в свободном состоянии отклоняется совсем на немного: к отметке 5 — 10 граммов. Несколько десятков граммов в пользу продавца добавит качающийся столик под весами. В компании с аккуратно опломбированными, но тем не менее облегченными гирями да еще с куском свинца под чашей или навеской для тары такое отклонение дает весомый ежедневный «довесок» к зарплате.


Классика жанра


Жуликоватыми торговцами на протяжении десятилетий применялись (и применяются) различные способы обвеса и обсчета. Например, «обвес с походом», заключается в том, что продавец кладет на весы больше товара, чем просил покупатель, уже на весах избыточная часть («поход») отрезается, причем продавец увеличивает вес товара, придерживая чашу весов пальцем. «Обвес на пушку» требует значительной психологической подготовки и применяется только опытными продавцами. Суть его в следующем: обвешивая покупателя, продавец отвлекает его разговором от шкалы весов. При этом и осуществляются манипуляции с весами. «Обвес на бросок»: товар бросается на весы и сразу снимается. «Обвес на разинь» предполагает, что покупатель видит лишь часть шкалы весов. «Обвес с подначкой»: взвешивая товар, продавец работает четырьмя пальцами, пятым отклоняя в нужную сторону стрелку весов. «Обвес на время» требует высокого профессионализма. Обслуживание проводится столь быстро, что покупатель не замечает количество положенного и завернутого товара.


Другой суперобман — с помощью магнита. На чашечные весы его весом от 10 до 30 г (!) крепят снизу, на электронные — с тыльной, невидимой покупателю стороны. По виду он может быть как монета, пластинка, бывают намагниченные (специально!) ножи. Бывает, что сильный магнит помещен в пачку из-под сигарет и лежит недалеко от весов, там, конечно, куда кладется товар. Такой магнит прибавляет вес до 50 граммов!


Есть еще одна «ловушка» для покупателя: «дать ассортимент». К качественному товару добавляется часть более низкого сорта. Это тот случай, когда мне к мясу предложили костяной довесок.


Применяются также и другие способы обмана. Сахар, крупы, муку, соль торговые точки стремятся добыть нефасованными. На день-два-три продукт помещают в сырой склад, где он набирает вес: на мешок — до 2-3 кг. При фасовке смешивают продукт разного сорта (и цены) — сахар белый и желтый (тростниковый и свекольный), муку разного сорта, соль... Или: черствый хлеб на комбинате фасуют в пакет, где он «отходит». И еще: набавляют цену за упаковку. Мясо, рыбу, полуфабрикаты, пельмени намораживают до обледенения. С 1 кг мороженого гуляша получается 20—30 г «наледи» — несколько рублей в карман.


Что предлагают законодатели?


А что они еще могут предложить, кроме ужесточения закона, если обман потребителей столь живуч и непобедим? И это правильно. Причем касается сие не только людей, стоящих за прилавком. Нынешнее лето стало кошмаром для многих отдыхающих: обанкротившиеся турфирмы бросили за границей на произвол судьбы тысячи людей. А чем подобная ситуация отличается от обмана на овощном рынке. Да ничем, и там и тут — обыкновенный обман потребителя. А если вы купили в магазине сотовой связи некачественный мобильный телефон? Правильно, это тоже обман потребителя. Как отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, динамично развивающийся потребительский рынок предлагает все новые продукты и услуги, и неподготовленного, а зачастую даже и подготовленного потребителя бывает легко ввести в заблуждение. «Наиболее проблемными для потребителей в последнее время стали услуги туристического бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства, услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом; в сфере финансовых услуг также возникает все еще много вопросов. Сильное беспокойство вызывает недостаточно высокий уровень безопасности и качества реализуемых товаров (работ, услуг), особенно продовольственных», — констатируют депутаты. Сегодня предпринимателям зачастую выгоднее заплатить мизерный штраф, чем заниматься устранением нарушений.


В качестве одного из примеров несоответствия наказания прегрешению приводится ситуация с нарушением прав потребителей на получение достоверной информации о приобретаемых товаре или услуге. Так, в соответствии с действующей редакцией КоАП РФ, банку за неполную информацию о кредите грозит штраф всего в 5—10 тыс. рублей, в то время как для введенного в заблуждение заемщика кредитные выплаты могут существенно возрасти и оказаться непосильными. Авторы законопроекта предлагают значительно повысить штрафы за нарушение прав потребителей, а за грубые нарушения ввести административное приостановление деятельности. Например, за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге или включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, юридических лиц теперь предлагается штрафовать на 100—300 тыс. рублей, а за такое повторное нарушение в течение года может грозить штраф в сумме от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.


Как уже упоминалось, сейчас нарушение права потребителя на достоверную информацию чревато для юрлиц штрафом в 5—10 тыс. рублей, а за включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителя, организацию оштрафуют на 10—20 тыс. Также сейчас нет ответственности за повторные нарушения и штрафов для предпринимателей без образования юрлица за такие виды нарушений, а штраф для должностных лиц меньше, чем предлагают законодатели.


Бдительный покупатель


Конечно, законодатели внесут свою здравую лепту в борьбе за права потребителей. Но ведь никакой строгий закон не спасет вас от обмана, если вы сами потеряете бдительность. Первое, и самое главное: внимательно следите за действиями продавцов. Они очень чутко реагирует на ваше поведение. Если при покупке вы озабочены чем-то другим, но только не показаниями весов и манипуляциями торгового работника, вас наверняка обвесят, причем просто так, из «спортивного интереса». Не провоцируйте продавцов, не обделяйте вниманием их и весы! Причем, чтобы лучше разобраться, что же весы действительно показывают, лучше дождаться пока стрелка полностью остановится, а цифры на электронных весах перестанут прыгать. Неплохо провести небольшой эксперимент: попросите продавца взвесить товары отдельно, а затем вместе. Сравните результаты взвешиваний, и разница покажет, на сколько вас хотят обмануть. Лучше всего носить с собой калькулятор. Это серьезная гарантия, что вас не обсчитают. И самое главное — при обмане не стесняйтесь обращаться с жалобой в надзорные органы.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В активном стиле


// Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова
// История

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова
// Культура

«Малиновый звон» под куполом неба (ФОТО)

Дарья Шпакова, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество



  Вверх