lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Великая забытая война

02.09.2014 "Золотой ключик".
// История
Фото из архивов Боринской гимназии

Приближался районный этап военно-спортивной игры «Вперёд, мальчишки!». Пятиклассники Боринской гимназии Липецкого района серьёзно задумались: чем бы удивить жюри? Ведь за годы существования этих соревнований участники, казалось бы, подняли все темы. Видя, что мои ученики постепенно заходят в тупик, я дал им подсказку – посоветовал вспомнить, что произошло ровно сто лет назад. Ребята моментально сообразили. Один мальчишка даже хлопнул себя ладонью по лбу и воскликнул: «Да как же мы могли забыть?!» Остальные лишь смущённо пожали плечами.


Действительно, так получилось, что Первая мировая война как-то ушла в тень. Если о событиях 1941-1945 годов помнят и стар и млад, то театр военных действий 1914-1918 годов мало кому известен. «Ведь это было так давно, что кажется уже мифом. Как Троянская война», – выдал однажды один из моих уже бывших учеников. Если кто-то что-то и помнит, то это «Брусиловский прорыв». Хотя в то время он носил название «Луцкий».


К счастью, мои нынешние мальчишки и девчонки такого мнения не разделяют. Поэтому, зацепившись за тему, взялись за её разработку. После долгих споров остановились на идее создания альбома, посвящённого столетию с начала той Великой войны. И взялись за его наполнение. Они засыпали вопросами меня, атаковали местную библиотеку, терпеливо изучали документы в архивах, перелопатили десятки сайтов в Интернете. И если сначала ребята хотели просто победить в соревновании, то по мере накопления знаний цель изменилась. Мои ученики поняли, что главное – это донести до современного поколения всю важность и значимость той страшной войны.


По станицам альбома: "Гибель империй"


Мало кто знает, что Первую мировою войну стали называть «Первой» только после начала Второй, в 1939 году. На протяжении двадцати одного года (именно столько лет прошло от одной войны до другой) в Европе её именовали «Великой войной» или «Большой войной». В России же – «Второй Отечественной» (Первая Отечественная была с Наполеоном), «Германской» и «Империалистической».


Первые страницы альбома мои ученики отвели краткой истории боевых действий. Особняком стоял повод, из-за которого Германия и Австро-Венгрия развязали войну. Это произошло 28 июня 1914 года в городе Сараево. Сербский террорист Гаврила Принцип из организации «Млада Босна» (они боролись за присоединение Боснии и Герцеговины к Великой Сербии) убил австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу. И в тот же день Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Российская империя, взявшая на себя роль защитницы славянских народов, находилась в стороне лишь несколько дней. 1 августа Германия объявила ей войну. Боевые действия начались…


После краткого описания военных действий на Западном и Восточном фронтах место в альбоме было отведено для подведения итогов войны. С политической карты мира исчезли четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Погибло более десяти миллионов солдат, около двенадцати миллионов мирного населения, число раненых перевалило за отметку в пятьдесят миллионов.


По страницам альбома: Липецк в военные годы


Большую часть альбома мальчишки и девчонки решили посвятить липецкому краю того времени. Для этого им пришлось проделать поистине титаническую работу. Я даже не могу предположить, сколько времени они потратили на изучение, а главное – поиск материалов в Государственном архиве Липецкой области.


Сначала им удалось узнать, что в 1915 году, когда ситуация на фронте была самой тяжёлой, во всех уездах Российской империи стали создаваться дружины учащихся. Правительство пошло на такой шаг ради того, чтобы школьники работали на полях и помогали семьям, чьи кормильцы ушли на фронт.


Хотя сведений осталось крайне мало, моим ребятам всё же удалось выяснить подробности. В этом помогла листовка, направленная в 1915 году из Москвы в Липецкий уезд.


Оказалось, что создание дружин поручалось директорам школ, руководителям родительских комитетов и различных кружков. Земства обязали обеспечивать всех дружинников соответствующим инвентарём. А по особому распоряжению Николая Второго всем ребятам гарантировался бесплатный проезд на железнодорожном транспорте. При Воронежском сельскохозяйственном институте были открыты специальные курсы для подготовки инструкторов дружин.


К сожалению, подробные сведения о деятельности трудовых дружин, их численности в архиве не сохранились.


***


Листая архивные документы 1916 года, мои ученики узнали, что в годы войны по всей стране в деревнях во время летних работ открывались ясли для маленьких детей.


Сохранилось письмо-отчёт, составленное комиссией помощи детям: «…Ясли-очаги всё более и более завоёвывают симпатии как общественных учреждений, так и самого крестьянского населения и особенно матерей, которые освобождаются во время горячей страдной поры от ухода и надзора за детьми».


Благодаря документам стало понятно, что война сильнее всего ударила именно по деревне, лишив её работников. Поэтому на полях в основном трудились женщины, которым помогали старики и подростки.


***


В архиве сохранился любопытный документ от 10 мая 1916 года. В нём главный комитет Всероссийского земского союза обращался к сельским учителям, «близко стоящим к народу». В документе комитет просил их помогать в переписке с военнопленными. В обязанности учителей входило переписывание адресов с открыток, приходящих из плена. Также они должны были наводить справки о пропавших без вести.


***


Интересными для изучения оказались и документы Министерства народного просвещения Российской империи. В ноябре 1916 года в Липецкую уездную земскую управу пришло письмо, в котором отмечалось, что ещё одной великой армией является народное учительство, укрепляющее «богатства народной души, народной культуры». Поэтому министерством было принято решение поднять жалование народным учителям до 960 рублей, а также гарантировалось обеспечение их квартирами и специальными суммами на воспитание детей.


А в другом документе (19 января 1916 год) говорится: «Не представляется сомнений, что вести, доходящие с фронта армии, одинаково волнуют и города, и глухие уголки деревни, так как почти нет семьи, почти нет человека, который не был бы так или иначе связан с происходящим на фронте: одни имеют родных, сражающихся в рядах армии, другие работают на нужды ея, многие пострадали от войны, и всех объединяет одно желание – победа над врагом. Переживая с армией радости и невзгоды, население стремится уяснить себе происходящие события и жадно прислушивается к тому, что говорят и пишут про войну, вследствие чего повсеместно наблюдается небывалый спрос на газету и книгу».


Также из документа становится понятно, что не у всех людей была возможность найти книгу или газету, чтобы узнавать достоверные сведения о войне. Поэтому Министерство просвещения поставило задачу «равно охранить то бодрое, уверенное в себе настроение, какое ныне наблюдается повсюду, и укрепить общий патриотический подъём народного духа». Для этого были организованы специальные народные чтения по вопросам войны.


Не только архивные документы стали нашим достоянием. Особая ценность – башлык 1914 года – суконный остроконечный капюшон, надеваемый поверх головного убора в плохую погоду. Он хранится в музее крестьянского быта нашей Боринской гимназии.


В 2008 году башлык передала в дар музею жительница села Мария Филипповна Дмитриева. Ей же он достался по наследству от бабушки, которая сама сшила его для своего брата, отправляющегося на войну. Их семье повезло: солдат вернулся домой, а башлык стал семейной реликвией.


***


Мои ребята очень надеются, что проделанная ими работа не пройдёт бесследно. В начале учебного года они проведут классные часы для всех учеников Боринской гимназии. Нам очень важно, чтобы никто не забывал хоть далёкую, но великую историю своей страны.


Александр Геннадевич ТРУБИЦИН, учитель истории

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх