lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Крутые виражи генерала Чаги

11.09.2014 "Липецкая газета". Роман Ромашин, фото автора
// Общество
Николай Чага со своими внуками

Когда над данковской Перехвалью «вышивают» кружева высшего пилотажа самолеты Липецкого авиацентра, пенсионер Николай Чага бросает любые домашние дела. Задрав голову, он восторженно следит за крылатыми машинами, выписывающими чудесные фигуры. Исполненные летчиками элементы Николай Иванович оценивает профессионально. И немудрено, ведь отставной генерал-майор посвятил авиации 38 лет.


Как снайперу Господь помог


Истребители и штурмовики оказываются в сельском небе неслучайно.


— Если подняться с аэродрома и двигаться по прямой, через 62 километра самолет окажется аккурат над моей усадьбой, — утверждает Николай Чага. — В прошлом мне тоже доводилось здесь летать. И хотелось задержаться подольше. Тогда пару раз докладывал на землю, что впереди большая птичья стая, и просил разрешить облет. Диспетчер, вероятно, догадывался об истинных причинах перемены курса, но давал «добро». Я кружил над холмами любимой Перехвали. А потом возвращался на маршрут.


За плечами генерала столько моментов триумфа, что на увлекательную повесть хватит. Как-то во время службы в Липецком авиацентре подполковник Чага готовился к учениям, оценивать которые должен был сам главный маршал ВВС, дважды Герой Советского Союза Павел Кутахов. Венцом разработанного для авиационного знатока зрелища являлось поражение цели ракетами. Причем с минимальной двадцатипятиметровой (!) высоты.


Летчики тренировались день и ночь. После очередного занятия Миг-27, пилотируемый Чагой, на колоссальных перегрузках уходил восвояси. С крыльев картинно падали воздушные струи. И сразу разворот на зрительскую трибуну, где расположился тогдашний начальник авиацентра генерал-лейтенант Альберт Бобровский. Ошарашенный увиденным, храбрец признался: «Чага, ты настоящий кудесник! Даже мне страшно было».


Но главным моментом истины явились сами учения. Их открывал озорной подполковник-ас. Как положено, за шесть километров до переливающейся на солнце цели он выпустил ракету.


— Вел ее не дыша, — вспоминает Николай Чага. — Промахнуться не имел права. И тут как будто сам господь Бог мне шепнул: «Коля, опусти джойстик!». Я так и сделал. В мгновение ока заряд разнес мишень из подвешенных баков.


Коллеги тоже не подкачали. Учения прошли на «отлично», а блеснувший меткостью снайпер получил от Павла Кутахова именные часы.


Катастрофа со счастливым финалом


Удивительно, но факт. Едва начавшаяся военная карьера могла закончиться для выпускника Ейского авиационного училища бесславно. Летом 1964 года стальная машина лейтенанта Николая Чаги потеряла управление. Сам пилот едва успел катапультироваться. А оказавшаяся в свободном падении машина сваливалась в ближайшую лесополосу.


По иронии судьбы в живописном местечке отдыхал командированный из района партинструктор. Увидев падающий самолет, ответственный товарищ захотел пуститься наутек на мотоцикле. Но припаркованный поблизости двухколесный транспорт, как назло, не завелся. Тогда мужчина кинулся в сторону и потому отделался легкими ссадинами. Задетый крылом мотоцикл взорвался.


Пострадавший оказался человеком со связями, поэтому последствия инцидента для незадачливого летчика могли быть серьезными. Разбором полетов занялась специально присланная из Москвы комиссия. Дотошное следствие вынесло однозначный вердикт: виноват не человеческий фактор, а техника. А за безупречное ведение полетной документации Николая Чагу даже похвалили.


Инициатива приветствуется


В 1992 году наш герой получил генеральские погоны и возглавил Липецкий авиацентр боевого применения. В это смутное время многие летные части расформировывались, хотя спешно переброшенные из Восточной Германии самолеты не знали куда разместить. Угроза закрытия нависла и над нашим авиацентром, одним из пяти в стране.


— Ждать у моря погоды было нельзя, — вспоминает собеседник. — Я взял инициативу на себя. Предложил заму главкома ВВС разместить на старом аэродроме Липецка базу резерва. Идея пришлась московскому начальству по душе. Но для сохранения центра этого было мало. Огромной помощью стало выступление в Совете Федерации Олега Королева, тогда занимавшего пост заместителя председателя верхней палаты. Олег Петрович убедительно донес сенаторам простую истину — упразднение авиацентра нанесет сильнейший удар по обороноспособности страны. После той речи позиция командования изменилась. О расформировании Липецкого авиацентра больше не упоминали.


Летчики показывали исключительную выучку на любых авиасалонах. Но как удержать планку в условиях скудного финансирования, когда даже солярки в обрез? Чага принял соломоново решение. Всех пилотов поделили на три группы. В первую вошли лидеры, на полетах которых не экономили. Участники второй группы тренировались от случая к случаю. Оказавшиеся в третьем «дивизионе» поднимались в воздух только пару раз в год для подтверждения классности. Иначе бы лишились части скудного жалованья.


Истребитель и НЛО


Мартовским днем 1990 года полковник Чага возвращался после очередного бомбометания на Ратчинском полигоне, что в Добровском районе. Случайно он заметил сбоку зависший пучок звезд. Оказалось, самолет двигался параллельно таинственному объекту. Озаренный каким-то неестественным светом, НЛО по форме напоминал дирижабль.


— Мне захотелось облететь его, — свидетельствует Николай Иванович. — Но для этого требовалось разрешение с земли. С одной стороны — просьба могла выйти боком. Реакция начальства могла быть непредсказуемой. Но с другой – служебная выслуга уже имелась. В случае чего можно смело отправляться на пенсию. Я рискнул. Доложил о ЧП на землю. В ответ услышал, что внизу тоже видят непонятный объект. Тогда я запросил разрешения облететь НЛО. В ответ прозвучало категорическое «нет».


Позднее Николай Чага узнал, что этот же корабль пришельцев заметили коллеги с гражданского борта, пролетающего над Ельцом. К собственным зарисовкам НЛО полковник присовокупил снимки с бортовой фотокамеры. Любопытного материала хватило на полноценное досье. А затем для снятия копий документы выпросила жена легендарного космонавта Марина Попович. Чага лично отвез их в Звездный городок. Однако назад уникальные документы не вернулись. Взамен исследовательница уфологии подарила книгу о внеземных цивилизациях.


Порох
держать сухим


Сегодняшнему возрождению отечественной авиации Чага радуется всей душой. А враждебную политику западных стран считает естественной реакцией на происходящее. Раз недруги ставят палки в колеса, значит, мы на правильном пути. Нужно гнуть свою линию дальше.


— Руки у натовцев коротки, — считает Чага.— В том же девяносто втором году в Америке мне довелось опробовать хваленый истребитель F-15. На поверку он оказался довольно заурядным самолетом. Машина неуклюжая, слабая. А в полете громыхает, словно разбитый шарабан. В сравнении с заокеанским аналогом наш красавец Миг – это песня! В небе российским боевым машинам по-прежнему нет равных. По моей информации, в будущем нам тоже будет чем удивить своих «друзей». Однако нельзя поддаваться шапкозакидательским настроениям. Порох надо держать сухим: больше финансировать оборонку, оснащать армию перспективными разработками. Очевидно, что верховный главнокомандующий Владимир Путин это прекрасно понимает.


Любовь земная


В последний раз Николай Чага садился за штурвал самолета осенью 1996 года. На многокилометровой высоте прихватило сердце. Врачи поставили неутешительный диагноз. С авиацией пришлось навсегда завязать. Даже в качестве пассажира.


— Наверное, грезите о небе? — интересуемся у Николая Ивановича.


— Нет. Раз запретили летать, значит, баста. После увольнения мне предлагали высокооплачиваемые должности. Я отказался. Теперь вот показываю чудеса пилотажа на... огороде.


Справка «ЛГ»


Парадный китель генерал-майора Николая Ивановича Чаги украшают ряды наград — это ордена «За военные заслуги», «За службу Родине» III степени, пятнадцать медалей. Среди них есть зарубежная — «От благодарного афганского народа».



А еще он удостоен званий «Военный летчик-снайпер», «Заслуженный военный парашютист РФ». Кстати, заслуженным военным специалистом СССР наш герой стал последним в Союзе. Соответствующий указ президент Михаил Горбачев подписал 19 августа 1991 года в Форосе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +7 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество



  Вверх