lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«И покров Ты мой, и Заступница, и Целитель, каких не найти» (фото)

08.09.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Фото Николая Черкасова

История духа, история государства, история иконописи – непонятно, чего же больше в экспозиции, которая начала свою работу в Липецком областном художественном музее. Выставка икон «О Тебе радуется…» из собрания Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва рассказывает о развитии и трансформации образа Богоматери в иконописной традиции


ФОТО


Чудо, явившееся Липецку


Образ Матери Божией всегда особенный для русской земли. Недаром в заглавие выставки вынесена первая строка из молитвы преподобного Иоанна Дамаскина – хвалебного песнопения, обращённого к Богородице. Пожалуй, ни в одной христианской стране культ Девы Марии не почитается так высоко, как в России. Немалую роль сыграло и предание о том, что Божия Матерь выбрала Киево-Печерский монастырь своим третьим земным уделом (после Иверии и Афона), выказывая ему своё особое покровительство. Древний собор этого монастыря, впоследствии ставшего Лаврой, посвящён Успению Богоматери. Люди испокон веков возносили молитвы Богородице, надеясь на её заступничество и помощь.


Об истории поклонения священному образу рассказывает привезённая к нам из столицы экспозиция. В рамках Года культуры она обещает стать, пожалуй, одной из самых запоминающихся для Липецка, откуда, что примечательно, иконы начнут своё странствие по выставочным залам страны. О том, как удалось заполучить столь ценное собрание в Липецкий областной художественный музей, рассказывает его директор, член регионального штаба общественной поддержки Олега Королёва на выборах главы администрации области Павел Матвиец.


– Выставка «О Тебе радуется…» – настоящий подарок, чудо, о котором мы, сотрудники музея, даже и мечтать не могли, – с воодушевлением сообщает Павел Сергеевич. – Ровно год назад с разницей в несколько дней Центральный музей древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва дебютировал в Липецке с экспозицией, посвящённой Серафиму Саровскому и русскому монашеству в целом. Событие было воспринято самой широкой зрительской аудиторией с огромным воодушевлением: экскурсии неослабевающим потоком одна за другой сменяли друг друга на протяжении всего периода работы. На самом деле, древнерусское искусство, как пласт, было впервые представлено в нашем музее настолько объёмно. Естественно, мы задали вопрос, который не могли не задать: есть ли шанс привезти что-то ещё, а лучше – сделать визиты «рублёвцев» в наш регион регулярными? Вопрос не праздный, поскольку задача по организации транспортировки, размещения и охраны бесценных произведений требует огромных расходов и тщательнейшего предварительного планирования. Наверное, принятию положительного решения способствовало несколько факторов. Во-первых, коллеги из музея Рублёва высоко оценили наше экспозиционное пространство как таковое. Во-вторых, мы всегда стараемся не просто показать на выставке экспонаты, но сделать акцент на культуре того музея, откуда к нам пришли произведения, – в данном случае музея Рублёва. Открытие экспозиции «О Тебе радуется…» удачно совпало с церковным календарём: иконы Богоматери предстали липчанам буквально на следующий день после большого православного праздника Успения. Также, согласно церковному календарю, день презентации экспозиции совпал с чествованиями иконы «Богоматерь Фёдоровская», образ которой, кстати, есть на этой выставке. Всего же из собрания московского музея к нам поступило порядка пятидесяти уникальных экземпляров, датирующихся XVI – началом XX  века.


Материал чрезвычайно сложный – это серьёзнейший философский, теологический, богословский срез нескольких эпох. Без проводника ходить по залам, конечно, сложно. Однако мы были полностью обеспечены всем методическим и дидактическим подспорьем, наши липецкие экскурсоводы прошли серьёзную предварительную подготовку непосредственно у сотрудников музея имени Андрея Рублёва. 

– Я в течение уже нескольких дней наблюдаю за реакцией аудитории самых разных возрастов, – делится впечатлениями Павел Матвиец. – Отмечу, что резко увеличился приток людей – ни один из трёх залов никогда не пустует. На мой взгляд, здесь рождается очень правильная для восприятия атмосфера. Согласитесь, в храме икона – часть культа. У нас – это памятник, и его надо воспринимать осмысленно во всей полноте его свойств как элемента культурного и духовного наследия. Надеюсь, что нашему коллективу удалось удачно уместить столь мощные экспонаты в формат светского учреждения. Мне было крайне приятно, когда настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Геннадий (Рязанцев) отметил: дух православия передан и отношение к святыням продемонстрировано вполне корректное. Нет никакого диссонанса в том, что язык духа постигается не только в процессе богослужения, но становится и частью повседневной культуры. Музей имени Андрея Рублёва – именно тот случай, когда отношения с церковью максимально удачно сбалансированы.


Сквозь века вместе с Девой Марией


Научные сотрудники единственного в своём роде столичного храма истории, культуры и духа провели фундаментальные исследования в области иконографии образа Богородицы. Именно эти изыскания легли в основу концепции выставки, где всё подчинено строгой хронологической и, конечно же, библейской логике. Мы перемещаемся по залам, вглядываясь в древние лики. О жизни Богоматери, по словам исследователей, в канонических писаниях сказано немного, поэтому основными источниками сюжетов её жития выступают апокрифические тексты, самый известный и популярный из которых – Протоевангелие Иакова. В нём описываются события рождения и детства Марии. Об окончании земной жизни Богоматери повествуют «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы» и «Слово Иоанна, архиепископа Солунского». Рождество Богоматери, Введение во храм, Благовещение и Успение входят в круг двунадесятых праздников – самые важные события, память которых отмечается Православной Церковью. Иконы с этими сюжетами были широко распространены, они могли входить в праздничный ряд высокого иконостаса или служить в качестве местных храмовых икон. Большой интерес представляют образы, содержащие изображения основных сюжетов жизни Богоматери в клеймах.


На Руси около 1164 года был установлен особый праздник – Покров Богоматери. Чудо, произошедшее в Константинополе, для русского человека означало особое покровительство и заступничество Богоматери на Святой Руси. Икона на этот сюжет – самая древняя из представленных на выставке, она была выполнена в новгородской провинции в конце XV – начале XVI века. Особую роль в русской истории играют чтимые чудотворные образы Богоматери, которые порою участвовали в важнейших государственных событиях, таких как избрание на царство и избавление от вражеского ига. С этих икон делались многочисленные списки и копии «в меру и подобие», которые, в свою очередь, прославлялись чудесами.


Важнейшим и одним из самых популярных считается образ «Богоматери Владимирской». Привезённая на Русь из Византии икона сопровождала в военных походах князя Андрея Боголюбского, а впоследствии была перевезена в Москву. Ей приписывалась помощь в победе над ордынскими ханами. Чудотворная икона «Богоматерь Знамение», по сей день находящаяся в Софийском соборе в Великом Новгороде, – древнейшая святыня. В XII веке она чудесным образом спасла город от нападения суздальцев, принимая на себя вражеские стрелы. Чудесными явлениями овеяна история иконы «Богоматери Тихвинской», являвшейся в семи разных местах, где были основаны храмы и часовни в её честь. Также ей приписывается заступничество во время войны со шведами в начале XVII века. Чрезвычайную роль в русской истории сыграла икона «Богоматерь Фёодоровская». Считалось, что именно она помогла умолить будущего царя Михаила Фёдоровича занять русский престол. В период Смутного времени прославилась также икона «Богоматерь Казанская», находившаяся у князя Пожарского.


Образ Богоматери – неотъемлемая часть высокого русского иконостаса. Икона «Богоматерь Воплощение» или тронный образ Богородицы с Младенцем на коленях – центральный в пророческом ряду иконостаса, богородичный образ обязательно присутствовал и в местном ряду.


В период позднего средневековья формируются сложные аллегорические образы Богоматери, названия которым давали первые строчки стихир, песнопений или эпитеты из акафиста. К таким иконам относится, к примеру, образ «О Тебе радуется…», названный по первой строчке молитвы, сочинённой, как уже было упомянуто, Иоанном Дамаскиным в VIII веке. Представленная на выставке икона этой иконографии является одним из самых древних памятников, она создана в середине XVI века и представляет собой развитый многофигурный вариант композиции. К другим распространённым изводам относятся такие иконы, как «Богоматерь Всех скорбящих радость», «Богоматерь Неопалимая купина».


Ряд иконографических типов, популярных в искусстве Нового времени, сформировались под влиянием западноевропейских памятников. На некоторых из них Богоматерь представлена в нетрадиционном для русских икон образе – юной, с распущенными по плечам волосами и непокрытой головой, как на иконах «Богоматерь Взыскание погибших», «Богоматерь Ахтырская». На иконографию образа «Богоматерь Прибавление ума» повлияло скульптурное изображение Богоматери Лоретской, прославленное в городе Лорето в Италии.


Значительное почитание образ Богоматери находил и в старообрядческой среде, где были популярны как традиционные иконографии, так и некоторые более сложные образы: Богоматерь «О всепетая, Мати» и «Богоматерь Огневидная». Заканчивает обзор чтимых на Руси образов Матери Божией икона «Богоматерь Державная», которая была обретена в день отречения императора Николая II от престола. Это чудо было воспринято многими как то, что теперь всё попечение о русском народе лежит на Богоматери. 


При подготовке использованы материалы научных исследований главного хранителя музея имени Андрея Рублёва Оксаны Смирновой и старшего научного сотрудника сектора хранения темперной живописи музея имени Андрея Рублёва Светланы Кирьяновой.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 23 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +20 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 



  Вверх