lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 сентября 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Парус! Подняли парус! (фото)

08.09.2014 "ЛГ:итоги недели". Ольга Глушкова
// Общество

Из Латвии и Польши липецкие яхтсмены Андрей Бабушкин и Владимир Баженов вернулись с наградами. Польский этап Кубка Европы стал для профессионалов парусного спорта «серебряным», латвийский – «золотым»


ФОТО


Третий представитель липецкой команды «Steel Team» – Игорь Усеня – вернулся в родной Калининград. Липчане познакомились с ним на одной из регат и решили вместе держать паруса по ветру. Вот уже четыре года «стальная» тройка покоряет волны акваторий разных стран, завоёвывая призовые места и признание бывалых яхтсменов и почитателей парусного спорта. Наша команда не раз становилась обладателем Кубков России и Европы. А на чемпионате мира ребята показали четвёртый результат. 


Королевский спорт в Липецке


Парусный спорт, возникший пять столетий назад в Голландии, стал любимой забавой августейших особ. Каждый из правителей имел по несколько судов. Большими мастерами ловли ветра в паруса были король Испании Хуан Карлос II, правитель Норвегии Харальд V, греческий король Константин и прочие коронованные мореплаватели. Могли ли они тогда думать, что через много лет даже ребёнок сможет встать у руля яхты! 


Владимир Баженов пришёл в секцию парусного спорта в 1971 году. Он был одним из первых мальчишек, которым посчастливилось научиться управлять яхтой. Водно-спортивную станцию, где разместилась детско-юношеская спорт­школа № 10, в Липецке построили в 1968-м. Тогда же в городе появился первый профессиональный яхтсмен Валерий Васильевич Джеломанов. Он приехал обучать детей премудростям парусного спорта. За несколько десятилетий заслуженный тренер СССР подготовил не один десяток хороших спортсменов. Многие из них стали кандидатами и мастерами спорта, побеждали в парусных регатах разного уровня. Среди них и мастер спорта международного класса Владимир Баженов. Он даже несколько лет с 1981 года выступал в составе сборной Советского Союза. 


Андрей Бабушкин – тоже воспитанник Валерия Джеломанова. В спорт Андрей пришёл в 1976 году, когда ему исполнилось десять. 


– Очень много мальчишек в те годы занимались. На одну лодку было по три человека – тренировались в три смены, – вспоминает Андрей. – И в соревнованиях постоянно участвовали большой командой: человек по тридцать-сорок. Яхты на фуре перевозили. Куда ни приезжали, нас всегда встречали так: «О! Липецкие приехали – опять все награды заберут». Фактически с Валерия Васильевича всё в нашем городе и началось. Он стал развивать профессиональный парусный спорт. Тренер был замечательный, справедливый. Иногда мог пошуметь, поругаться. А после тренировки подойдёт, погладит по голове и скажет: ну что ты, мужик, расстроился? 


– Он был для нас тренером не только в спорте, но и в жизни, – говорит о Валерии Джеломанове Владимир Баженов. – Учил нас, пацанов, всё своими руками делать. Мы ремонтировали лодки, шпаклевали, красили. Во взрослой жизни, скажу я вам, всё пригодилось. Любые столярные и плотницкие работы легко выполним. И мебель соберём, и ремонт в квартире сделаем. Сейчас ребята не такие, их чинить яхты не заставишь. Этим занимается тренер. Или ремонтник – на этой должности у нас бывалый яхтсмен Александр Остапенко, он давно на пенсии. 


Инженер и капитан-механик


Андрей Бабушкин прошёл суровую армейскую школу подводника. Служил на Северном флоте. Часть располагалась на Кольском полуострове, который омывает окраинное море Северного Ледовитого океана – Баренцево. 


– После учебки было первое глубоководное погружение. Ощущения непередаваемые – жуткие, просто дух захватывало, – рассказывает подводник. – Потом всплыли, вышли на палубу, с одной стороны – кромка льда, с другой – Баренцево море, удивительно спокойное – полный штиль, вода – как зеркало. За три года службы где мы только не побывали. В Средиземное море ходили через Атлантику – мимо Норвегии, Англии, через Испанию и Алжир. Потом – на Кубу. Атлантический океан встретил огромными волнами, я таких никогда больше не видел – невероятная сила и мощь. У нас в лодке вся посуда летала – качка ужасная. Капитан попросил командование разрешить погружение. Но даже на глубине штормило. 


После службы вернулся в Липецк. Пошёл работать на Новолипецкий комбинат. За плечами было профтехучилище, готовившее кадры для металлургического гиганта. Потом окончил металлургический колледж. Высшее образование получал заочно в Воронежском аргарном университете. Сейчас работает инженером в дирекции по автоматизации технологических процессов. 


Владимир Баженов армейскую службу проходил в спортроте ЦСКА ВМФ. Потом вернулся в родную ДЮСШ – десять лет отработал тренером по парусному спорту. 


– На зарплату тренера только одному можно прожить – и то не хватит. А когда семья, дети? Ушёл на «Стинол». Потом на комбинат. Сейчас работаю капитаном-механиком в автотранспортном управлении НЛМК. Обслуживаю водную технику, – рассказывает Владимир Баженов. – Много талантливых тренеров ушли из профессии из-за мизерной зарплаты. Кто в слесари подался, кто в сварщики. А как детей обучать за восемь-десять тысяч? Да ещё и проблемы каждодневные: бензина нет, масла нет, а тренер должен на катере рядом с детьми быть. 



Как зарождалась «стальная команда»


Для одних яхты – это отдых в хорошей компании, с хорошей закуской и ненавязчивой музыкой. Для других – гонки, брызги воды, поломки, ссадины, падения, победы и неудачи. Те, кто предпочитает второй вариант, ищут любые возможности, чтобы получить очередную порцию адреналина. Ну хотя бы устроить междусобойчик. В липецком яхт-клубе «Аргонавт», организованном много лет назад, человек двадцать бывших спортсменов. Каждый год они проводят регаты местного значения – открытие и закрытие сезона, День города и День ВМФ. 


Но однажды Владимир Баженов решил: хватит баловства, надо заниматься серьёзно – на профессиональном уровне. Так началась история «Steel Team». В 2010 году Владимир с Андреем купили первую свою яхту класса «Micro» отечественного производства и начали ездить на соревнования по стране и Европе. 


Синенькая яхта сейчас на «приколе» под брезентом. У «стальной команды» теперь есть новенькая, белая. Везли её из Польши на прицепе. 


– Она сделана из более современного материала – углеволокна, – рассказывает Андрей. – Более жёсткая и отличается от старой обводами. Яхтам такого класса отдают предпочтение в Северной Европе, Германии, Польше и Франции. Там и проводятся соревнования. И, конечно, в России. В этом году один из этапов Кубка Европы проходил в Пскове, мы там были вторыми, как и в Польше. А на латвийском этапе вы­играли регату. 


Регата – это серия гонок. Количество их зависит от погоды. Если ветра нет – гонки не проводят, ждут лётной погоды. Подул ветер – судья может и два старта на один день назначить, чтобы наверстать упущенное. 


– В Риге регата была сложной. Даугава – река непростая, течение быстрое. Ветер постоянно меняет направление, – рассказывают яхтсмены. – У нас на одной гонке сломалось рулевое управление, подплыли к берегу, нужно было срочно заменить деталь. Она в машине, а машина – в тысяче метров от места швартовки. Нам один парень помог, быстро среагировал – на своём авто отвёз за деталью и обратно доставил. 


Всё решает галс


Протяжённость гонки определяет главный судья. Может назначить короткую дистанцию в три километра. А может и длинную – в двадцать пять и больше. А скорость яхты напрямую зависит от ветра. 


– В прошлом году в Латвии проходил чемпионат мира, дистанцию сделали длинную, – говорит Андрей Бабушкин. – Начиналась регата утром, по свежему ветру. Но через некоторое время он начал «подкисать», скорость почти до нуля упала. А потом дождь пошёл. И снова подул ветер. Так что можно плыть и пятнадцать-двадцать километров в час, а можно на месте стоять – и ничего не сделаешь. Помню, одна регата в Австрии проходила на озере – красиво там очень: горы, замки на берегу. Но вот погодные условия сложные: ночью шторм – лодок пять разбились о причал, а днём ветра совсем нет. Старт назначили на шесть утра, чтобы хоть немного ветер застать. 


Сильный ветер – тоже не совсем хорошо. Когда он дует со скоростью пятнадцать метров в секунду, проводить гонки рискованно: мачта может поломаться, а яхта – затонуть. 


– На любой регате всякое случается, – говорит Андрей. – Иногда спортсмены в воду падают: мимо ремней ногу засунул – и за борт. А переходить с одной стороны на другую приходится прямо в процессе гонки. Смотря какой галс (курс относительно ветра), на ту сторону и садимся. Ветер имеет свойство постоянно менять направление. И нужно очень быстро реагировать. Травмы бывают. Я однажды Игорю случайно лицо разбил. Он посередине сидит. Владимир – рулевой. А я впереди. Есть такое устройство – спинакер, пузырь, управляется он с помощью выдвижной реи. Мы начали спинакер снимать, отстёгиваем рею, она должна «уползать». А тут стоит на месте – застряла. Я посильнее дёрнул, обо что-то локтем ударился. Оглядываться было некогда – мы входили в поворот. Потом оборачиваюсь – Игорь весь в крови. Ну а про ссадины и ушибы я уже и не говорю – они всегда случаются. 



Сто пятьдесят на троих


Природа отводит яхтсменам почти семь месяцев в году – сезон парусного спорта начинается в конце апреля и заканчивается в октябре. 


– Первая гонка после зимы даётся тяжело, ведь физически это очень напряжённый вид спорта. Если слабый ветер – всё время на корточках сидишь, стараешься как можно меньше движений делать, чтобы лишний раз лодку не качнуть, а то она потеряет скорость. При сильном ветре – другая нагрузка. После гонки приползаешь в гостиницу – все мышцы болят, колени, локти. Лежишь как убитый, – делятся Андрей и Владимир. – К середине лета форму набираешь. В парусном спорте всё важно – и яхта, и оснащение, и физическое состояние спортсмена, и его сообразительность, чтобы быстро принимать решения во время соревнований. 

В Липецке ребята на воду не выходят. Говорят, чтобы тренироваться, нужен хотя бы один спарринг-партнёр, то есть ещё одна яхта с экипажем, чтобы работать на максимальной скорости. Но яхт такого класса в городе больше нет. Тренировки приходится проводить непосредственно перед соревнованиями, если удаётся приехать за три-четыре дня до начала регаты. 


– Отпуск делим на части, отгула зарабатываем – всё делаем для того, чтобы не пропустить старты, – говорят яхтсмены. – Без любимого спорта мы не можем – это образ жизни. И жёны уже не ругаются – смирились, поняли, что перевоспитать нас не удастся. Хоть и возраст уже за пятьдесят – а нам на троих больше ста пятидесяти выходит, однако «скрипим», но плаваем. Наш экипаж, кстати, самый возрастной на регатах. Другие стараются брать в команду молодых. 


В прошлом году Андрей Бабушкин и Владимир Баженов организовали и провели в Липецке чемпионат России. Помогали ребята с водной станции, президент липецкой федерации парусного спорта Вячеслав Иванович Воротников. 


Приехали экипажи из двадцати пяти городов страны. Регата получилась знатной. До сих пор спортсмены из других регионов вспоминают липецкий чемпионат. И при случае благодарят Андрея и Владимира за тёплый приём и хорошую организацию стартов. 


…Каждая регата неизбежно выбивает из строя несколько деталей яхты. Между поездками спортсмены «колдуют» над судном – ремонтируют, подкрашивают, меняют оснастку. После смены на комбинате хочется пойти домой, отдохнуть. Но их зовёт штурвал. Ведь парусный сезон скоро закончится, и оставшиеся месяц-полтора надо использовать на полную катушку. .


Фото из архива Андрея БАБУШКИНА и Владимира БАЖЕНОВА

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх