lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Липецкие педагоги высоко держат марку

30.08.2014 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Образование

Какие перемены несет новый учебный год? О чем заставляют задуматься последние результаты ЕГЭ? Нужны ли современной школе педагоги, подобные герою телесериала «Физрук»? Об этом и многом другом редактору отдела образования и культуры «Липецкой газеты» накануне Дня знаний рассказал начальник областного управления образования и науки Юрий Таран.


— Юрий Николаевич, с каким настроением встречаете 1 сентября? Что из происходящего сейчас в сфере образования области вас радует, а что тревожит?


— Как говорили раньше: День знаний встречаю с чувством глубокого удовлетворения. В непростых условиях завершен напряженный период подготовки к новому учебному году. Уже к 25 августа все учебные заведения были полностью готовы и соответствовали всем необходимым требованиям. За это огромное спасибо педагогическим коллективам и родителям учеников. Нередки случаи, когда в свободное время родители приходили в школы и помогали убирать школьные помещения. Казалось бы, пустяк, но от таких мелочей зависят микроклимат и настроение в коллективе.


А вот тревожит, что многие инновации, связанные с информационными технологиями, пока внедряются в повседневную жизнь не так активно, как хотелось бы. У нас отличная техническая база, но вот те же самые электронные дневники использует пока четверть педагогов и родителей. У остальных еще нет осознанного стремления этим пользоваться. А жизнь не стоит на месте. Буквально на днях пришли изменения требований к сайтам образовательных учреждений. Школа должна стать еще более открытой. А чтобы взаимодействие с родителями и общественностью было эффективным, нужна самая полная информация о деятельности педколлектива в открытом доступе в сети.


— А что уже сделано для внедрения в школах области современных информационных технологий?


— Оснащение школ современными интерактивными комплексами, внедрение дистанционного образования, оказание услуг в электронном виде — мы системно работаем над этим последние несколько лет. Конечно, успех невозможен без грамотных кадров. К этой работе привлекаются и Липецкий институт развития образования, и поставщики оборудования и программных продуктов.


В школах созданы все необходимые технические условия для ведения электронного дневника и электронного журнала. Работает модуль «БАРС. Образование — Электронная школа». На его усовершенствование в 2014 году затрачено 3,5 миллиона рублей.


Активно внедряются в образовательный процесс дистанционные технологии. В минувшем учебном году их использовали свыше трех тысяч детей в 11 муниципалитетах. Дистанционное обучение позволило утолить «кадровый голод» по таким предметам, как информатика, химия, биология, английский язык, физика, математика. Школьники в школах-спутниках (где наполняемость классов старшей ступени от 4 до 20 учеников и один класс в параллели) получили возможность участвовать в профильном обучении, что раньше в условиях небольших школ было недоступно. В ближайших планах — сформировать региональный банк уроков лучших педагогов, чтобы их могли использовать все школы области, участвующие в программе.


— У многих родителей были вопросы по организации и ассортименту школьного питания. Удалось ли их полностью снять?


— Сейчас горячим питанием обеспечены почти 93 процента учащихся. Около половины школьников области получают его дважды. Эти цифры значительно превышают среднероссийские показатели. Ежегодно растет объем выделенных на эти цели средств из областного бюджета. За два года современным оборудованием было оснащено 220 пищеблоков базовых школ области. Как результат — за последние три года уменьшилась доля учащихся, страдающих болезнями органов пищеварения. Но почивать на лаврах рано. Работа продолжается, а самый жесткий контроль за школьным питанием со стороны проверяющих организаций и общественности поможет исправить все недостатки.


— Как проходит внедрение в школах новых образовательных стандартов, есть ли сложности? Все ли педагоги соответствуют новым требованиям?


— Новые образовательные стандарты регулируют весь уклад школьной жизни — от организации внеурочной деятельности детей до обеспечения современной материально-технической базы организации. Область переходит на них постепенно. Сегодня по новым стандартам учатся все ученики начальной школы, частично в пробном режиме — учащиеся 5 и 6 классов из 33 школ области. Трудно быть первым, вопросов много, требования высокие, но в динамично меняющемся мире невозможно не меняться.


Центральное место в реализации стандарта отводится учителю. «Липецкий опыт» 60-х годов XX века внес в свое время значительный вклад в улучшение качества преподавания. Сегодня эта проблема вновь выходит на первый план. Учебный процесс стал еще интенсивнее, но нередко случается, что значительное время урока растрачивается впустую. Надо вернуться к азам профессии. 45 минут должны быть посвящены образовательному процессу, а не вещам, абсолютно не имеющим к нему отношения. Родители порой жалуются, что некоторые учителя позволяют себе, забыв про детей, весь урок болтать по мобильному. Такое поведение за гранью педагогической этики. К уроку надо тщательно готовиться, продумывая его мельчайшие детали.


Еще один важный аспект — основная нагрузка должна приходиться на время урока, а не на домашнее задание, как это часто бывает. Верните ученикам детство! Если давать задания на дом, то пусть они носят творческий характер, а не сводятся к зубрежке.


— В этом году российские выпускники в целом слабее, чем раньше, сдали ЕГЭ, во многих вузах снижен проходной балл. Почему так произошло? Какие выводы будут сделаны из этого?


— Анализ результатов ЕГЭ уже идет. На конец сентября намечено большое совещание, посвященное тщательному разбору итогов экзаменов. Подчеркну, никакой трагедии не случилось. Результаты ЕГЭ для нас откровением не стали — вышли ровно те баллы, на которые мы и рассчитывали. Выпускники 2014 года знают общеобразовательную программу не хуже, чем прошлогодний выпуск. Просто требования стали жестче, а результаты более объективны. Я солидарен с оценкой министра образования и науки Дмитрия Ливанова — это наша общая победа.


Проделанная в области работа по организации ЕГЭ получила высокую оценку на федеральном уровне. Мы идем дальше. По инициативе руководителя региона Олега Петровича Королева одними из первых в стране мы создаем независимый центр оценки качества образования. Это означает высокий уровень доверия центра к региону и его системе образования.


На ЕГЭ мы получили реальный срез качества образования, оно в целом неплохое, но, безусловно, есть серьезные проблемы, которые надо решать. Кое-кто с придыханием восклицает: ах, дети не знают русский язык. Мне видится это неким лукавством. Разве, когда у нас было много стобалльников по русскому, наши дети были грамотнее? Это никак не соотносилось с достижениями наших старшеклассников на олимпиадах разного уровня. Реальность такова, что молодежь большую часть времени сейчас проводит в соцсетях. СМС-стиль, принятый в общении в Интернете, привел к общему снижению грамотности. Поэтому по предложению Президента России возвращено выпускное сочинение. Знание государственного языка должно быть важнейшим приоритетом на всех образовательных уровнях.


— Область сейчас помогает беженцам с юго-востока Украины. Сколько детей вынужденных переселенцев примут школы и вузы области? Какие рекомендации получили педагоги?


— Ситуация с беженцами достаточно сложная. Около 150 детей посещают наши детсады, почти 600 с началом учебного года пойдут в школу. На конец августа 15 ребят приняты в учреждения профессионального образования. В приемные комиссии государственных вузов Липецкой области обратились 52 человека, вынужденно покинувшие территорию Украины. В настоящее время на первый курс ЕГУ зачислены 12 человек, трое поступили в ЛГПУ, 20 абитуриентов рекомендованы к вступительным испытаниям в ЛГТУ. Думаю, в первые недели сентября украинских детей в наших школах станет значительно больше. Родители еще нескольких сотен детей пока не определились со своими жизненными планами. Мы прекрасно понимаем их растерянность и будем делать все, чтобы помочь.


А рекомендации простые, но жесткие. Комиссия должна проверить знания ребенка перед зачислением его в школу и определить его в тот или иной класс. Нередко приходится направлять ребят в класс годом младше — школьные программы двух стран довольно сильно различаются, причем не только в гуманитарной сфере, но и в математической. Второе условие — для зачисления в школу мы не требуем перевода документов на русский язык, достаточно представить оригиналы. Учителя должны максимально корректно работать с такими детьми, учитывая то, что учились они в другом государстве, с другим государственным языком.


— Сериал «Физрук» бьет все рекорды популярности. На ваш взгляд, нужны ли такие герои на современном ТВ, а подобные педагоги в школе?


— Сфера образования сегодня чрезвычайно волнует всех, и чем больше внимания к современной школе, тем лучше для неё. Я абсолютно согласен с мыслью Олега Петровича Королева, высказанной им на августовской педконференции, — если в обществе, в кино, на телевидении широко обсуждаются проблемы образования, значит, мы на правильном пути.


«Физрук» я не воспринимаю как сериал про школу, точно так же, как «Кухня» с тем же Нагиевым — это не фильм о системе общепита, а «Интерны» — не исследование проблем отечественной медицины. Я посмотрел пару серий, ничего особенного. Обычная комедия о запутавшемся человеке, который пытается найти себе место под солнцем. По большому счету, вряд ли фильм нанесет какой-то непоправимый урон отечественной системе образования. С гораздо большим интересом я познакомился с картиной «Географ глобус пропил», снятой по произведению Алексея Иванова, которым несколько лет назад зачитывалась наша интеллигенция. Она не только о состоянии современного педагога, там извечные русские раздумья о смысле жизни, поисках себя. Но образ, который создал талантливый актер Константин Хабенский, меня абсолютно не удовлетворяет. С таким учителем я бы не стал работать в школе.


Эти такие разные фильмы ещё и о том, что современной школе не хватает мужчин. Такой парадокс, абсолютное большинство участников конкурса «Учитель года» — это женщины, но при этом гораздо чаще побеждают мужчины. Хотя это вполне объяснимо: у женщин еще и большая домашняя нагрузка. Мужчина же может посвятить больше времени педагогическому творчеству и экспериментам. Видимо, в этом кроется секрет успеха.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество



  Вверх