lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Остров везения

Как научиться понимать эмоции ребенка
28.08.2014 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Фото Ольги Беляковой

У нас сегодня будет не вполне обычная беседа с психологом и психоаналитиком Екатериной Антоновой. Точнее сказать,  даже не столько беседа, сколько ее рассказ. Этим летом ей удалось реализовать давно задуманную идею — детский выездной лагерь. Казалось бы, пять дней — это совсем немного, но они оказались очень насыщенными и продуктивными, заставили о многом задуматься и детей, и взрослых. Впрочем, предоставим  слово самой Екатерине Андреевне.


— У меня давно уже была мечта организовать своего рода психологический фестиваль на природе, где одновременно работали бы несколько психологов, использующих разные подходы и методы. А люди могли бы сегодня позаниматься с одним, завтра — с другим, но при этом было бы ощущение коллектива, команды, которое очень сближает. Ну, пока это так и остается мечтой. Зато удалось реализовать детский проект.


— Это была ваша инициатива?


— Это была моя идея, а инициативу проявили родители. Я веду группу, которая так и называется «Счастливые родители», где мы учимся во всех конфликтных и проблемных ситуациях с детьми смотреть прежде всего на себя, анализировать свои чувства и эмоции. Услышав про эту идею, они предложили организовать такой лагерь. Вот так мы оказались с палатками в изумительном месте, на пересечении рек Дон и Красивая Меча. 


— У вас заранее была продумана какая-то программа?


— Конечно. Главная идея: помочь детям в игровой форме пережить то, с чем они сталкиваются в жизни. Кто-то из детей уже был знаком друг с другом, а кто-то был абсолютно новеньким, это были детки от пяти до восьми лет. Каждый день был новым островом, каждый день мы добывали кусок карты, вклеивали его в общую карту, и в итоге она привела нас к сокровищам. Каждый остров давал ребенку определенный опыт переживаний. Первый назывался «Давай дружить!» и обучал ребят умению влиться в команду, наладить коммуникацию. Второй остров — «Я — лучший». Тут игра была ориентирована на повышение самооценки, но не среди других детей, а в отношениях с родителями. На третьем острове мы боролись со страхами, он так и назывался — «Нестрашный страх». В конце каждый ребенок сделал фигуру своего страха, мы ее повесили на «дерево страха», сломали его, сожгли, а пепел развеяли с высоченного моста через реку. На него даже взрослые боялись подниматься, а дети лихо взбежали. Четвертый остров назывался «Волшебная сила», и на нем мы старались раскрыть внутренний потенциал. И последний день был «Островом сокровищ». Вообще, нам благоволила и погода, и природа. Мы нашли на этой речке настоящий остров, добрались до него вброд. 


— Что для вас показалось самым главным за эти пять дней?


— То, что в жизни родители никогда не проводят с детьми так много времени, а тут появилась уникальная возможность. Потом, у нас ведь был свой жесткий распорядок. С утра дети делали зарядку, завтракали, и мы отправлялись «в путешествие». Потом был перерыв на купание и обед, потом продолжение «путешествия». А вечером мы уже разбирали вместе с родителями возникающие ситуации. С какого-то момента взрослые забыли, что я психолог и наблюдаю за ними, и тогда многое стало проясняться. Например, одна девочка периодически садится и начинает рыдать. А тут я вижу, что ее мама до последнего молчит и терпит дискомфортную для себя ситуацию, а потом разражается бурной реакцией. Значит, девочка просто копирует мамин «сценарий». Она привыкла, что свои негативные эмоции, свое несогласие высказывать нельзя, а надо терпеть до тех пор, пока тебя не «прорвет». Мама не научила ее проговаривать свои чувства, поскольку сама с детства не умела это делать. Еще одно наблюдение. Ребенок постоянно «нарывается» на замечания, «взбрыкивает». Я начинаю анализировать и понимаю, что его хорошие, добрые поступки не привлекают внимания мамы, зато на дурные она сразу реагирует наказанием. Он банально старался обратить на себя ее внимание. Надо сказать, что мне невероятно повезло с родителями, — они оказались на редкость «слышащими» и буквально сразу пытались что-то менять в себе. На острове «Я — лучший» у одного ребенка родители сразу отошли в сторону, предоставив ему самому все делать. Но ведь это еще малыш, который нуждается в поддержке, на которого в таких ситуациях нельзя возлагать всю ответственность. Когда мы это обговорили, на другой день они уже активно помогали ему делать «фигуру страха» в виде паука. Так что к пятому дню это были уже во многом другие взрослые и другие дети. Замечательно было видеть, как в процессе игры родители становятся все ближе к своим наследникам, учатся понимать их.


— Невнимание, безразличие к собственным детям — это главная беда?


— Да по-разному все бывает. У нас была ситуация, когда мама уж слишком пыталась участвовать во всем, что делал ребенок, получался все время некий дуэт. В итоге возникала своего рода конкуренция, в которой первенство, естественно, оставалось за мамой, а ребенок отодвигался на второй план. И ведь делала она все это из самых лучших побуждений. Поэтому надо было объяснить, что в подобных ситуациях надо помочь ребенку и отойти в тень. Надо дать ему возможность почувствовать себя и свое пространство. Всплывали случаи, когда ребенок привык, что мама все за него делает, и он теперь вообще не хочет брать на себя какую-то ответственность. И с этим тоже приходилось разбираться. Вообще, наблюдать за родителями и их метаморфозами было не менее интересно, чем за переменами в детях. Самое главное, на мой взгляд, это то, что взрослые стали узнавать в своих детях самих себя, свой способ поведения, свою типичную реакцию. Один папа так и сказал, глядя на сына: «Да, кого-то он мне напоминает». А ведь все это очень важно. Если мне не нравится поведение ребенка, но я понимаю, что он копирует меня, я должен измениться сам. Вообще, когда взрослый приходит к психологу с ребенком, то чаще всего запрос формулируется так: «С моим сыном что-то не так, исправьте это», словно ребенок — это игрушка, которую можно починить. И мало кому приходит в голову взглянуть на себя, на свою манеру поведения. И далеко не всех удается убедить проходить терапию вместе с сыном или дочерью. Есть проблема, есть психолог, который должен ее решить, а мы тут ни при чем, — это очень распространенная позиция. А работа в лагере как раз дала возможность родителям взглянуть по-новому не только на своих детей, но и на себя. 


— Дети легко сплотились в единый коллектив?


— Ну, мы же им в этом помогали. В первый же день они сделали из коробок корабль, украсили его. А потом каждый взял себе образ какого-нибудь сказочного персонажа,  чтобы затем аргументированно доказать, как и чем он может быть полезен команде. Это уже было очень мощным фактором сплочения. Но я сделала интересное наблюдение в ходе наших занятий: у детей плоховато развито воображение. Очень многим не хватало фантазии. Когда им предлагаешь что-то представить, ну, хоть тот же страх, они предпочитают пользоваться уже готовыми образами из мультфильмов, из компьютерных игр, а не придумать что-то самостоятельно. Мне кажется, беда в том, что родители перестали читать детям книги — ведь включить компьютер или телевизор куда проще. Но именно когда та же сказка воспринимается на слух, у ребенка включается собственное воображение, возникают какие-то образы. Происходит момент сотворчества: он не просто «потребляет», а параллельно с автором создает эту сказку в своем сознании.  Приведу такую аналогию: если организм все время пичкать биодобавками, он перестанет сам извлекать нужные вещества из продуктов. То же самое с бесконечным просмотром мультиков. Что такое отсутствие каких-то своих образов? Это значит, что ребенок не прикасается к своему внутреннему миру, к своим собственным эмоциям. Но эти эмоции существуют, и если они не проговариваются, то неизбежно выплескиваются в поведении. Дети должны уметь фантазировать, а это далеко не всем сразу удалось, и это уже повод задуматься. Как маленький совет: если вам уж очень некогда и надо как-то занять ребенка, то лучше включите ему аудиокнигу со сказками. И глазки здоровее будут, и воображение будет развиваться. Но чтения вслух ничего не заменит. Особенно, если во время этого чтения вы комментируете происходящее, проговариваете, какие эмоции возникают у вас в том или ином эпизоде, акцентируете внимание ребенка на эмоциях персонажей. 


— Как бы вы сформулировали то главное, что пытались донести до родителей за эти пять дней?


— Надо уметь слышать эмоции ребенка. Более того, ребенку надо помочь распознать эти эмоции, потому что сам он их не понимает. Если он бьется в истерике, спросите его: «Ты злишься? Ты обижаешься?» Ему ведь трудно оттого, что он не понимает, что с ним происходит. Но ни в коем случае нельзя замалчивать и свои собственные негативные переживания. Если ребенок вас обидел, вы должны ему это проговорить, объяснить, что вы чувствуете. Это потом поможет ему налаживать коммуникацию с другими детьми, поможет развитию эмпатии, то есть способности почувствовать себя на месте другого человека. И тогда в будущем ему будет легче общаться, будет проще решать свои психологические проблемы.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Кино как в столице

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Задонского района

// Общество

Лидеры образования

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Задонского района

// Образование

В ожидании новоселья

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Задонского района
Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru
// Общество

Просветитель, подвижник, краевед

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Общество
Даты
Популярные темы 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество



  Вверх