lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Подойдёт ли «европейский душ» липчанам?

25.08.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Экономика

«О мерах по защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объёме оплачивающих коммунальные услуги» – так озаглавлен недавно подписанный руководителем региона Олегом Королёвым документ, который обещает революционные преобразования в системе ЖКХ


Недавно меня в Липецке навещал товарищ, который большую часть года путешествует по миру, а в России появляется лишь для того, чтобы продлить визу. Беседуя на разные темы, мы коснулись проблем экономии в быту, и товарищ со смехом рассказал мне, что во всей Европе называют «русским душем».


– Русские обожают по часу плескаться в душе, распевая песни и наслаждаясь жизнью. Когда мне с друзьями доводилось гостить в домах европейцев, я видел, как они начинали переживать, стоило только кому-то из нас скрыться в ванной. Нашему брату не понять, как дорого обходится членам ЕС водичка, которую мы не считаем. Я себя приучил не более пяти минут тратить на водные процедуры, – заключил наблюдательный и щепетильный путешественник.


– Да-да, я тоже знаю про этот наш «русский душ» и чем он отличается от «европейского», – подтверждает представитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Липецкой области Людмила Анатольевна Полухина. – У меня брат живёт в Германии. Он тоже по-европейски принимает душ и посуду моет по-европейски, когда нас навещает. Знаете, какие огромные штрафы за неоплату коммунальных услуг за границей?! Наши расходы коммунальных ресурсов переходят все разумные пределы, буквально зашкаливают. Нам нужно научиться экономить – другого пути нет. В центр поступает множество обращений, и красной нитью в большинстве жалоб проходит тема дороговизны услуг жилищно-коммунального хозяйства. В частности – затратной графы на общедомовые нужды (ОДН) в ежемесячно выставляемом коммунальщиками счёте. С одной стороны, ОДН – справедливая консолидированная плата за ресурс, который поступил в дом и был использован во благо всех жильцов, с другой – это индикатор состояния сетей, уровня хищений воды и электро­энергии самими жильцами либо третьими лицами. В некоторых домах ОДН начали достигать каких-то нереальных значений, и ответственные собственники забили тревогу. Действительно, человек подтверждает объёмы своего внутриквартирного расходования ресурсов показаниями приборов, но ему, тем не менее, продолжают предъявлять завышенные цифры по ОДН. Почему кто-то должен платить за отсутствие приборов учёта у соседа или за воровство?! Такое положение вещей и порядок расчёта породили острую социальную напряжённость.


Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Липецкой области был учреждён чуть больше года назад по инициативе Олега Петровича Королёва. Областная администрация подписала соглашение с Фондом содействия и реформирования ЖКХ о создании новой структуры, которая призвана на общественных началах контролировать соблюдение законодательства в сфере ЖКХ, мониторить, просвещать граждан, оказывать консультационную помощь в защите законных прав липчан в жилищно-коммунальной сфере. «Итоги недели» отправились в центр с намерением узнать: что же сулит новое постановление администрации добропорядочным плательщикам и стоит ли начинать волноваться тем, кто волноваться не привык.


– Несколько месяцев назад мы обратились к заместителю главы областной администрации, к заместителю председателя Липецкого городского совета по поводу решения больного вопроса снижения объёма средств, взимаемых с собственников или квартиросъёмщиков МКД на общедомовые нужды, – разъясняет Людмила Полухина. – Эта проблема – наиболее острая в ЖКХ не только нашей области, но и в целом по стране. Сразу после опубликования постановления, используя базу данных центра, я отправила его текст почти шестистам адресатам – нашему активу: простым жителям, старшим по многоквартирным домам. Ответы в буквальном смысле поступают исключительно положительные.


О решении проблем высоких расходов на ОДН и необходимости принимать меры на уровне Липецкой области мы говорили с руководителем региона во время его недавнего визита в центр, в преддверии форума «ЖКХ-2014: Новое качество». При непосредственном участии посетителей, оказавшихся в тот день в приёмной, обсуждались вопросы общедомовых приборов учёта, целесообразности их обслуживания сервисными центрами, а не управляющими компаниями, перспектива образования областной государственной коммунальной компании.


Олег Петрович уже тогда поделился намерением вынести проблемные вопросы – в том числе и ОДН –  на повестку дня предстоящего форума. В итоге большинство из тех тезисов нашли своё отражение в Постановлении администрации Липецкой области № 343 от 12 августа 2014 года. Бумага, прежде всего, призвана защитить интересы граждан, которые честно оплачивают потреблённые коммунальные услуги по приборам учёта.



Если не вдаваться в тонкости, то смысл нового документа заключается в повышении нормативной оплаты воды и электроэнергии для тех жителей многоквартирных домов, которые, вопреки давно вступившему в силу федеральному закону, упорно отказываются устанавливать индивидуальные приборы учёта ресурсов, что, в свою очередь, создаёт благодатную почву для воришек всех мастей. Ведь обокрасть как добросовестных соседей, так и поставщика ресурсов можно практически на любом участке: от установки пресловутых «магнитиков» на счётчики доморощенными умельцами до искажения показаний приборов общедомового учёта, доступ к которым зачастую имеют лишь представители управляющей компании: сколько напишут – столько и заплатишь. Однако жить по такой формуле желают далеко не все. Платить нужно ровно столько, сколько ты должен, разве не так? Во имя восстановления коммунально-бытовой справедливости в постановлении предлагается ряд практических мер.


Например, выявлять дома, где зафиксированы утечки коммунальных ресурсов. Разъяснять гражданам необходимость установления приборов учёта. Управлениям жилищно-коммунального хозяйства и социальной защиты Липецкой области поручено проработать возможность оказания помощи из регионального бюджета пенсионерам и малоимущим по установке и проведению поверки индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов. В постановлении оговариваются функции всех сторон, участвующих в процессе: жилищной инспекции, органов местного самоуправления, исполнителей коммунальных услуг, организаций, осуществляющих ремонт и содержание жилого фонда и, конечно, непосредственно собственников. Результатом эффективного внедрения постановления в жизнь должно стать снижение объёма ОДН и улучшение показателей экономичности расходования коммунальных ресурсов. И первый шаг – тотальное «оприборивание».


– Людмила Анатольевна, есть ли какие-либо статистические данные относительно оснащённости жилого фонда индивидуальными приборами учёта?


– Федеральный закон № 261 (об энергосбережении) по установке индивидуальных приборов учёта на территории Липецкой области до конца не реализован, – комментирует наша собеседница. – Мы ранее выходили с более жёстким предложением об установлении административной ответственности для тех, кто отказывается исполнять это требование. Однако было принято более справедливое решение о повышающем коэффициенте: не желаете обзаводиться счётчиками – платите втридорога. На данный момент статистика следующая: приборами учёта воды оснащены порядка 70 процентов индивидуальных жилых помещений, что касается счётчиков электроэнергии – процент ещё выше. Примеры говорят сами за себя: в домах, где приборами оснащено около 90 процентов квартир и показания передаются с 23 по 25 число каждого месяца, ОДН отсутствует.


В нескольких домах Липецка сложилась ситуация, когда ОДН составлял 120 процентов по отношению к непосредственно потреблённой за месяц воде в среднем по каждой квартире, – парадокс. Начали разбираться. Выяснилось: незаконные подключения отсутствуют, однако многие квартиросъёмщики не имели приборов индивидуального учёта и платили по установленному нормативу. Понимаете, о чём это говорит? Фактически израсходованные ресурсы сильно разнятся с теми, которые оплачены – будь то по нормативу или по счётчику. Сразу вспоминается другая история, рассказанная посетителями нашего центра. В квартире прописана старушка-божий одуванчик, платит за свет по нормативу, приборов учёта не имеет. А к её счётчику запитана автостоянка, расположенная во дворе. То есть вся энергия, потреблённая сверх бабушкиного норматива, перераспределяется между жильцами в виде ОДН. Разве это справедливо? Постановление призвано стимулировать (причём самым действенным способом – рублём) людей устанавливать приборы учёта и учиться экономить не только свои деньги, а также воду и электричество.



– Но ведь кому-то, действительно, по разным причинам удобнее «по старинке» оплачивать лишь норматив. Заставит ли повышающий коэффициент перейти на приборы?


– Часто бывает так: квартира, где прописан один-единственный гражданин, сдаётся внаём нескольким людям – их число варьируется в зависимости от размера жилплощади. Где-то течёт унитаз или капает кран, у кого-то тёплые полы… Если бы стоял прибор учёта, а не оплачивался только норматив, то показания были бы реальными, соответственно, на разность этих сумм снизился бы и ОДН. Сейчас на нормативе «сидят» те квартиры, кому это выгодно – кто потребляет больше. Таким образом, по холодному и горячему водоснабжению норматив индексируется в 2,5 раза, по электроэнергии – в 1,5 раза, по отоплению – 1,01. И это, заметим, только на одного человека! Если прописано четверо, то сумма счёта за воду увеличивается в 10 раз!



– Рассмотрим проблему с другого ракурса. Нередко даже честным гражданам приходится сталкиваться с недобросовестной работой управляющих компаний. Бывает, что счета приходят несвое­временно, да и цифры в них далеки от действительности. Как отразится Постановление № 343 от 12 августа на управляющих компаниях?


– Если деятельность управляющей компании прозрачна, если договоры эффективны, если компания хочет сохранить и упрочить своё положение на рынке услуг, то документ окажется полезен и послужит хорошим подспорьем. Для нечистоплотных предпринимателей он закроет лазейку вплоть до упразднения.



– Предположим, у меня нет приборов учёта и, прочитав статью в «Итогах недели», я решу ими обзавестись. Что я должен делать?


– Нет ничего проще! Отправляйтесь в свою управляющую компанию, ресурсоснабжающую компанию или в любую другую, если у нее есть лицензия на проведение этих работ, и делайте заявку на установку. Сразу можно согласовать и удобное время. Но обращаем внимание: после установки необходимо будет проинформировать ресурсоснабжающую организацию об установке ИПУ согласно требований Постановления Правительства РФ. Стоимость приборов учёта варьируется от 600 до 1200 рублей. Перечень официально утверждённых и соответствующих стандарту моделей имеется в каждой управляющей компании.



– Как лучше организовать внедрение положений постановления среди жильцов, как объяснить всю значимость и полезность новшества непосредственно для них самих?


– Считаю, что каждый многоквартирный дом просто обязан избрать ответственного представителя. С появлением такого председателя совета многоквартирного дома, как правило, идейного и неравнодушного гражданина дом начинает жить новой жизнью. В присутствии старшего по многоквартирному дому должен проводиться ежемесячный осмотр общедомовых приборов учёта. К тому же именно председатель домкома способен организовать раз в месяц сбор и сдачу показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов. Таким образом, осуществляется контроль «снизу» – лучший метод предотвращения воровства, утечек, ошибок и всего прочего, что приводит к гигантским суммам по ОДН в счетах за услуги ЖКХ.



– По вашему мнению, что произойдёт со средним счётом за услуги ЖКХ, который рядовой собственник квартиры будет теперь обнаруживать в почтовом ящике?


– Своевременная и достоверная передача данных об израсходованных за месяц ресурсах – залог того, что сумма в счёте стабилизируется, а ОДН будет неумолимо стремиться к нулю.


Люди не приучены у нас жить честно, – констатирует Людмила Полухина. – Возмущаются, что ОДН всё растёт и растёт, а сами магниты на счётчики ставят. Не могу я поверить, когда семья из пяти человек подаёт показания по счётчику в один кубометр воды в месяц. А ведь весь остальной – в буквальном смысле – украденный таким способом объём воды в денежном эквиваленте и перераспределяется в ненавистный многим ОДН! Да ещё и непонятно, кто несёт ответственность за исправность работы общедомовых приборов… В общем, проблемы налицо – как со стороны жильцов, так и со стороны управляющих компаний. Но теперь в наших руках есть эффективный инструмент для их решения.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 18 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Уроки Октября. Сто лет спустя

Елена Таравкова // История

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Не дань моде, а просто класс

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Культура



  Вверх