lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Вкус творчества

21.08.2014 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Что такое счастливое детство? Наверное, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Но в последнее время специалисты все чаще втолковывают нам, что детство — это, прежде всего, беззаботность, а потому не надо перегружать ребенка занятиями во всевозможных секциях и кружках. Дескать, позвольте детям в полной мере вкусить «ничегонеделание». У меня тут, правда, один вопрос возникает: а можно ли ребенка «перегрузить» тем, что ему очень нравится? Станет ли он несчастным от такой перегрузки?



Я знаю в Липецке очень много «оазисов счастливого детства» — это танцевальные коллективы, спортивные секции, различные кружки и студии. Конечно, занятия в них — это труд, но детям этот труд приносит огромную радость, он обогащает их жизнь и делает ее более яркой и интересной. Одному из таких «оазисов», существующих в нашем городе, исполнилось в этом году двадцать лет — это Авторская школа-студия Ольги Буевой.


— Мое детство прошло на Ниженке, где в те времена были луга с цветами, заросли деревьев, речка, до которой было рукой подать. Можно сказать, я росла на природе, и до сих пор во мне живет вот это ощущение счастья от единения с миром. Но недавно мне довелось оказаться в «спальных районах» Липецка и, признаться, стало как-то не по себе. Что такое тамошний двор? Это какой-то «каменный мешок» в окружении многоэтажек с одиноким сиротливым деревом. Я попыталась представить, во что можно было бы играть в таком дворе, и не смогла. Потому что эти «каменные джунгли» не могут стать миром ребенка, они враждебны ему. Какая же возможна альтернатива? Или «жизнь в компьютере», или все те же секции, студии, кружки.


— Вы заранее знали, что будете заниматься педагогикой?


— Совсем наоборот: я очень жалела, что поступила на худграф в наш пединститут, потому что мечтала заниматься чистой живописью. Но, наверное, в нашей жизни ничего случайно не происходит. Я после каждого курса собиралась перевестись, пока мой учитель, прекрасный художник Виктор Иванович Королев не убедил меня, что занятия живописью от «корочки» диплома никак не зависят. И после вуза я организовала хозрасчетную студию с одной целью: максимально высвободить себе время для собственного творчества. Но неожиданно оказалось, что заниматься с детьми — это невероятно интересно. И постепенно вместо пяти человек ко мне стало ходить десять, дальше — больше. И с каждым годом эти занятия поглощали все больше моего времени, но почему-то это уже не было обидно. Обидно, когда не хватает времени реализовать с ребятами все то, о чем мечтаешь.


— Они серьезно относятся к занятиям в студии?


— Да, конечно. Они понимают, что творчество — это очень серьезно. Хотя все равно остаются детьми: могут прий­ти на занятия с любимой куклой или мягкой игрушкой и попросить разрешения посадить возле себя. В какой-то момент я рискнула и стала набирать деток с трех лет. Это надо видеть: все перемазанные, краски во все стороны летят! Но уже в этом возрасте им очень интересно смешивать цвета и удивляться новому тону, который получился, а получаются порой потрясающие вещи. Первый год с ними, конечно, очень трудно, зато потом великолепная творческая отдача! В этом году опять набирается новая группа трехлеток, хоть я и не планировала.


— Дети, как правило, не любят «обязаловки». А на ваших занятиях существует принуждение?


— Мы дружим, а потому всегда договариваемся. Бывает и так, что запланировано писать натюрморт, а кто-то хочет рисовать свою собаку. Ну, настроение у человека такое. Так в чем дело, пусть рисует. Мы как-то договорились, что будем лепить декоративные тарелки, а одна девочка сказала, что хочет лепить своего кота. Знаете, что в итоге получилось? Она сделала тарелку, у которой декоративная ручка была в виде кота. Вышла совершенно необыкновенная штука! И у всех остальных тут же начала работать фантазия, стали появляться новые идеи.


— А может быть так ребенок заранее говорит, что у него ничего не получится?


— Может, но в таких случаях всегда виноваты взрослые. Понимаете, мы когда вырастаем, начинаем четко знать, как правильно, а как — неправильно. Солнце должно быть желтым, море — синим, трава — зеленой. А кто это сказал? Вы видели море в момент заката? А траву при свете луны? И вот такие родители начинают внушать ребенку, что он «неправильно» рисует, а ты потом ломай этот психологический барьер. Конечно, можно слепить тарелку идеально круглой формы, такую, какие в магазине продаются, но это будет скучно. Пусть это лучше будет какая-нибудь марсианская тарелка или венерианское дерево, но они будут удивительны и уникальны.


— Вы, наверное, как-то специально развиваете у детей фантазию?


— Детям надо просто не мешать. Вот кто-нибудь рассказывает, что видел на улице одноногого голубя, и мы начинаем этого голубя рисовать. А попутно начинаем придумывать, что с ним могло произойти. Знаете, какие потрясающие истории рождаются у ребят?! Впору записывать. И каждый рисует голубя в своей истории, в своих обстоятельствах. С другой стороны, и мне тоже приходится им многое рассказывать, потому что они сегодня очень оторваны от реальной жизни. Я была потрясена, когда узнала, что дети в четырнадцать лет не представляют себе подводную лодку. И даже ни одного фильма с подводной лодкой не видели. Начинаю им рассказывать «Секретный фарватер», а они слушают, раскрыв рты. Обсуждаем с одной девочкой наш сериал о Шерлоке Холмсе, игру актеров, а все остальные вообще не понимают, о чем идет речь, что это за собака Баскервилей. Они сегодня растут на американских боевиках, на японских и американских мультфильмах. А в итоге у них совершенно искаженные представления о мире, о жизни.


— А это как-то влияет на формирование у них чувства прекрасного?


— Ну конечно. Приходит на занятие малышка и приносит свою любимую куклу. У этой куклы вполне взрослые соблазнительные формы, непропорционально большая голова, пряди волос выкрашены в резкие вульгарные тона, а изо рта… торчат клыки. Оказывается, это кукла-вампир. И когда дети меня спрашивают: «Правда, красивая?», я им прямо отвечаю: «Нет. Потому что таких огромных голов у людей не бывает. Потому что у нее неприятного цвета волосы, а клыки у девушки вообще не могут быть красивыми». Я понимаю, что в магазине было много разных кукол, но вот эти монстры — они знакомы по мультфильмам, потому ребенок их и выбирает. А родители молчат и даже продолжают покупать именно такие игрушки. А куклы-винкс с крылышками, а куклы с перепонками между пальцев…Идет какое-то тотальное расчеловечивание.


— На ваш взгляд важно, какие игры, какие игрушки окружают ребенка в детстве?


— Безусловно! Теперь девочки уже не играют в дочки-матери, потому что всех этих эльфов и вампиров невозможно представить своим ребенком. А если возможно, то тогда это тем более противоестественно. Я помню, как мы играли в милицию, в скорую помощь, у нас с детства шла какая-то социализация. А сейчас этого нет, потому что все любимые герои не имеют отношения к реальной жизни. Нынешняя индустрия игрушек отбивает у детей потребность в творчестве. К тем же куклам продаются готовые одежки, обувь, мебель. Все то, что мы в нашем детстве придумывали и рисовали, клеили, лепили своими руками. Они были потрясены, когда я прямо на занятии сделала для куклы-вампира роскошный наряд из ткани. Им и в голову не приходило, что платье можно «сочинить» самим. Так что одна из главных моих задач — это развить в ребенке потребность в творчестве, научить его получать от творчества удовольствие.


— А вы как-то по-особен­ному отмечали двадцатилетие школы-студии?


— Я сразу решила, что никакого официоза с поздравительными речами у нас не будет. Так что отмечали мы свой юбилей в Троицком, в Центре романовской игрушки. Прямо в Центре была развешена экспозиция ребячьих работ, во дворе накрыли большущий стол с настоящим самоваром, который топили углем, участники народного вокального ансамбля «Вера» играли с ребятами в старинные русские игры. Понимаете, там была совершенно особая аура, особая энергетика, и ребята в ней просто «купались». А потом была наша традиционная акция «Памяти бумажного кораблика». Каждый ребенок мастерит свой кораблик, украшает его, и пишет «послание», которое кладет в этот кораблик. Это может быть его мечта или его обращение к людям, короче, кому что захочется. В этом году мы не стали пускать кораблики по реке, а привязали их к шарикам, наполненным гелием, и отпустили в небо. Это было потрясающее зрелище, когда шарики дружной разноцветной стайкой стали улетать за горизонт! Вообще мы очень любим путешествовать по области. Вместе с краеведом Александром Клоковым объездили уже многие районы. Гуляем по лугам и лесам, купаемся в родниках, осматриваем старинные храмы, крохотные, почти заброшенные хутора. Мы возвращаемся с таким огромным запасом впечатлений, что нам хватает его очень надолго. И это впечатления от живой природы, от настоящей, реальной жизни.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх