lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Культура цементирует государство»

14.08.2014 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Культура
Фото Павла Острякова

Уже более полугода мы встречаемся с нашими земляками в рамках рубрики «Культурный код». Люди разных профессий, видов деятельности и взглядов объединены, тем не менее, признанием важнейшей роли культуры в жизни общества, его развитии. С этой мысли, собственно, и началась встреча с новым собеседником — заместителем начальника областного управления культуры и искусства Михаилом Рязанцевым.



— Очень хорошо, что в «Липецкой газете» выходит эта рубрика. Ваше издание регулярно освещает разные культурные мероприятия. Но одно дело — рассказ об открывшейся выставке, рецензия на театральную премьеру или даже отчет с конференции или семинара и совсем другое — попытка всестороннего анализа сферы культуры в целом, в самых разных ее проявлениях. Стремление определить, нащупать особенности нашего культурного кода тоже весьма интересно. Правда, само понятие «культурный код», мне кажется, не все понимают верно. Что это такое? Говоря просто, это особое мировосприятие, то, под каким углом ты смотришь на окружающее тебя. А этот угол формируется определенными факторами. Вот русскому человеку свойственно, например, надеяться на сильную, справедливую власть. А это не просто так возникло, это заложено в нашем культурном коде, сформированном во многом под влиянием православия: один бог, одна вера, одна страна и один руководитель.


— Михаил Сергеевич, а может быть, это потому, что русский народ, как считают некоторые, инфантилен? Мол, наш человек боится брать на себя ответственность за себя, свое благополучие, ему проще переложить ее на «батюшку-царя».


— Люди, которые освоили такие просторы, заметьте, без мобильной связи и железных дорог, победившие во всех войнах, — вряд ли их можно назвать инфантильными. Илью Репина, Льва Толстого, Александра Пушкина, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Андрея Рублева и многих-многих других я не могу назвать инфантильными. А ведь выдающиеся представители того или иного народа — это его квинтэссенция, его сливки. Если у нас появляются такие люди, которые готовы ради ­Отечества пойти тысячью против сотни тысяч, — о каком инфантилизме может идти речь?!


— Да, но в последние годы как раз и стали звучать голоса сомневающихся в оправданности таких жертв.


— Тут есть нюанс. Когда люди, условно говоря, задающиеся вопросом о целесо­образности сдачи блокадного Ленинграда, размышляют о высадке под шквальным огнем противника союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года, то они трактуют это как героизм, самопожертвование, размышляют о стратегическом значении операции, о гении западного командования. Когда же разговор заходит о доме Павлова и обороне Сталинграда, об Александре Матросове и так далее, то это уже в их понимании результат кровожадности нашей власти и зомбирования нашего народа, склонного идти, как быдло, на убой. Подобные размышления — одна из попыток сломать наш культурный код, нарушить его матрицу. Такая идеология сомнений и критиканства — всегда «продукция» на экспорт. Как эффективнее всего разрушить государство? Не военными, экономическими или политическими действиями, а именно через культуру.


— Культура такая мощная сила?


— Это цемент, который скрепляет фундамент государства. Вот был Советский Союз. Вторая экономика мира. Мощный ядерный запас. Граница на замке. Но он развалился. Почему? Экономика была нежизнеспособной? Нет. Просто в общество уже была введена инъекция, разъедающая нашу культурную матрицу. Джинсы, колбаса, кока-кола стали мерилами счастья. Смотрите, говорили нам, там, на Западе, свобода, у них все это есть, а вы убогие, у вас только ушанки и балалайки. Я, конечно, утрирую, но суть была такой. И что лучше всего передавало вот это обаяние ценностей западного мира? Да те же фильмы, книги, музыка. Плоды многолетнего воздействия налицо: раньше был «совок», теперь — Рашка, из которой не сегодня-завтра надо валить, — вот типичные рассуждения части наших сограждан.


— По-вашему, выходит, что легендарная фраза «Сегодня слушаешь ты джаз, а завтра родину продашь» имеет смысл?


— Только в том случае, если мы полностью отказываемся от своего и замещаем его чужим. Вообще, если говорить о современном искусстве, его развитии, то оно тесно связано со становлением общества потребления. Изначально ведь западное общество было очень пуританским, особенно в Америке: строгость нравов, осуждение расточительства, даже некоторая прижимистость. Но это полностью противоречит установкам потребительства, внедрить которые в массовое сознание было жизненно важно для мирового капитализма. Как изменить ситуацию? Исключительно методами культурного воздействия. Ведь одно дело, когда в человеке заложено: я рожден, чтобы принести обществу пользу, моей Родине, за которую мои пращуры кровь проливали. И другое, когда ему внушают: ты живешь для себя, не упускай своего, наслаждайся, ты этого достоин.


— Но последнее гораздо приятнее, чем первое.


— Согласен, для отдельного человека такие установки удобнее. Но ни один из нас не живет сам по себе, об этом надо помнить. Когда ты наслаждаешься всеми благами жизни, кто-то рядом трудится, чтобы эти блага обеспечить. Получается, и ты чем-то ему обязан? А сейчас некоторые считают так: да зачем мне все это надо ради других людей что-то делать. «Своя рубаха ближе» — из такой установки и проистекают многие наши сегодняшние проблемы.


— Какой же выход? В укреплении собственной культуры?


— Да, надо укреплять культурную матрицу, тот общий фундамент, на котором держится наше государство. Ра­зумеется, в любой большой стране не бывает однородного населения с одинаковыми традициями, едиными языком и культурой. Но надо искать точки соприкосновения, а не разлома, как это, кстати, происходит в последние годы на Украине. Нужны совместные культурные проекты, вроде нашего фестиваля имени Мистюкова, который собирает представителей самых разных народов. Нужны фильмы, рассказывающие о том прошлом, которое нас объединяет. А их нет. Вот было двухсотлетие Отечественной войны 1812 года. Что вышло на экраны? «Уланская баллада» да та чушь с Галустяном о поручике Ржевском, которую иначе как плевком в лицо всем тем солдатам, что сражались за Родину, и не назовешь. А вы снимите кино о Евпатии Коловрате, Дмитрии Донском, битве на реке Калке… Наша либеральная общественность посмеивается над словами Владимира Путина о духовных скрепах, а совершенно напрасно. Именно они и объединяют нас на самом глубинном уровне.


— Иными словами, нужно беречь и приумножать культурное наследие?


— Да. Иначе люди потеряют связь со своими корнями. А потом они скажут: зачем нам хранить этот ветхий дом, давайте вместо него построим современный торговый центр из стекла и бетона, создадим новые рабочие места. Пропаганда успешности, измеряемой в величине дохода и степени гламура, к сожалению, уже сделала свое дело. Деньги — это хорошо, но не они должны владеть умами.


— Вы сейчас практически слово в слово повторили одного застройщика, который доказывал, что Шамоновская мельница на улице Зегеля в Липецке никакой ценности не имеет и, чем ее реставрировать, лучше на этом месте детский сад построить.


— Я с такой позицией сталкиваюсь ежедневно. Это не только застройщики так считают, но и даже некоторые главы администраций районов. Беда общая. Многое из культурного наследия было утеряно еще в советские годы. А ведь что такое памятники культуры, все эти старые домики, церквушки? Это стражи культуры, нашей памяти. Они невольно обращают на себя внимание, и человек нет-нет да и задумается: кто построил все это, чем жили эти люди, что общего у нас с ними… Это как маяк, освещающий и наше прошлое, и наше настоящее. Семенов-Тян-Шанский вспоминал, как он в детстве впервые увидел чаплыгинские храмы и услышал их пасхальный колокольный звон. Его в этот момент поразила мысль, насколько же прекрасный мир создал Господь, и он поклялся стать путешественником, чтобы увидеть все его красоты. А не было бы храмов, их колоколов — как бы сложилась судьба этого мальчика? Если исчезает один памятник, другой, то вокруг человека сгущается тьма. И тогда мы видим свет только, например, в Чехии, и начинаем вздыхать — ах, как прекрасно, какая старина…


— И все же, как убедить людей вспомнить о своем, родном?


— Нужны разные методы. Мы, к примеру, администрацию одного района оштрафовали на 20 тысяч за то, что они не согласовали свои действия с нашим управлением и нанесли ущерб памятнику, — всё, теперь вопрос такой не возникает. Но одними наказаниями делу не помочь. Государству в этой сфере надо действовать подобно мудрым родителям. Они не заставляют ребенка силой, а мягко, исподволь взращивают в нем правильные мысли, устремления. Любить Родину насильно не заставишь и приказать уважать свою культуру нельзя. Но поддерживать эти чувства, развивать их в обществе необходимо. А потенциал у нас есть. Для меня лакмусовой бумажкой в этом плане стал такой факт: на Болотную площадь собралось 10 тысяч человек, а поясу Богородицы, который приблизительно в это же время привезли в Москву, пришло поклониться 8 миллионов. Выбор народа очевиден.


Формула культурного кода Михаила Рязанцева:




- Православие   


- Государственность  


 -Народность, соборность

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 20 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +20 C°  Ночь: +8C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Микромир (ФОТО)

Евгения Ионова // Общество



  Вверх