lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

Последний парад подводной лодки «Морж»

11.08.2014 "ЛГ:итоги недели". Анатолий БЕРЕЗНЕВ, ведущий архивист ГАЛО, действительный член Петровской академии наук и искусств
// История
«Морж» в походе, 1915 год. Офицер на мостике в «черноморской» белой фуражке – командир лодки старший лейтенант В. В. Погорецкий Группа подводников и мастеровых Балтийского завода у подводной лодки, 1913-1914 годыКораблестроитель, генерал-майор Корпуса корабельных инженеров И. Г. Бубнов – разработчик подводных лодок типа «Морж»Черноморские матросы подплава периода Первой мировой войны«Морж». 1915 год

Много загадок породила единственная боевая потеря среди русских подводных лодок на Чёрном море – «Морж». На этой легендарной подлодке служил электриком наш земляк Александр Андреевич Коновалов 


Победоносная субмарина


За год до начала Первой мировой войны, 15 сентября 1913 года, в Николаеве на воду была спущена подводная лодка «Морж». Экипаж приступил к изучению её устройства и отработке практических действий. В боевой строй Черноморского флота лодка вступила 30 апреля 1915 года, когда война на суше и на море уже бушевала, гибли каждый день люди и лилась кровь.


Электриком на «Морже» служил наш земляк А. А. Коновалов. Родился Александр Андреевич в 1893 году в селе Плоское Елецкого уезда (ныне – село Становое Липецкой области). Он быстро освоил свою специальность. Командир «Моржа» старший лейтенант Владимир Владимирович Погорецкий ставил его в пример другим воинам.


Несмотря на то, что в боевых действиях подводная лодка стала принимать участие намного позже начала войны, она быстро завоевала себе репутацию одного из лучших кораблей. Судите сами. До своего последнего похода, в который она вышла 28 апреля 1917 года, на её боевом счету была целая флотилия уничтоженных и пленённых кораблей противника: 8 буксиров с баржами, пароходы и трёхмачтовый бриг.



Боевые походы


В последний, девятнадцатый, поход подлодка ушла из Севастополя под командованием старшего лейтенанта Альфреда Степановича Гадона. «Моржу» была поставлена боевая задача: активными действиями прерывать вражеские коммуникации у Анатолийского побережья (порт Эрегли), а потом перейти к проливу Босфор и блокировать его.


У турецких берегов лодка начала боевое патрулирование. Несколько раз её атаковали немецкие гидросамолёты, сбрасывая бомбы. Но искусство командира и высокая подготовка экипажа сводили на нет все усилия немецких авиаторов. «Морж» уходил невредимым.


«30 апреля в 8 часов 10 минут русские подводники уничтожили турецкое судно всего в десяти милях от порта Эрегли. Противник наблюдал гибель корабля, но ничего поделать не мог. Появившийся немецкий самолёт сбросил шесть бомб, чем вынудил подводников срочно уйти на глубину.


В 9 часов 45 минут лодка всплыла у селения Алаплы в той же бухте Эрегли и уничтожила ещё одно судно противника. Вызванный турками гидросамолёт вновь «загнал» наших моряков под воду. Ещё несколько раз противник обнаруживал «Моржа» у Мелен-Агджи и Сакария, где были потоплены два турецких парусника. Лодка была обстреляна береговой батареей, но сумела благополучно выйти из зоны обстрела. 18 снарядов не причинили ей вреда». Эти данные опубликовал Б. Лангензипен на основании изучения архивных документов Германского федерального военного архива во Фрайбурге.


О дальнейшей судьбе подводников поведают документы из Российского государственного архива ВМФ. 12 мая 1917 года командующий Черноморским флотом Александр Васильевич Колчак отправил начальнику Морского походного штаба Ставки Верховного Главнокомандования адмиралу Александру Ивановичу Русину телеграмму № 1080/оп: «Вышедшая в очередной дозор 28 апреля подводная лодка «Морж» стар. лейт. Гадона, до сих пор не вернулась. Посланные на поиск эсминцы захватили пленных, которые показали, что первого мая видели бой подводной лодки «Морж» с немецкими гидропланами у Ерегли. Вследствие этого является предположение, что лодка во время боя погибла». 


В рапорте командира эсминца «Громкий» № 1001 от 14 мая написано: «Пленные турки показали, что 4 мая двое из них были сняты русской подводной лодкой в районе Акче-Шары с другой шхуны, которую подлодка потопила. Командир этой подлодки по описанию пленных был похож на старшего лейтенанта Гадона, командира «Моржа». Через некоторое время (часа 3) в районе Эрегли в 4-х милях от берега у Акче-Шары... лодка была атакована тремя гидросамолётами, которые сбросили на неё бомбы. Лодка сначала ответила артиллерийским огнём, а потом нырнула. Пять часов спустя после этого пленные были высажены с подлодки на берег у Эрегли». Читая этот документ, восхищаешься не только мужеством подводников, но и их благородством.


Остановимся подробнее на победах героев-подводников. За эти победы все члены экипажа награждены Георгиевскими крестами, а некоторые из подводников: артиллеристы, минные машинисты и мотористы – двумя.



Победы героев-подводников


1915 год


2 июня – уничтожена парусная шхуна у Эрегли.

4 июня – уничтожен турецкий пароход «Эдирне» в устье Сакарьи.


5 июня – задержан и сожжён парусник с углём в устье Сакарьи.


28 июня – уничтожен парусник с грузом на меридиане Аладжиклара, уничтожен пароход у пролива Босфор.

29 июня – уничтожен большой угольный транспорт «Игнеада», бывший русский пароход «Ида», с грузом – 2414 тонн угля.


3 июля – уничтожены три шхуны с грузом: «Инает-и Бахри», «Тиджарет-и Бахри», «Хюдавендигар» в районе Ада Рыклара, 13 членов экипажей взято в плен.


14 сентября – уничтожена шхуна с углём в устье Агвы.


1 ноября – атакован линейный крейсер «Явуз Султан Селим» в охранении двух эсминцев у входа в пролив; один из эсминцев («Муавенет-и Миллие») получил повреждения.


С декабря по январь 1916 года «Морж» находился на ремонте в Николаеве из-за повреждения одной из балластных цистерн.


1916 год


19 февраля – повреждён пароход с углём у Зонгулдака.

10 марта – уничтожен колесный буксир «Дарыжа» у Зонгулдака.


3 апреля – уничтожен пароход «Дутор», севший на мель у мыса Кара-Бурну. Также взрывом уничтожен большой парусный бриг.


25 мая – захвачен трёхмачтовый барк «Бельгюзар» с грузом в 352 тонны керосина у мыса Эмине. 

27 мая – барк отбуксирован в Севастополь, где был зачислен в состав Транспортной флотилии Черноморского флота под названием «Транспорт № 178».


31 июля – уничтожена шхуна у острова Кефкен.


13 августа – уничтожен парусник у входа в Босфор.


1917 год

23 января – захвачены и уничтожены три шхуны с зерном, следовавшие из Констанцы в Стамбул, в районе мыса Мидия.


2 марта – уничтожена шхуна у острова Кефкен.


1-11 апреля – уничтожены две шхуны — у острова Кефкен и у входа в Босфор.



Гибель «Моржа»


Это произошло в мае 1917 года, когда в России уже перестала существовать династия Романовых, но война ещё продолжалась... Подлодка «Морж» в базу не вернулась. 42 члена экипажа погибли. В «Списке матросов Черноморского флота, без вести пропавших на подводной лодке «Морж», под номером 22 читаем: «Коновалов Александр Андреевич (1893-1917) – электрик, унтер-офицер 2 статьи». Он погиб на боевом посту, разделив участь своих товарищей и командиров. 


К сожалению, выяснить подробности довоенной жизни Александра Андреевича пока не удалось. (Возможно, кто-то откликнется на эту публикацию).


До 2002 года место гибели подлодки «Морж» было неизвестно. Обнаружили его при поиске болгарской шхуны «Струма», которая перевозила еврейских беженцев и была потоплена 24 февраля 1942 года. 


Северо-восточнее пролива Босфор в точке с координатами: 41 градус 22,45 минуты северной широты, 29 градусов 15,81 восточной долготы подлодка «Морж» лежала на ровном киле. Кормовая часть взрывом мины была оторвана и развёрнута винтами к носовой части. Лодка шла в надводном положении, когда раздался взрыв. Об этом свидетельствует открытый рубочный люк. «Морж» была единственной боевой потерей черноморских подводников в Первой мировой войне. Видимо, мину во время шторма или взрыва артиллерийских снарядов (торпед) сорвало с якоря. Она-то и стала причиной гибели лодки. О том, что район Босфора был начинён оборонительными и наступательными минными постановками, говорят многочисленные факты: там черноморцы поставили 5182 мины, ещё больше поставили немцы и турки. А отсутствие переборок привело к быстрому погружению и гибели «Моржа».


«Морж» принадлежал к субмаринам нового типа, спроектированным специально для Чёрного моря. Морской министр вице-адмирал Иван Константинович Григорович утвердил проект 18 мая 1911 года, а 25 июня того же года в Николаеве в специально созданном Николаевском отделении Балтийского завода начались работы по строительству трёх подводных лодок. Срок постройки определялся в два года при стоимости каждой лодки в 1800 тысяч рублей. 11 октября 1911 года все три лодки зачислили в списки флота под наименованиями «Морж», «Тюлень» и «Нерпа».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 26 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +13 C°  Ночь: +2C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Право иметь права

Елена Таравкова
// Общество

По законам детективного жанра

Сергей Кибальниченко
// Общество

Праздник в дворянском саду

Александр Дементьев, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Золотые руки плюс светлые головы

Владимир Петров, petrof2332@yandeх.ru // Экономика

Проверено на практике

Галина Светлова // Власть

Пятый век обители

// Общество



  Вверх