lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 августа 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Владимир Лаврентьев: "Надо смотреть в будущее, а не сожалеть о прошлом"

11.08.2014 "ЛГ:итоги недели". Игорь Плахин
// Экономика
Основная продукция ЛЗГТ - самоходное гусеничное шасси для зенитно-ракетного комплекса С-300В на полигонных испытаниях. www.heavycars.ru

Развитая промышленность Липецкой области советского периода и мощный современный промышленный потенциал – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Многое из того, что сегодня составляет гордость региона, было построено с нуля, а от былого производственного великолепия остался, пожалуй, только Новолипецкий комбинат. Можно ли было сохранить исчезнувшие предприятия?


Объективная неизбежность


Есть целый спектр экспертных мнений, почему в 90-е годы прошлого столетия отечественная промышленность рушилась по принципу домино. Экономисты либерального крыла, в частности Егор Гайдар, во всех бедах винили отсталые советские технологии, которые в условиях открытого рынка не могли конкурировать с западными. «Умеренные» экономисты видели главную проблему в разрыве после распада СССР экономических связей, сложившейся цепочки поставок сырья и комплектующих. Есть и такое мнение, что уничтожение российской промышленности было намеренным и стало следствием поражения нашей страны в холодной войне. Как пример приводится станкостроение, являющееся становым хребтом промышленности любой суверенной державы. В России прекратили своё существование 42 станкостроительных завода, и сейчас в нашей стране не выпускается ни одного отечественного металлообрабатывающего станка.


Мог ли в таких условиях выжить Липецкий станкостроительный завод? Начальник управления инновационной и промышленной политики Липецкой области Владимир Лаврентьев, курировавший в конце
1990-х – начале 2000-х годов промышленность региона, к ответу на этот вопрос подходит осторожно.


– Причин, по которым в то время закрывались тысячи предприятий по всей стране, много. Причём у каждого предприятия может быть своя особая проблема, приведшая к гибели производства. Я выделю лишь основные тенденции, повлиявшие на закрытие заводов. Среди них главная – смена собственника в широком понимании этого слова, – считает Владимир Лаврентьев.


Когда всё принадлежало государству, любая продукция, выпускавшаяся в Советском Союзе, была востребована. А потом плановая экономика рухнула, и приватизированные предприятия получили новых владельцев, которые стали меняться один за другим.


– Все мы знаем, что происходило в лихие 90-е. Заводы зачастую скупали не для того, чтобы что-то производить, а чтобы делать деньги на их перепродаже. И даже многие из тех, кто планировал получать постоянную прибыль с приобретённого ими актива, к сожалению, не имели стратегии развития того или иного предприятия, – продолжает Лаврентьев.


Так, отчасти, было и с Липецким станкостроительным заводом. Но не меньшую роль в закрытии сыграло качество выпускаемой там продукции. Некоторые до сих пор вспоминают о востребованности липецкой продукции, но факты беспощадны. Да, наши станки действительно были востребованы в СССР и даже поставлялись в Японию. Но японцы демонтировали из них всю начинку и заменяли на свою. Фактически мы экспортировали только станину. Очевидно, что в условиях открытого рынка без поставок электроники, соответствующей мировым аналогам, которая в России попросту не производилась, завод был обречён на гибель.


– А закрытие завода пусковых двигателей и вовсе было неизбежным в силу объективных причин, – уверен Владимир Лаврентьев. – Завод был «заточен» исключительно на производство «пускачей», а в это время уже производилась значительно более дешевая электронная замена таким двигателям.



ЛТЗ и воля собственников


Схожие причины повлияли и на спад производства на Липецком тракторном заводе, который не мог конкурировать на рынке тракторостроения, производя морально устаревшие 55-ю и 60-ю модификации трактора. Впрочем, замена им была – ЛТЗ мог перестроиться и перейти на массовое производство значительно более современных моделей тракторов, разработанных заводскими конструкторами. И следует отметить, руководство области прилагало все усилия, чтобы сохранить завод. Что только не предпринималось для этого: и налоговые льготы на региональном уровне были выделены, и административные рычаги шли в ход, и личные связи на высшем уровне задействовались. Руководство области, в первую очередь Олег Королёв, сначала в ранге главы регионального парламента, а потом главы
обладминистрации неоднократно привлекал к спасению ЛТЗ заместителя министра экономики России, а с 2000 по 2004 годы – заместителя министра промышленности, науки и технологий Сергея Митина. И первый президент России Борис Ельцин клятвенно обещал помочь в сохранении ЛТЗ, и лидеры политических партий обещали содействие. Но все их усилия оказались безрезультатны.


– Судьбу ЛТЗ определило прекращение работы располагавшегося в Ярославской области Рыбинского моторного завода. ЛТЗ фактически остался без двигателей. Единственный на территории СНГ производитель двигателей, отвечающих современным требованиям, располагался в Белоруссии. Но Минскому тракторному заводу, похоже, не нужен был конкурент на освободившемся рынке, поэтому сотрудничества не получилось. Цена на белорусские двигатели была столь высока, что закупать их было экономически не выгодно, – вспоминает Владимир Лаврентьев.


В итоге завод, как ни пытались его спасти, фактически прекратил своё существование, хотя и не умер окончательно: на освободившихся производственных площадях создано порядка 30 предприятий малого и среднего бизнеса. А бывший ЛТЗ, вернее, то, что от него осталось, сегодня входит в ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», президентом- генеральным директором которого является Михаил Болотин.


Болотин фактически контролирует все тракторные заводы страны. Однако эффективно работает, пожалуй, только Чебоксарский. Учитывая, что Владимирский, Волгоградский тракторные заводы умерли, липецкий филиал концерна находится не в самом худшем положении. Здесь сохранилось производство гусеничных тягачей. Если в прошлом году на предприятии было занято порядка 350 человек, то в этом уже 550, и набор людей продолжается. Причём, учитывая, что завод специализируется на выполнении государственного оборонного заказа, а вопросам безопасности страны сегодня придаётся особое значение, можно с уверенностью утверждать, что у предприятия есть перспективы для развития. Но как эти перспективы намерен реализовать владелец концерна, неизвестно, так как на контакты с региональным руководством Михаил Болотин не идёт. И даже заставить его воспользоваться дополнительными возможностями для развития, которые есть в регионе, никто не может. Точно так же никто не мог повлиять и на владельцев трубного и станкостроительного заводов, которые, не получив ожидаемой прибыли, переформатировали предприятия в торговые центры.



Минусы, сложившиеся в плюсы


– А что, собственно говоря, в этом плохого? – вступает в полемику Владимир Лаврентьев. – В подавляющем большинстве развитых стран тоже практически не осталось промышленных предприятий в центре городов.


Не видит он трагедии и в закрытии ряда других предприятий, располагавшихся в центре Липецка.


– Взамен мы получили не только современные торговые центры, но и возможность для открытия новых, высокорентабельных, самых современных и конкурентно способных производств с новыми технологиями и новыми подходами к управлению. Мы нашли иные механизмы для развития промышленного потенциала Липецкой области. И вы знаете, что сегодня он велик – значительно больше, чем во времена развитого социализма. Причём перед нами сегодня открылись перспективы ещё более масштабные.


Более того, Лаврентьев уверен, что во многом именно закрытие низкорентабельных производств обеспечило нашему региону дальнейшее развитие. В качестве примера он приводит хроническое предбанкротное состояние завода «Свободный сокол» с его устаревшим оборудованием. В целом по региону на сохранившихся с советских лет предприятиях, которые стремятся быть конкурентоспособными, обновлено уже около 40 процентов основных средств. А производства, создаваемые с нуля, изначально имеют 100-процентно новое современное оборудование. Следовательно, они выигрывают и в рентабельности, и в потенциале.


– Прекратил своё существование трубный завод, выпускавший стальные недолговечные и очень дорогие трубы. Но в ближайшее время у нас появится завод по производству современных, востребованных на рынке, полиэтиленовых труб. Да, закрытие таких предприятий, как станкозавод, завод пусковых двигателей, воспринималось очень болезненно. Но благодаря этому у нас высвободились квалифицированные трудовые ресурсы для того, чтобы обеспечить работу более современных заводов, для привлечения новых инвесторов. Мы получили замечательный проект – особые экономические зоны, где работают предприятия мирового уровня, такие как «Бекарт», «Йокохама» и другие. О чём мы сожалеем? В производстве, как и в обществе, происходит постоянное обновление, на смену устаревшим технологиям приходят новые, точно так же, как нам на смену идут новые поколения. Надо не сожалеть о прошлом, а радоваться тому, что мы дали возможность молодым людям уверенно войти в будущее, чувствовать себя на равных со всем миром, – считает Владимир Лаврентьев.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Русская до глубины души

Нина Вострикова, nina25.00@mail.ru
// Культура

Беречь наш общий дом

Николай Рощупкин
// Родная земля

Детей не оставят в беде

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Социальная жизнь
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Олимпийский отбор мастеров

Наталья Сизова // Общество

Деньги за карту вернут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество

На подходе к новому рекорду

Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Сельское хозяйство



  Вверх