lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 июля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Табасараны из Скорняково

24.07.2014 "Липецкая газета". Нина Вострикова
// Общество
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Представители одного из коренных народов южных рубежей России — табасараны — вот уже более трех десятилетий проживают в селе Скорняково Задонского района. На сегодня это самая малочисленная народность в большой дружной семье, населяющей территорию Липецкой области.


Табар — это горные вершины и хребты, стан-страна, то есть страна горных вершин и хребтов, так сами табасараны объясняют название своей национальности. В русском селе — равнинная местность, неподалеку течет быстрая река Дон, чем-то напоминающая горные реки Дагестана, откуда в начале 80-х стали переезжать семьи азербайджанцев из Табасаранского района южного Дагестана — области их исторического расселения.


Как рассказала глава сельского поселения Скорняковский сельсовет Любовь Король, первыми на центральной усадьбе села поселились две семьи агронома и ветврача, окончивших Воронежский СХИ, — Залумхана Ярохмедова и Абзера Ахмедова. Приехавшие в бывший в то время совхоз «Тихий Дон» по распределению, они пустили корни в селе. Сегодня в Скорняково и соседних селах — Гагарино и Тростяное — 209 человек табасаранов. Все они дружны не только между собой, но ладят и с местным населением, уважая русские традиции и культуру.


Три поколения


Журналистов «ЛГ» гостеприимно встретили в семье Залумхана и Кефье Кахримановых, переехавших на постоянно место жительства в Задонский край из Табасаранского района Дагестана в 2000 году. В просторном кирпичном доме из пяти комнат — три поколения Кахримановых, включая двоих сыновей со снохами и детьми. Еще трое взрослых детей: старший сын Зехмет, дочери-двойняшки Шефане и Рефане — живут своими семьями отдельно в том же селе.


В доме, несмотря на знойный день, прохладно, царят покой и умиротворение. Гости в доме, значит, будет накрыт большой, на 30 персон, стол в гостиной. Пока гостья и хозяин беседуют, снохи и дочери хлопочут над угощением. На родном языке они советуются с матерью, какой чайный сервиз подойдет лучше. На столе появляются сладости, нарезанные арбуз и дыня. Нас приглашают утолить жажду чаем.


— В 1996 году я приехал в русское село впервые, в гости к сестре, которая здесь жила вместе с мужем и работала в совхозе, — рассказывает Залумхан и просит для простоты общения называть его Селимом, а жену Катей. — В Даргасе я работал бухгалтером в местном совхозе, но к середине 90-х хозяйство пришло в упадок, стали задерживать зарплату. Конечно, и здесь у нас поначалу были трудности.


Некоторое время Селим нанимался на стройку к частникам. Катя работала дояркой на совхозной ферме. В 1999 году купили дом под снос и участок земли, решив построить жилье для своей большой семьи.


Дом для Кахримановых помогали строить родственники и земляки, обжившиеся на новом месте. Через несколько месяцев были готовы стены, крыша над головой и одна отделанная комната, в которую все и переехали.


— Конечно, решиться на переезд, когда дети становились на крыло, было непросто, — не скрывает глава семьи.


Младший сын Шимал и его сестры продолжили учебу в старших классах уже в Скорняковской школе. Подходило время женить Зехмета и Тюменя.


— За первые четыре года супружества я родила мужу пятерых детей, — рассказывает Катя. — Семья должна быть большой.


Образцовое ЛПХ


Как и многие семьи табасаранов, Кахримановы стали жить личным подсобным хозяйством. Завели несколько коров, стадо овец, поросят и птицу. Так что в магазин Кахримановым ходить практически не за чем. Даже хлеб они пекут сами.


— Мука, вода, дрожжи. Несколько минут в духовке, и лаваш готов, — рассказывает Катя. — Мы сами варим брынзу из молока, мужчины очень любят бозбаш — наше нацио­нальное блюдо. Этот мясной суп из бараньей грудинки на специальной сырной заправке с разнообразными овощами и приправленный зеленью, получается очень густым. Часто готовим хинкали, долму — голубцы из виноградных листьев и лепешки с начинкой из творога или мяса с зеленью. Особенно вкусной удается брынза, которая готовится по специальному рецепту. На этот сыр всегда находятся покупатели-односельчане, так же, как и на остальные продукты с личного подворья: молоко, творог, яйца, мясо.


Кулинарией в большой семье занимаются женщины. Причем стараются готовить на один раз, а потому варить, парить и тушить приходится как минимум трижды в день. Многочисленное семейство за большим кухонным столом собирается вместе на завтраки, обеды и ужины — это еще одна из традиций. Хлопот по дому немало. Поэтому вставать приходится очень рано. Спозаранку нужно подоить корову, накормить-напоить остальную скотину. Но трудолюбивая семья Кахримановых работы не боится. В планах — открыть возле дома свой магазин и парикмахерскую, в которой будет работать одна из снох — Фарида.


Дважды в месяц, а то и чаще Кахримановы возят баранину, свинину на один из крупных рынков Москвы. Шкуры животных скупает предприниматель из Донского. Все идет в дело.


— Сначала мы торговали в Москве сами, но потом нам сказали, что наше дело — выращивать скот, а продавать есть кому. Законы рынка есть законы рынка, — рассуждает Селим. — Конечно, есть свои трудности. Сначала в селе пастбищ для выпаса скота и сенокоса хватало, а теперь кругом частные владения. С этим тоже приходится считаться.


Одно из традиционных женских ремесел табасаран — ткачество ковров из шерстяных ниток. Ковер, вытканный Катей собственноручно, украшает просторную прихожую, где семья смотрит телевизор.


— Женщины нашего рода всегда ткали ковры и работали на виноградниках, — рассказывает Катя. — Еще мы изготавливаем одеяла из шерсти овец. Такие одеяла я делала для дочек в приданое. Это очень трудоемкая работа. Стриженая овечья шерсть очищается от жира и запахов, моется добела и высушивается. Затем равномерно набиваем в полотно и вручную простегиваем.


Послушание старшим


Еще одну традицию я бы назвала так: послушание старшим. Жена младшего Шимала Гюльсенем рассказала о том, как она выходила замуж:


— Мы учились в одной школе, и Шимала я знала, хотя он и старше меня на шесть лет. Но никаких встреч-ухаживаний между нами не было. И когда родители Шимала приехали к моим, папа и мама спросили меня: хочу ли я выйти за него замуж. Я согласилась. Через месяц сыграли свадьбу. Теперь у нас подрастают сын и дочь.


В школе Гюльсенем училась хорошо и заочно поступила в ЕГУ, хотела стать учителем или воспитателем. Но на первую сессию в Елец муж уехать не позволил. Молодая супруга подчинилась, потому как воля мужа — закон. Может быть, поэтому браки у табасаранов крепкие, разводов практически не бывает.


Кстати, в семье говорят на азербайджанском, и табасаранского наречия липецкие табасараны не знают. С русскими и другими азербайджанцами говорят только на русском языке. Таковы правила. Устройство быта Кахримановых условно можно назвать патриархально-крестьянским. Все решения принимают мужчины рода.


— Женщины в таких семьях рожают по двое-трое и больше детей, — рассказывает Любовь Король, отчасти раскрывая причины, почему табасараны поселились в одном из русских сел. — Как граждане России они получают детские пособия, материнский капитал, а многодетные семьи пользуются льготами. Обрусевшие табасараны социально активны. Они участвуют в праздновании Дня села, районных и областных ярмарках, конкурсах на лучшую семью. Можно с полной уверенностью сказать, что за годы, прожитые азербайджанцами в глубинке России, они влились в нашу большую семью.

В продолжение темы


Большинство населения региона — этнические русские: свыше 92 процентов. Из других национальностей в области больше всего проживает украинцев — около 0,9 процента (без учета беженцев, прибывших в последнее время), армян — более 0,6 процента, азербайджанцев — около 0,4 процента и цыган — около 0,3 процента.


Самая малочисленная национальность на территории региона — табасараны, их около 250 человек. На данный момент численность табасаран в России составляет приблизительно 151 тысячу человек, а табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира.


Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх