lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 июля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

В драке только девочки

16.07.2014 "Молодежный вестник". Дарья Васильева
// Общество
gokids.com
gokids.comФото Н. Черкасова

Летний вечер. Гуляю около бывшего санатория «Пульс».


– Сейчас разберемся! Бежим скорее, а то все пропустим! – мимо проносится детвора, явно чем-то увлеченная.


На заднем дворике полукругом стоит толпа, все ребята по виду не старше 15–16 лет. В центре – две маленькие девчушки. Одна, в красной футболке, агрессивно размахивает руками перед лицом другой, с аккуратными косичками. Та испуганно пятится.

– Что случилось-то? – спрашиваю я у ребят постарше.


– Да вон ту сейчас бить будут!


Через несколько минут становится понятно, кто нападает, а кто защищается.


– Ты что там про меня говорила? Ты вообще знаешь, с кем связалась?! – кричит девочка в красном. Как оказалось, зовут ее Наташа и живет она в соседнем с санаторием доме.


– А почему ты обзываешь моих подруг толстыми? – отвечает другая – Аня.


Разговор явно не складывается. Наташа ничего не хочет слушать и решает, что лучше применить силу. Девочка толкает Аню изо всех сил, потом еще раз. Дети, окружившие потасовку, ничего не предпринимают, лишь подстрекают: «Бей ее уже!»


Хлеба и зрелищ


Мне показалось, что, если я вмешаюсь и объясню, что драться не выход, все разойдутся по домам. Наивная! Как только я подошла к девочкам и попыталась поговорить с ними, почувствовала, что меня кто-то хватает за руку. Это оказался один из восторженных зрителей – Андрей, который совсем не хотел, чтобы «шоу» останавливалось.


– Куда ты лезешь? Тебе какое дело? Пусть побазарят!


– Ты что, хочешь, чтобы они покалечили друг друга?!


– Вон тот парень – брат Наташи. Ничего они друг другу не сделают!


Мое внимание полностью переключилось на Андрея. Поток нецензурной лексики обрушился в мой адрес, мальчик даже обещал поджечь мою квартиру. Пока я объясняла, что кулаки не решение проблем, не заметила, как словесная перепалка девочек достигла пика. Я попыталась пригрозить ребятам полицией, но это их даже повеселило. Всех, кроме Андрея, который был настроен очень агрессивно.


Бои без правил


Пока я вызывала полицию, дети пустили в ход кулаки. Наташа начала яростно нападать на скромную Аню. А тот самый брат, который не должен был позволить девочкам драться, громче всех кричал: «Ну что ты стоишь? Давай! Давай! Бей ее с левой! О чем тут разговаривать?!» Мгновение, и Аня бежит в мою сторону в слезах. Я замечаю, что у нее подбородок в крови – удар пришелся по зубам. Она прячется за меня в поисках защиты, и мы спешим к главному входу, чтобы там подождать полицию. Наташа и зрители моментально разбегаются.


Вскоре к нам подходят подруги Ани и начинают ее успокаивать. Впрочем, подруги ли? Эти девочки спокойно наблюдали за происходящим и ничего не предприняли.


– За что тебя так? – спрашиваю у Ани.


– Она подружку назвала толстой, а я сказала, что Наташа сама толстая, – сквозь слезы выдавливает ребенок.


Та самая полная девочка, из-за которой и была «стрелка», стоит рядом с нами и эмоционально рассказывает мне подробности: «Я бы не стерпела, как Аня, а сама бы ей двинула. Вы не представляете, эта Наташа просто бешеная! Вчера Аньке волосы подожгли – сегодня уже избили!»


Наш разговор прерывается, потому что подъехала полиция. Сотрудники расспрашивают, помнит ли Аня, в чем были одеты обидчики. Пока девочка включает мобильный телефон, чтобы позвонить родителям, еще одна «подружка» начинает давать «ценные жизненные советы»: «Придешь сейчас домой, ничего не рассказывай. Зачем жаловаться?..» Действительно, зачем жаловаться, если какие-то ребята чуть не убили ребенка, благо он вовремя убежал. После звонка маме Аню сажают в полицейскую машину и везут показывать обидчиков.


Спустя несколько дней на улице вижу большую компанию детворы, и перед глазами снова всплывают зад- ний двор санатория и одиннадцатилетняя девчушка в крови, которая бежит мне навстречу…


Вместо эпилога


Вместо того чтобы наслаждаться жизнью, играть в прятки и казаки-разбойники, современные дети хотят чувствовать себя взрослыми. Ввязываются в драки, ругаются, курят, поступают жестоко. Но разве оно такое – детство?


Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя директора областного центра психолого-медико-социального сопровождения, консультанта общественной приемной «Липецкой газеты» Маргариту Дунскую.


Семья


Многим детям свойственна агрессивность. Их переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми в силу незрелости нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция.


На появление подобного поведения в особенности влияет воспитание: дружная ли семья, близки ли родители с детьми, ладят ли братья и сестры.


Если мать с отцом регулярно ругают и наказывают сына или дочь, дети начинают проявлять агрессивность защитного характера или подражать модели поведения родителей: провоцируют ссоры, плохо ведут себя в школе.


Когда на вспыльчивость ребенка дома не обращают внимание, его поведение не контролируют, он понимает это как вседозволенность. Впоследствии агрессия становится для него типичной в повседневной жизни.


Случается наоборот: детям не дают возможности сделать самостоятельный выбор, запрещают любые формы проявления гнева, и ребенок систематически подавляет свои эмоции. Итог – насмешки над окружающими, подстрекательство к дракам, воровство.


Если родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в его присутствии (например, ругают соседей, учителя и т.д.), у ребенка закрепляется уверенность, что именно окружающие – виновники всех их бед.


Кроме того, подростки зачастую попадают под сильное влияние ровесников, формирующих асоциальную шкалу жизненных ценностей. Таким детям присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против взрослых. У них наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций.


Самоутверждение


Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и те, у кого агрессивность – средство поднятия престижа, демонстрация самостоятельности. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом.


Наблюдатели


Мощным посылом к агрессии можно считать и «сторонних наблюдателей».


Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять негативные проявления прямыми действиями (например, словесно: «Ну что ты стоишь? Давай! Давай! Бей ее с левой!»).


Во-вторых, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны зрителей, и подавлять ее, если обидчик опасается, что его действия встретят неодобрение или порицание.


Что касается самой аудитории, то наблюдатели отождествляют себя с драчуном, «перенося» на жертву свои подавляемые чувства, обиды и страхи. Поэтому сцены насилия вызывают повышенный интерес у людей в общем, а особенно у подростков.


Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь ее отсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию. Она играет роль в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов.


Контроль


Ребенок учится контролировать себя, встречая одобрение или неодобрение родителей. Его тревога при этом двояка: с одной стороны, страх наказания, с другой – боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться их поддержки.


Постепенно нормы переходят из внешних во внутренние, и поведение регулируется совестью, чувством вины или стыда, что не одно и то же. У совести критерий оценки высшего порядка, стыд же связан с оценкой окружения.


К слову, явление «эффекта толпы» (поведение подруг Ани) основано на ослаблении контроля, который задается внешними рамками. Пытаясь получить одобрение сверстников из значимой для них группы (в данном случае дворовой компании), дети вынуждены действовать не столько по своему разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивлении им в лучшем случае грозит исключение из этого круга, а значит, и потеря важных связей со сверстниками. В итоге подросток совершает то, от чего потом готов откреститься всеми правдами и неправдами, но уже поздно.


И в заключение. «Но разве оно такое – детство?» Очень хороший вопрос. Важно, чтобы родители знали на него ответ. Ведь это им хочется, что ребенок быстрее повзрослел и не отвлекал их от работы, отдыха, жизни.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 24 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Постигая Бунина

Владимир Михайлов
// Культура

Ликбез для велосипедистов

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Образование

«Спасибо, что не бросили...»

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Власть

Даже с самолета можно разглядеть

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// Сельское хозяйство

Успех начинается с «Согласия»

Виктор Манаенков
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх