lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 июля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

В ногу со всем миром

11.07.2014 "Липецкая газета". Игорь Плахин
// Экономика
Заводская проходная региона: день сегодняшний.
Заводская проходная региона: день сегодняшний.

Развитая промышленность Липецкой области советского периода и мощный современный промышленный потенциал — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Многое из того, что сегодня составляет гордость региона, было построено с нуля, а от былого производственного великолепия остался, пожалуй, только Новолипецкий комбинат. Можно ли было сохранить исчезнувшие ныне предприятия?


Объективная неизбежность


Есть целый спектр экспертных мнений, почему в 90-е годы прошлого столетия отечественная промышленность рушилась по принципу домино. Экономисты либерального крыла, в частности Егор Гайдар, во всех бедах винили отсталые советские технологии, которые в условиях открытого рынка не могли конкурировать с западными. «Умеренные» экономисты видели главную проблему в разрыве после распада СССР экономических связей, сложившейся цепочки поставок сырья и комплектующих. Есть и такое мнение, что уничтожение российской промышленности было намеренным и стало следствием поражения нашей страны в «холодной ­войне». В качестве примера приводится станкостроение, являющееся становым хребтом промышленности любой суверенной державы. В России прекратили свое существование 42 станкостроительных завода, и сейчас в нашей стране практически не выпускается ни одного отечественного металлообрабатывающего станка.


Мог ли в таких условиях выжить Липецкий станкостроительный завод? Начальник областного управления инновационной и промышленной политики Владимир Лаврентьев, курировавший в конце 90-х — начале 2000-х годов промышленность региона, к ответу на этот вопрос подходит осторожно.


— Причин, по которым в то время закрывались тысячи предприятий по всей стране, целый комплекс. Причем у каждого может быть своя особая проблема, приведшая к гибели производства. Поэтому я могу выделить лишь основные тенденции, повлиявшие на закрытие заводов. Среди них главная — это смена собственника в широком понимании этого слова, — считает Владимир Лаврентьев.


Когда все принадлежало государству, любая продукция, выпускавшаяся в Советском Союзе, была востребована. А потом плановая экономика рухнула, и приватизированные предприятия получили новых владельцев, которые стали меняться один за другим.


— Все мы знаем, что происходило в «лихие» 90-е. Заводы зачастую скупались не для того, чтобы что-то там производить, а чтобы делать деньги на их перепродаже. И даже многие из тех, кто планировал получать постоянную прибыль с приобретенного ими актива, к сожалению, не имели стратегии развития того или иного предприятия, — продолжает Лаврентьев.


Так отчасти было и с Липецким станкостроительным заводом. Но не меньшую роль в его закрытии сыграло качество выпускаемой там продукции. Некоторые до сих пор вспоминают о востребованности липецкой продукции, но факты беспощадны. Да, липецкие станки действительно были востребованы в СССР и даже поставлялись в Японию. Но японцы демонтировали из них всю начинку и заменяли на свою. Фактически мы экспортировали только станину. Очевидно, что в условиях открытого рынка без поставок электроники, соответствующей мировым аналогам, которая в России попросту не производилась, завод был обречен на гибель.


— А закрытие завода пусковых двигателей и вовсе было неизбежным в силу объективных причин, — уверен Владимир Лаврентьев. — Он был «заточен» под выпуск «пускачей», а в это время уже производилась значительно более дешевая электронная замена таким двигателям.


ЛТЗ и воля собственников


Схожие причины повлияли и на спад производства на Липецком тракторном заводе, который не мог быть конкурентоспособным на рынке тракторостроения, производя уже давно морально устаревшие 55-ю и 60-ю модификации трактора. Впрочем, замена им была — ЛТЗ мог перестроиться и перейти на массовое производство значительно более современных моделей машин, разработанных заводскими конструкторами. И следует отметить, руководство области прилагало все усилия, чтобы сохранить завод. Что только не предпринималось для этого: и налоговые льготы на региональном уровне были предоставлены, и административные рычаги шли в ход, и личные связи на высшем уровне задействовались. Руководство области, в первую очередь Олег Королев, сначала в ранге главы регионального парламента, а потом главы обладминистрации неоднократно привлекал к спасению ЛТЗ тогдашнего заместителя министра экономики России, а с 2000 по 2004 год — заместителя министра промышленности, науки и технологий Сергея Митина. И первый Президент России Борис Ельцин клятвенно обещал помочь в сохранении ЛТЗ, и лидеры некоторых политических партий. Но эти усилия оказались безрезультатны.


— Судьбу ЛТЗ определило прекращение работы располагавшегося в Ярославской области Рыбинского моторного завода. ЛТЗ фактически остался без двигателей. Единственный на территории СНГ производитель двигателей, отвечающих современным требованиям, находился в Белоруссии. Но Минскому тракторному заводу, похоже, не нужен был конкурент на освободившемся рынке, поэтому сотрудничества не получилось, — вспоминает Владимир Лаврентьев.


В итоге завод, как ни пытались его спасти, фактически прекратил свое существование, хотя и не умер окончательно: на освободившихся производственных площадях было создано порядка 30 предприятий малого и среднего бизнеса. А бывший ЛТЗ, вернее, то, что от него осталось, сегодня входит в ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», президентом — генеральным директором которого является Михаил Болотин.


Он фактически контролирует все тракторные заводы страны. Однако эффективно работает, пожалуй, только Чебоксарский. Учитывая, что Владимирский, Волгоградский тракторные умерли, липецкий филиал концерна находится не в самом худшем положении. Здесь сохранилось производство гусеничных тягачей. Если в прошлом году на предприятии было занято порядка 350 человек, то в этом уже 550, и набор людей продолжается. Причем, учитывая, что завод специализируется на выполнении гособоронзаказа, а вопросам безопасности страны сегодня придается особое значение, можно с уверенностью утверждать, что у липчан есть перспективы для развития. Но как эти перспективы намерен реализовать владелец концерна, неизвестно.


Точно так же и владельцы трубного и станкостроительного заводов, которые, не получив ожидаемой прибыли, переформатировали предприятия в торговые центры.


Минусы, сложившиеся в плюсы


— А что, собственно го­воря, в этом плохого? — вступает в полемику Вла­димир Лаврентьев. — В по­давляющем большинстве развитых стран тоже практически не осталось промышленных предприятий в крупных городах.


Не видит он трагедии и в закрытии ряда других производств, располагавшихся в центре Липецка.


— Мы нашли иные механизмы для развития промышленного потенциала области. И вы знаете, что сегодня он велик — значительно больше, чем во времена развитого социализма. Причем перед нами открылись перспективы еще более масштабные, — считает Лаврентьев.


При этом он уверен, что во многом именно закрытие низкорентабельных производств обеспечило нашему региону дальнейшее развитие. В целом по области на сохранившихся с советских лет предприятиях, которые стремятся быть конкурентоспособными, обновлено уже около 40 процентов основных средств. А производства, создаваемые с нуля, изначально имеют 100-процентно новое современное оборудование. Следовательно, они выигрывают и в рентабельности, и в потенциале.


— Прекратил свое существование трубный завод, выпускавший стальные недолговечные и очень дорогие трубы. Но в ближайшее время у нас появится завод по производству современных, востребованных на рынке, полиэтиленовых труб. Да, закрытие таких предприятий, как станкозавод, завод пусковых двигателей, воспринималось очень болезненно. Но благодаря этому у нас высвободились квалифицированные трудовые ресурсы для того, чтобы обеспечить работу более современных заводов, для привлечения новых инвесторов. Мы получили замечательный проект — особые экономические зоны, где работают предприятия мирового уровня, такие как «Бекарт», «Йокохама» и другие. О чем мы сожалеем?! В производстве, как и в обществе, происходит постоянное обновление, на смену устаревшим технологиям приходят новые, точно так же, как нам на смену идут новые поколения. Надо не сожалеть о прошлом, а радоваться тому, что мы дали возможность молодым людям уверенно войти в будущее, чувствовать себя на равных со всем миром, — считает Владимир Лаврентьев.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх