lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 июля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Конвейер для «чайников»

10.07.2014 "Липецкая газета". Мария Гурова
// Общество
Фото Ольги Беляковой

«Чайник» — так пренебрежительно опытные автолюбители называют новичков за рулем. Подобных «ездоков» большинство воспринимает как источник повышенной опасности. Это же подтверждает и статистика: немалую долю дорожно-транспортных происшествий составляют аварии, совершенные по вине вчерашних выпускников автошкол.


Берегись автомобиля


Количество автомобилей в России увеличивается с каждым годом. В Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД России подсчитали: при тех же темпах к 2020 году в стране на тысячу жителей будет приходиться 350-360 транспортных средств, а в мегаполисах этот показатель и вовсе приблизится к отметке 500. Та же статистика, только в уменьшенном масштабе, прослеживается и в нашем регионе: растет уровень жизни, и многие семьи имеют не по одному автомобилю.


Этот показатель, констатируют правоохранители, напрямую связан с повышенным спросом желающих получить водительское удостоверение. Поэтому нет ничего странного в постоянно растущем числе автошкол. Еще несколько лет назад в Липецке насчитывалось не более десятка авто­школ. Сейчас их количество перевалило за 70.


Часть автошкол подведомственна Министерству образования, другая — ДОСААФ России. Есть те, кто подчиняются Всероссийскому обществу автомобилистов или учебно-курсовому комбинату автомобильного транспорта. И едва ли не самую большую группу составляют частные. Например, очень распространена в нашем регионе воронежская сеть автошкол. Значит, и соседям вести бизнес на территории Липецкой области довольно комфортно.


Так что желающим получить права на вождение автомобиля предоставлены все возможности для широкого выбора. Хотя есть определенные трудности: как найти именно то, что нужно, и на какие критерии ориентироваться.


Бонусы с двойным дном


Поскольку все больше липчанок изъявляют желание стать автоледи, многие учебные заведения предлагают специализированное обучение для женщин. И такой гендерный подход вполне оправдан, считают преподаватели со стажем: у женщин совсем другая психология.


В борьбе за клиентов автошколы готовы и на многое другое. Например, согласно программе подготовки водителей предполагается, что в среднем обучение в автошколе длится около двух месяцев, но реклама в Интернете пестрит предложениями типа «Обучим водителей за полтора месяца». Получается некий конвейер, где штампуют кандидатов в водители — в основном тех, кто потом садится за руль легковушек. Между тем водители со стажем рекомендуют выбирать автошколу, в которой предлагают больше занятий на курсе обучения.


— Не экономьте в данном случае свое время, ведь речь идет о жизни и безопасности — своей и других людей. И чисто прагматический момент: если автошкола не обеспечит качественной подготовки, вам потом придется потратить еще больше времени и денег на дополнительном обучении и пересдаче экзаменов, — советует директор одной из липецких автошкол Станислав Золотарев.


В разных автошколах сильно различается и стоимость обучения, варьируясь от 7-8 до 20 и более тысяч рублей. И для кого-то как раз дешевизна является решающим фактором.


— Признаюсь честно, я, выбирая автошколу, купилась на рекламу с низкой ценой, — рассказывает липчанка Ирина Ковалева. — Но в процессе обучения выяснилось, что это только оплата за теорию, а за вождение придется еще доплачивать. Потом оказалось, что мне необходимо дополнительно позаниматься с инструктором по вождению — разумеется, за отдельную плату. А то иначе, мол, я экзамен не сдам. В общей сложности, сумма увеличилась в несколько раз: с 7 заявленных первоначально до 27 тысяч руб­лей в конечном итоге.


То, что преподавание в ряде таких автошкол, мягко говоря, далеко от совершенства, подтвердили и результаты прокурорских проверок, которые были запланированы и проведены в 2013 году. К примеру, в ходе надзорной деятельности в работе некоторых автошкол был выявлен ряд серьезных нарушений федерального законодательства, которые не лучшим образом влияют на безопасность дорожного движения. Особую тревогу у контролеров вызвали случаи эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями, при которых их использование запрещено. Страшно подумать: будущих автомобилистов готовили те, кто сам нарушал ПДД, а порой даже становился виновником аварии.


Настоящая школа должна быть оснащена автодромом со всем необходимым набором препятствий и обслуживаться инструкторами высшей категории. В автошколах же частного толка порой создается только видимость учебного процесса. Далеко не все из них имеют собственные площадки для тренировочной езды. Не говоря уже о том, что некоторые и вовсе располагаются в арендованных классах общеобразовательных школ.


И если государственные автошколы контролируются как положено, в тех, что работают, никому не подчиняясь, качество подготовки водителей зачастую зависит от подготовленности конкретного инструктора. Но много ли среди них сознательных? В большинстве случаев учение идет по принципу «деньги вперед». Да и, как в доверительной беседе признался один из владельцев частной автошколы, у многих автоинструкторов считается в порядке вещей недокатать положенные часы. Это позволяет сэкономить время и деньги — свои, разумеется. Тогда как клиент платит по полной программе. А качество обучения оставляет желать лучшего. Однако пока дело дойдет до плановой проверки, за это время она вполне может заработать деньги, выпустить сотню водителей и благополучно закрыться либо просто поменять вывеску.


Разумеется, далеко не все слушатели курсов получают права на вождение автомобилем с первого захода. Кто-то винит в этом слишком придирчивых экзаменаторов из ГИБДД, ну а кто-то — авто­школы, выпускающие «полуфабрикат». Мол, сегодня в автошколах учат не ориентироваться в плотном потоке машин, а лишь отрабатывают экзаменационный маршрут.


Экстернат под запретом


Изменить эту ситуацию была призвана новая программа обучения вождению автомобилей. Нововведения в законодательстве, вступившие в силу чуть более полугода назад, коснулись автошкол, органов ГИБДД и, разумеется, кандидатов в водители. К примеру, ужесточились требования к преподавательскому составу, де-юре в автошколах больше не могут работать обычные автомобилисты. Стаж не менее трех лет раньше позволял уже учить других езде. В новом же законе об образовании мастер производственного обучения должен иметь также среднее профессиональное образование.


Кроме этого, новый закон запрещает экстернат и самоподготовку.


— И это правильно и логично, — убежден заслуженный работник транспортной отрасли Станислав Золотарев. — Ведь врачей не обучают заочно. Водитель также может причинить вред не только себе, но и ни в чем не повинным людям.


Правда, на сегодняшний день механизм еще не отлажен в полной мере. По мнению экспертов, нелишним будет внести изменения в закон об ОСАГО. Возмещать ущерб за ДТП со всеми водителями, стаж которых не превышает года, должна обучавшая их автошкола. Старожилы с ностальгией вспоминают времена, когда молодому водителю со стажем до двух лет запрещалось перевозить более одного и двух пассажиров, двигаться со скоростью более 60 километров в час и даже перемещаться в темное время суток. Если процент сдачи экзаменов был ниже 50 процентов, и так три раза подряд, горе-водителя просто отправляли переучиваться. Собственно, эту законодательную меру никто и не отменял, однако она практически ни в одной автошколе не применяется.


ГИБДД ведет свою статистику ДТП, произошедших по вине молодых водителей. Регулярно составляется таблица с информацией, выпускники чьих автошкол совершают аварии и наезды на пешеходов. Но объективно судить о качестве подготовки по этому показателю невозможно — в одной школе за год проучилось тысяча человек, в другой двести. Эксперты предлагают сделать ответственность за подготовку водителей персональной — то есть смотреть на профессионализм не школы, а преподавателя. Тогда будет понятно, кто виноват. Технически это сделать несложно — каждый водитель «записан» на конкретного инструктора, можно создать единую базу данных по всем преподавателям автошкол и по каждому из них отслеживать статистику ДТП.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Услышать голос

Евгения Ионова // Общество

Олимпийский отбор мастеров

Наталья Сизова // Общество

Деньги за карту вернут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество



  Вверх