lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 июля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Экзамен на честность

03.07.2014 "Липецкая газета". Марина Кудаева
// Образование

Герою легендарной комедии Леонида Гайдая, чтобы обмануть на экзамене преподавателя, пришлось «заболеть флюсом». К каким ухищрениям прибегают современные выпускники, дабы сдать ЕГЭ? Да и возможно ли это, ведь год от года контроль над итоговой аттестацией школьников лишь набирает обороты?


 


Доверяй, но проверяй


За более чем десятилетний опыт проведения единых ­госэкзаменов Липецкая область прошла путь от эксперимента до перехода экзамена в штатный режим.


— Меняется экзамен — меняем и мы свою подготовку к нему, — рассказывает начальник регионального управления образования и науки Юрий Таран. — Во-первых, оптимизировали структуру пунктов проведения экзаменов, теперь их только 35 на самый большой экзамен и 11 — на самый малочисленный. Во-вторых, постоянно используем принцип ротации кадров: руководители пунктов проведения экзамена, члены предметных комиссий постоянно обновляются. В-третьих, проводим большую разъяснительную работу и среди выпускников, и среди родителей. В каждой школе, в каждом городе и районе проведены родительские собрания. Организованы встречи с молодежью «Откровенный разговор — за честный ЕГЭ!» Более массовым стало привлечение общественных наблюдателей (в 2014 году — более 350 человек; в 2013 году — 200 человек).


Год от года усиливается контроль над проведением госэкзаменов. Так, в этом году на входе помимо паспортного контроля использовали металлодетекторы. Также в обязательном порядке в каждой аудитории установили камеры видеонаблюдения. Впрочем, в нашем регионе их начали использовать еще два года назад — в качестве эксперимента и по своей инициативе.


А вот самих испытуемых, надо признать, такой тотальный контроль порой сильно задевает.


Впрочем, липецкие педагоги постарались разрядить эту непростую и для них самих обстановку, чем в очередной раз подтвердили, что они к тому же и хорошие психологи. К примеру, держа в руках металлодетектор, говорили: «Вот мы сейчас проведем над тобой этой волшебной палочкой и зарядим на успех!»


Но как бы ни исхитрялись проверяющие, те, кто находится по ту сторону парты, стремятся изыскать возможность списать. Выпускники фотографируют листы, отсылают «на волю» и ждут заветную эсэмэску. Правда, мобильник давно уже под строжайшим запретом, а за его использование можно поплатиться изгнанием из аудитории без права пересдачи экзамена в текущем году. Поэтому школьники вернулись к старым добрым шпаргалкам — и в рукописном, и в компьютерном варианте. Появились и ноу-хау. Например, микронаушники и часы с доступом в Интернет. Но обоих «продвинутых» одиннадцатиклассников-рационализаторов на экзамене ждало разоблачение.


В этом году воспользоваться «помощью зала» рискнули всего 12 выпускников (в прошлом году смельчаков было почти полсотни). Трое из них попались со шпаргалкой на экзамене по математике, четверо таким образом «завалили» экзамен по русскому языку.


Бонус за строгость


Своеобразным бонусом за ужесточение условий проведения экзаменов многие посчитали снижение среднего балла по обязательным предметам — русскому языку и математике. Как известно, по итогам анализа результатов ЕГЭ Рособрнадзор в этом году принял решение снизить минимальный балл госэкзамена по русскому языку, необходимый для получения аттестата, с 36 до 24. По математике и вовсе пороговую планку понизили с 24 до 20.


Неизвестно, сколько липецких выпускников благодаря этому получили документ о среднем образовании, но, по оценкам специалистов, по стране это спасло не менее 20 процентов аттестатов. Но и при таком явном бонусе количество тех, кто не смог перешагнуть минимальный рубеж, нельзя назвать низким: в нашей области 100 человек по математике и 57 по русскому языку не смогли набрать необходимого количества баллов.


Однако если одни учащиеся, как выяснилось, едва знакомы с правилами нашего государственного языка, то среди липецких школьников нашлись те, кто свободно владеет испанским. В этом году впервые трое выпускников выбрали его в качестве экзамена. Бесспорным лидером же по количеству участников стало обществознание: его пожелали сдавать около 3500 одиннадцатиклассников. Тогда как литературу выбрали всего 364 липецких школьника. Правда, сложно понять: кто же сегодня побеждает в извечном споре «лириков» и «физиков». Физику, к примеру, пожелали сдавать более 1600 школьников, но из 1349 явившихся на экзамен 156 его «завалили»…


По сравнению с прошлым годом увеличилось число тех, кто решил проверить свои знания в английском языке. Уровень владения предметом, по оценке кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой иностранного языка ЛГТУ Николая Барышева, является у выпускников достойным уже на протяжении последних нескольких лет. Да и число набравших максимальное количество баллов по этому предмету, по сравнению с другими, — одно из самых больших. Хотя, разумеется, нашлись желающие улучшить свои результаты, подав апелляцию. Причем, как показывает практика, чаще всего так поступают те, кто набрал для поступления в вуз достаточное количество баллов, но дорожит каждым. Например, выпускник липецкой школы
№ 47 Илья Колосков собирается покорять столичные
МИСиС или МГУ. И если для кого-то 90 баллов — предел мечтаний, то для Ильи, победителя многочисленных олимпиад по предмету, — закономерный и вполне ожидаемый результат. Апелляцию же, по его словам, юноша подал скорее для того, чтобы узнать, какие именно ошибки допустил.


— С мнением комиссии согласен полностью, — признался он. — Меня подвела невнимательность: пропустил одну цифру в бланке ответов, из-за чего сбилась последовательность.


Не удалось в этом году путем подачи апелляции повысить свои оценки по английскому языку и другим одиннадцатиклассникам. Хотя гуманитарные предметы, в отличие от той же математики, предполагают и некий субъективизм. Возможно, поэтому в ходе апелляций по русскому языку семи участникам из 54 удалось убедить членов конфликтной комиссии в том, что они достойны более высоких отметок. А двое выпускников даже сумели по этому предмету набрать вожделенные 100 баллов. Кроме этого, абсолютное знание продемонстрировали в ходе госэкзамена и четверо сдававших химию, тем самым как бы доказав: эта планка достижима.


— Суперсложных заданий на ЕГЭ нет, — убежден и доцент Николай Барышев. — Часть С под силу всем, кто добросовестно занимался по обычной школьной программе. Правда, на экзамене по английскому для этого нужно напрячь мозги: простые задания переформулируются, и от этого вопрос на первый взгляд кажется непонятным.


«Отравили» младенца


Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ЕГУ имени Бунина Сергей Щербатых уже более пяти лет проверяет экзаменационные работы выпускников и может судить о том, насколько хорошо они знакомы с математикой.


— В этом году, увы, многие задания оказались непосильными для большинства ребят, — констатировал он. — Причин этому несколько. К примеру, по сравнению с прошлым годом усложнились параметрическая и стереометрическая задачи. В этом «постарались» разработчики контрольно-измерительных материалов (так официально называются задания. — Прим. авт.). Возможно, этим объясняется отсутствие в нынешнем году стобалльников. Сравнительно мало и тех, кто набрал от 80 баллов и выше. Около 100 работ не преодолели минимального порога с первого раза.


Почему так происходит? Становится больше гуманитариев или нет мотивации изучать предметы естественно-математического цикла — единственно правильный ответ вряд ли кто даст.


— На мой взгляд, довольно часто родители, стремясь дать детям среднее образование, не соизмеряют их возможности и сложность программы в старшем звене, а также ЕГЭ, — говорит Сергей Щербатых. — Хотя тем, кто формулы знает и пользоваться ими умеет, не составило труда выполнить основные задания.


Но парадоксальная и от того еще более грустная ситуация заключается в том, что многие не справились и с простыми практическими задачами, которые введены в школьную программу как раз для того, чтобы показать, как математика применяется в жизни. К примеру, исходя из некоторых ответов, следует, что велосипедист едет со скоростью 125 километров в час.


— Конечно, ребенок написал результат, даже не задумываясь о том, что «железный конь» не способен развивать такую скорость, — отмечает профессор Щербатых.


Некоторые выпускники отличились и при решении такой, казалось бы, несложной задачи, когда, исходя из массы тела ребенка, нужно высчитать количество необходимого ему лекарства. Нашлись те, кто недрогнувшей рукой «прописал» семимесячному малышу… 25000 таблеток в сутки.


* * *


Так нужен ли был бонус за строгость? Реформаторы образования аргументируют свою позицию тем, что реальное число школьников с неудовлетворительными знаниями составляет едва ли не четверть от общего количества. Ректор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, например, и вовсе убежден: «Такая ситуация во всем мире, это свойство любой системы обязательного образования».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 21 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Неистовый сочинитель

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Вековая история созидания

Надежда Белая, labarita@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Спасти Дашу

Надежда Белая // Общество

На подходе к новому рекорду

Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru // Сельское хозяйство

Эволюция дороги хлеба и металла

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru // Власть

«Зеленый век» и другие

Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru // Экономика

Лидеры в кооперации

// Сельское хозяйство

«Калина красная» себя еще покажет

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Лев- Толстовского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Культура



  Вверх