lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 июля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Как звучит город

01.07.2014 "Липецкая газета".
// Культура
Фото Ольги Беляковой

Мы все живем в окружении звуков. И помимо многочисленных шумов в нашем повседневном пространстве постоянно присутствует музыка. Вон идет молодой человек с отсутствующим взглядом, от его головы тянутся проводочки к плейеру. Проезжает машина, гул мотора которой перекрывается неостановимым «бум-бум-бум», несущимся из салона. Многочисленные радиостанции крутят бесконечную попсу. Еще большее «разнообразие» предлагают телеканалы. А вот настоящая музыка сквозь все это почти не прорывается. Может, ничего страшного? Как говорится, «новые песни придумала жизнь». Песни, не мешающие главному, — зарабатыванию денег.


В противовес этой точке зрения находится энтузиаст, который полгода все свободное время тратит на подготовку часовой сольной программы. И для чего? Чтобы бесплатно дать концерт в Доме Мастера. Причем речь идет не о начинающем исполнителе, а о профессионале, сорок лет проработавшем в областном колледже искусств, руководителе созданного там оркестра народных инструментов Владимире Бирюкове.


— Мне обидно, что баян из народного, то есть любимого народом, инструмента стал преимущественно академическим. Хотя то же самое можно сказать и о балалайке, домре, аккордеоне. Вообще утрачена традиция домашнего музицирования. А ведь вместе с ней мы теряем шанс самореализации в творчестве, потребность в бескорыстном самосовершенствовании. В советское время в любой семье могли купить ребенку недорогой баян. А сейчас самый недорогой по карману далеко не многим. Говорят, в общеобразовательных школах Германии ученик обязан учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Прагматичные немцы видят в этом смысл, причем на государственном уровне.


А у нас? Конкурсы в музыкальные учебные заведения падают: дети хорошо видят, кто сколько зарабатывает, и делают «правильный» выбор. Уже слышатся голоса: «Да зачем нам вообще столько музыкантов?» Наверное, профессиональных музыкантов нам много и не надо. А вот общая музыкальная культура необходима. Серьезная музыка развивает душу, чувства, пробуждает мысль. А попса? Ровно наоборот: отключает и душу, и мозги. Прекрасно понимаю: немало выпускников нашего колледжа позже поменяют профессию на более денежную. Но музыка, уверен, останется с ними навсегда. У них будет просто как бы больше органов чувств, а значит, и мир они смогут воспринимать не плоским, а многомерным.


Я не обманываюсь: определенная деградация в музыкальной культуре общества — свершившийся факт, поскольку не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Когда я вижу, как забита машинами площадь перед областным Центром народного творчества в день гастролей какой-нибудь звезды «русского шансона», то отдаю себе отчет, сколько труда и сил придется потратить, чтобы хотя бы половина этой аудитории заинтересовалась концертом классической музыки. Не исключено: за эту аудиторию, возможно, уже бесполезно бороться. Но за детей — необходимо. Им обязательно надо предоставить выбор.


В колледже я долгое время руковожу оркестром русских народных инструментов. И вот решили мы дать концерт в двадцать первом профессиональном лицее. Сами понимаете, аудитория там для этого не самая подготовленная. Однако я был поражен: слушали чутко, внимательно, хотя в программе были и классика, и серьезные обработки народных песен. Заметьте: никто не стоял у них за спинами, перекрывая двери, никто не контролировал дисциплину. Так не преувеличиваем ли мы неспособность подростков воспринимать подлинное искусство? Как любить или не любить то, чего ты ни разу в жизни не пробовал?


Как сегодня повлиять на музыкальное пространство, в чем-то изменить его? Без целенаправленной государственной политики как можно повлиять на то, что звучит с телеэкранов, транслируют радиостанции? И все-таки каждый музыкант в состоянии что-то сделать. Дать бесплатный концерт. Привести лучших учеников «обыграться» в общеобразовательных школах, профессиональных лицеях, вузах. То есть для начала хоть немного расширить музыкальные рамки, в которые загнано масскультом молодое поколение.


Естественно, действовать надо по-умному. Если я выступлю с программой из произведений Баха, вряд ли публика придет в восторг. Поэтому, готовясь к концерту в Доме Мастера, я выбрал популярные произведения пятидесятых годов прошлого века: обработки песен, танго. Там были произведения, которые слушать легко, но для исполнителя они сложны, и мне было интересно над ними работать. Очень хотелось продемонстрировать слушателям, что такое баян, напомнить, какие у него возможности. Публика собралась пестрая. Слава Богу, пришли и молодые. И после концерта многие задержались, чтобы пообщаться со мной. Что-то, выходит, задело, понравилось.


У меня есть такой педагогический прием. Вижу, что ученик не очень-то развит в культурном отношении, стараюсь посмотреть на происходящее во время занятий его глазами, как бы влезаю в его «шкуру». Ведь важно понять его проблемы. А потом потихонечку, небольшими шагами начинаю двигаться вперед, стараясь не только предлагать все более сложные произведения, но и менять внутренний мир своего воспитанника. Образование и воспитание — это переплетающиеся, неразделимые процессы.


По-моему, и в музыкальной политике надо идти тем же путем. Не случайно существует понятие «популярной классики», той, что знакома и понятна большинству. На первых порах для неискушенных слушателей должны звучать именно эти вещи. А дальше можно уже дозированно ставить перед публикой задачи посерьезнее. Воспитывать надо не только души, но и уши, забитые дешевой попсой.


В Липецке много хороших музыкантов, в том числе и в школах искусств, и в нашем колледже. У нас сильное отделение народных инструментов, тем более что и директор колледжа Владимир Плотников — сам баянист, он знает, как ценно сберечь пласты культуры, связанные с народным искусством. Так разве все вместе мы не можем перестроить звуковое пространство города? Чтобы на разных неспециализированных, нефилармонических площадках «вживую» зазвучали произведения великих композиторов, оттесняя «муси-пуси» и «владимирские централы»? Но тут нужна долговременная стратегия, а не одноразовая акция. Это никогда не станет выгодным коммерческим проектом. Но стоит ли экономить деньги и силы на будущем?


Подготовила Елена Бредис.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх