lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 июня 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

«Огнем полыхает небес глубина…»

Три истории о липецких асах
21.06.2014 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// Общество

22 июня 1941 г. группа наших истребителей в шестой раз поднималась с аэродрома Гродно, сдерживая превосходящего противника. Заместитель командира эскадрильи Петр Кузьмин на горящей машине уничтожил таранным ударом фашистский самолет» («Красная звезда» 28 июня 1941 г.)


Последняя
атака


Эта публикация вдохновила Михаила Светлова на «Балладу о старшем лейтенанте Кузьмине».


Огнем полыхает небес глубина —


Несется в атаку звено Кузьмина.


Патроны расстреляны, ранен Кузьмин —


У красного сокола выход один.


Нам Родина больше, чем жизнь, дорога —


Товарищ Кузьмин протаранил врага.


... В марте 1941 года Петр проводил свой отпуск в Липецке у брата Николая, техника-лейтенанта Липецкой высшей летно-тактической школы. Петр прошел Халкин-Гол (орден Красного знамени), участвовал в войне с Финляндией (орден Красной Звезды). Ему было что поведать молодому лейтенанту Николаю Кузьмину.


Сорок лет спустя журналисты «Известий» начали поиск материалов о подвиге Кузьмина.


Местным следопытам удалось найти жителя деревни Лужены Ивана Дементьевича Добрука, в 41-м ему было семнадцать. Из его воспоминаний: «Услышав гул моторов, выбежал в поле. Чуть ли не над моей головой две с крестами и одна со звездой машины. Уже завязался бой. Наш, русский, набрал высоту и сверху поливал свинцом фашистов, но тут же из облаков, еще выше, а вынырнул третий немец. Он-то и поджег наш ястребок. И тогда объятая пламенем наша машина пошла в последний бой. Дрогнула земля от падений двух самолетов».


Среди обломков Иван нашел планшет с фамилией Кузьмина. Летчика похоронили возле самолета. Новые бои сравняли могильный холмик. Точно место захоронения установить теперь невозможно.


…14 таранов совершили уже в первый день войны советские летчики. И среди них был наш земляк.


Экипаж машины боевой


«Летчику Митрошину — 20 лет, штурману Олейнику — 19, — писала дивизионная газета «Крылья победы». — Сначала им боялись доверять машину и на задания не посылали. Олейника и Митрошина угнетала досада. Одинаковое положение их сблизило. И наконец — они единый экипаж. Они летают на бреющем даже в глубокий тыл противника». Уже в июле они с аэродрома Фатеж в Курской области бомбили немецкую танковую колонну на шоссе около Новгород-Волынского.


В октябре 41-го, когда немцы пытались взять Тулу, экипаж Митрошина-Олейника наносил большой урон немецким танковым и моторизованным колоннам, которые в непогоду по шоссе Орел—Тула спешили под Тулу. Экипаж Митрошина—Олейника в облаках по приборам вышел в район шоссе и точно сбросил на танки, бронетранспортеры, автомашины фугасные бомбы. Подбитый ведущий танк перегородил шоссе. Горели танки, автомашины с пехотой. Стрелок из пулемета косил мечущихся внизу немцев.


…Приказ: разбомбить ж/д мост на перегоне Вязьма-Дорогобуж. Опять полет в сплошной облачности. Экипажи в районе моста выходят под нижнюю кромку облаков на высоте 40-50 метров. Несколько ранее на мост уже сбрасывали фугасные бомбы. Они пробивали мост, но взрывы под ним серьезных повреждений конструкции не наносили. Теперь на подвесках самолетов бомбы с зацепами. Если такая упала на мост, то от него уж не оторвется.


Василий Митрошин точно выдержал боевой курс (скорость, направление и высота должны быть неизменны, если даже по самолету бьют зенитки, если его атакуют истребители, только в этом случае штурман сбросит бомбы точно в цель). И штурман Олейник не промахивается. Один пролет моста падает в реку. Не ударили в грязь лицом и другие экипажи. Заодно вывели из строя и пять километров железнодорожного полотна.


350 вылетов совершил за годы войны Митрошин. Он бомбил эшелоны с техникой, боеприпасами, живой силой противника, которые направлялись к Сталинграду, совершал полеты к партизанам в районе Риги, наносил бомбовые удары по кораблям фашистов в Севастопольской бухте.


А после войны Митрошин, уже Герой Советского Союза, вернулся в родные Грязи, где его ждали жена и дочка, работал воспитателем в училище ФЗО, затем в управлении ЮВЖД.


Варшавский
рейд


13 ноября 1941 года с аэродрома «Липецк-2» поднимались с тонной бомб и полными баками три экипажа летчиков Юрия Петелина, Ивана Гросула и Степана Харченко. Им предстояло бомбить Варшаву.


Шла битва за Москву. Немцы гнали к нашей столице все новые и новые резервы как раз через Варшаву и Смоленск. В Варшаве скопилось большое количество эшелонов с людьми, танками, самолетами, боеприпасами, цистерны с горючим.


Взлетели в сумерках. Перегруженные машины медленно набирали высоту. При перелете через линию фронта их обстреляли зенитки, но все обошлось. Вот как мне рассказал об этом полете Юрий Николаевич Петелин, в мирное время — заместитель начальника управления «Центрремонт»: «Более трех часов полет проходил ночью, в сплошной облачности. Сильный встречный ветер удлинял нам протяженный маршрут. За пределами кабины ничего не видно. Начинаются галлюцинации. Кажется, что самолет выходит в крутой вираж или пикирование. Нужно верить только приборам. Падает температура в кабине. На высоте 8000 метров за бортом и в кабине минус 35. Мороз пробивает даже наши меховые комбинезоны…


При подходе к Варшаве погода улучшается. Выходим из облачности. Каждый экипаж выполняет задачу самостоятельно. Снижаемся. Внизу взрывы. Это мои товарищи взялись за дело. Выхожу на боевой курс. Горящие цистерны хорошо освещают цель. Бомбы сбрасываю на эшелон с танками. Разворот — и снова бомбардировка составов. Зенитки молчали. Нас не ждали.


Возвращаемся. Перелетели Днепр. Моторы глохнут — кончилось топливо. Покидаем самолет на парашютах. Добираемся до деревни. В крайней избе хозяйка отдает нам одежду мужа и сыновей, которые на фронте. Переодеваемся в беженцев. Еще в темноте попадаем в соседнюю деревню. У одной из хат стоит полуторка. Из окон — шум и песни. Это отдыхают полицаи. Сажусь за руль, замыкаю зажигание. Штурман Власов и стрелок Гречко толкают автомобиль. Он заводится, ребята вскакивают в кузов. Едем километров сто.


Линию фронта оставили позади в районе Харькова. На поезде добрались до Воронежа, позвонили в Липецк. Батя (Бровко) прислал за нами самолет. Добирались домой двадцать дней».


Другие экипажи тоже вернулись благополучно. Юрию Петелину, Степану Харченко, Ивану Гросулу и его штурману Леонтию Глущенко было присвоено звание Героев Советского Союза.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх