lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 мая 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Заслуженный артист России, дирижёр Олег Федянин: «Люблю слушать тишину»

31.05.2014 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Культура
Фото Николая Черкасова

Переполненные залы в Липецке и районах области на выступлениях семи ведущих оркестров страны, красивейшие мелодии в исполнении виртуозов, овации зрителей и крики «бис!», мощный финал праздника, украшенный великолепным звучанием сводного оркестра — таким запомнится участникам и публике V Липецкий фестиваль профессиональных оркестров народных инструментов.


Какие открытия принес музыкальный форум, можно ли играть рок и джаз на балалайках, что слушает дирижер в машине, об этом и многом другом в беседе с журналистом «Липецкой газеты» рассказал художественный руководитель и главный дирижер Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, заслуженный артист России Олег Федянин.


— Олег Иванович, фестиваль проходит в Липецке уже не первый год, в чём для вас изю­минка нынешнего творческого форума?


— Фестиваль высоко держит марку. К нам вновь приехали первоклассные коллективы: Государственный концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», Нижегородский русский народный оркестр, Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица», Вятский оркестр русских народных инструментов имени Ф.И. Шаляпина, Волжский русский народный оркестр имени Н.Н. Калинина Волгоградской областной филармонии и Брянский городской оркестр народных инструментов. Появились новые, интересные солисты и вокалисты. Мы хотели подарить праздник нашим зрителям, и, судя по их эмоциональным отзывам, это получилось. Как всегда, тепло публика принимала сводный оркестр.


Это надо видеть! На сцене — около 200 музыкантов, по очереди к оркестру выходят семь дирижеров. У каждого свой стиль, своя манера. А звук! Мощнейшая энергетическая волна — живая, трепетная, будоражащая. Такой необыкновенный концерт стоило ждать два года. Когда мы прощались с гостями-музыкантами, они были в полном восторге от жителей области и их теплого приёма. Коллеги признались, что, несмотря на плотный график фестивальных мероприятий, все получили необыкновенно мощную эмоциональную подпитку, словно отдохнули на курорте.


— Фестиваль профессиональных народных оркестров — это ваше любимое детище. Не так давно вы стали у истоков ещё одного знакового события — всероссийского конкурса композиторов. Как удается совмещать активную творческую деятельность с организаторской?


— Заниматься концертной деятельностью — моя прямая обязанность, мне это нравится, я стараюсь выкладываться на все сто. Но со временем хочется развиваться, идти вперед, пробовать что-то новое. Внутренняя неугомонность не даёт сидеть на месте. И руководство также подталкивает к проявлению инициативы. Честно говоря, поначалу я не хотел подавать заявки на гранты — слишком много бумажных хлопот. А потом понял — зря. Вот уже второй раз мы получаем грант Министерства культуры, который позволяет провести мероприятие на ещё более высоком уровне. Нас заметили, поддержали, это престижно и почетно. Если на наш фестиваль приезжали национальные оркестры Беларуси и Украины, то это красноречивее любых слов свидетельствует о его статусе в профессиональной среде. Липецк проводит лучший фестиваль в России, на него рвутся «народники», значит, всё сделано так, как надо.


Конкурс композиторов мы приурочили к столетию со дня рождения Тихона Хренникова. Тихон Николаевич — мировая величина, его имя привлекает лучших композиторов современности. Областные власти меня поддержали сразу. Написал проект, отослал в министерство, и нам выделили 900 тысяч рублей с условием, что если первый конкурс получится, то он станет традиционным, с хорошей федеральной поддержкой. Хренников заслуживает того, чтобы конкурс его имени проходил постоянно. И мы добились этого, следующий конкурс, уже в статусе международного, состоится в Липецке в будущем году. Расширится количество номинаций, больше станет участников. Будем включать в программу новые музыкальные жанры, чтобы стимулировать молодых композиторов и стать ещё интереснее для публики.


— Какое место, на ваш взгляд, занимает традиционная народная музыка в современной музыкальной культуре? Кто ваши слушатели?


— Чем глубже провинция, тем сильнее у её жителей тяга к народной культуре, к своим корням. Песни свои они знают, любят, поют. Но и в столицах велик интерес к народной музыке, люди пресытились низкопробной западной «попсой», хочется чего-то душевного, родного. Когда выступаем в Москве, то публика долго не отпускает, говорит, что от такой музыки душа раскрывается, становится чище.


А вот на телевидении и радио считают наше искусство «неформатом». И кто это решает? Хотелось бы знать в лицо таких «умных» редакторов. Величайшая певица XX века, легендарная Людмила Зыкина рассказывала, как принесла свои новые записи, сделанные в хорошей студии на радио, а ей восемнадцатилетняя пигалица с ходу, даже не прослушав, заявила — это неформат. Пока такие люди, абсолютно ничего не смыслящие в культуре, будут принимать решения — хорошего не жди.


Сейчас непростая международная обстановка вокруг России. И в этих условиях особенно важно хранить, оберегать, никому не давать в обиду русскую культуру. Зрители, особенно в районах, очень хорошо это понимают. Мы можем любить или не любить тех или иных представителей власти и политиков. Но любить свою семью, место, в котором ты родился, родную землю, отчий дом — мы просто обязаны. Это наш человеческий долг. За это и жизнь отдать не жалко. Именно в этих простых и понятных вещах и заключается для меня настоящий патриотизм.


Мы играем разноплановую музыку. Сложился стереотип — если народный инструмент, то, значит, частушки, песенки, плясочки. Ничего подобного! Мы исполняем и серьёзную классику, и разностилевую музыку XX-XXI веков, в том числе сложный импровизационный джаз и даже рок и рэп. И звучит всё классно. Нельзя замыкаться на одном жанре, иначе потеряем слушателей. Молодежи неинтересна сухая подача музыкального материала, ей хочется чего-то яркого, живого. К детям нужен особенный подход. Необходимо сызмальства готовить, воспитывать свою аудиторию, а не сидеть и ждать, когда придут на концерт зрители. Если ребенок еще в юном возрасте услышит и оценит красоту звучания русского оркестра, поймет, что это интересно, то, повзрослев, он обязательно продолжит посещать наши программы. Мы часто играем перед молодой аудиторией: сначала всегда скепсис — «у, народники, ерунда какая», а потом восторг. Даже если тебе это не близко, всё равно нельзя не восхититься мастерством исполнителей, какую бы ты музыку ни слушал.


— Легко ли руководить оркестром? Бытует мнение, что музыканты — люди творческие и оттого не слишком дисциплинированные, подверженные всяческим соблазнам…


— Дисциплина в коллективе зависит только от руководителя. У меня постановка вопроса жесточайшая — если не устраивают наши правила — ищите коллектив по душе. При этом я очень люблю своих артистов и забочусь о них как могу, одно другому не противоречит. Без дисциплины и упорного труда ни один человек ничего не добьется в любом деле.


— Какие ожидания вы связываете с Годом культуры, оправдываются ли они?


— Откровенно говоря, я ждал, конечно, большего в плане материальной поддержки. Музыканты никогда много не зарабатывали, даже в советские времена. Чтобы прокормить семью, в те годы мне приходилось трудиться на пяти работах. Так живут артисты и сегодня, все где-то подрабатывают, я иду им в этом навстречу. Наши надежды на то, что федеральные власти существенно поднимут зарплату культработникам, пока не оправдались. И получается, что всё спустилось на регионы. На местах же предлагают руководителям оптимизировать штат. Нормальный оркестр — это 60 музыкантов. А как я могу оптимизировать коллектив, если он и так играет в усеченном составе? Уволить ударника? Пусть балалаечник стучит по тарелкам в паузах? Это уже будет не оркестр, а камерный ансамбль, нечто совсем другое. Соответственно, механически за счёт оптимизации я не могу повысить зарплату.


Мы много концертируем, но есть разумные пределы. Стоимость билетов я тоже не могу повысить. Наша публика, как правило, такие же бюджетники, интеллигенция, откуда у них лишние деньги? Получается замкнутый круг. Конечно, мы будем стремиться повышать зарплату артистам. Однако принципиально, в разы, поднять её не получится. Нужна поддержка государства. Областные власти всегда относятся к нам с большим уважением и вниманием. Но вопрос с зарплатой надо решать на федеральном уровне. На деньги, которые получает рядовой музыкант, прожить и при этом творить — сегодня нельзя. Это мнение всех работников культуры России, и я не боюсь его высказать, поскольку абсолютно уверен в своей правоте.


— На какой ноте будете завершать сезон?


— На высокой. Великолепным концертом солиста Большого театра России, лауреата премии «Национальное достояние», тенора Александра Захарова в сопровождении нашего оркестра. Он состоится 10 июня в академическом театре драмы, будут исполнены популярные классические арии, русские и неаполитанские песни. Планируются и выступления оркестра в районах. Мы с помощью областного управления культуры приобрели хорошую звуковую аппаратуру, уверен, наши слушатели оценят качество звука. Ну а потом — долгожданный сезон отпусков.


— Когда музыка — это работа, наверное, возникает желание отдохнуть от неё дома. Что слушаете вы в свободное время, например, когда едете в машине?


— Вы правы. Хочется чаще слушать тишину. Музыка порой по ночам снится, сплю плохо. У меня десять лет был «Форд-фокус» в самой простой комплектации, без магнитолы. Дочь удивлялась: «Папа, как ты можешь ездить без музыкального сопровождения?» А для меня тишина и ровный гул мотора были лучшими звуками, помогающими подумать о своём. В новой машине есть музыкальная аппаратура, но я ею особенно не пользуюсь. Включаю радио как фон, слышу — голоса никакие, тексты никакие, иногда промелькнет неплохая песня, и опять поток серости… Гораздо приятнее слушать звуки природы, пение птиц, журчание воды…


— А как вы отдыхаете от концертов?


— На даче. Приезжаю и работаю на земле. Времени, конечно, не хватает, но мы всё необходимое посадили, теперь ухаживаем. Дети немножко помогают. Мне нравится огородничать, это успокаивает. Приятно осенью видеть плоды своих трудов. Люблю рыбалку, друзья приглашают летом съездить в Карелию под Петрозаводск, места там замечательные — рыба, грибы, ягоды… И у нас в области много красивых местечек. Из районов часто звонят, зовут к себе. Тянет к природе, к спокойствию и чтобы никакой музыки! Гармония окружающего мира даёт мощную эмоциональную подпитку. В город приезжаешь с новыми силами — и за работу. В сентябре — уже новый сезон.


— Чем собираетесь удивлять зрителей в нём?


— По традиции готовим три абонемента — взрослый в зале театра кукол, детский по воскресеньям в колледже искусств и программу для камерного концертного зала «Чайка», в котором зрители сидят за столиками с шампанским. На детские программы приходят семьями, родители признаются, что получают не меньшее удовольствие, чем их дети. Все наши концерты мы стараемся превратить в яркое шоу с театрализованным представлением и прекрасным видеорядом. В этом мне здорово помогает моя супруга. Юные зрители в восторге. Дети — самая чуткая публика, их не обманешь, они не будут хлопать из вежливости, если им неинтересно, то встанут и уйдут. А у нас не хотят уходить! Каждый год мы делаем для ребят новые программы. Наши абонементы для взрослой аудитории хорошо раскупаются, мечтаю, чтобы возник дефицит на них.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сбор спортсменов на малой родине

Вячеслав ХОРОШИЛОВ, Тербунский район
// Спорт

Новый уровень и старые проблемы

Иван Афанасов, фото автора
// Спорт

Почти середина

Юлия Исанова
// Спорт

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх