lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 мая 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Синяк под глазом или стукачество: «за» и «против» новации

30.05.2014 "Липецкая газета". Виктория Удачина, Александр Хаустов
// Образование

Появление в Липецке школьных служб примирения, о чем уже не раз рассказывалось в нашей газете, как выясняется, неоднозначно воспринимается обществом. На эту тему в редакцию поступают письма с разными мнениями, отзывы, комментарии специалистов. «Мы» решили предоставить слово всем сторонам дискуссии.


Чему учат-то?


После того как в липецкой школе № 49 появилась служба примирения, на электронный адрес выпуска «Мы» пришло послание, подписанное Антоном Калининским. Он в резкой форме выступил против создания подобных служб в общеобразовательных учреждениях. Его письмо с минимальной редакторской правкой мы решили вынести на суд читателей:


«Я человек старой формации, поэтому не принимаю эту новую тенденцию в виде службы медиации. Мои сыновья уже взрослые, младший в прошлом году окончил школу, в которой не было такой «новинки», чему я очень рад. А если бы и появилась эта служба, то я, скорее всего, решил бы перевести ребенка в другую школу.


Человек, по моему мнению, должен сам решать свои проблемы, а служба примирения этому не способствует. Она учит совершенно иному — доносить на своих сверстников. Не поделили что-то, и уже кто-то торопится сообщить медиаторам о том, что его обидели. Вот мои сыновья решали вопросы или кулаками, или словами, в зависимости от ситуации. Не берусь утверждать, хорошо ли это. И с синяками приходили, и в рваной одежде, но выросли сильными, смелыми и в то же время справедливыми людьми. А что выйдет из маленьких доносчиков, которые предпочитают решать свои проблемы лишь при помощи посредника, не пробуя при этом самостоятельно найти подход к обидчику? Я уверен, ничего хорошего из такого школьника не получится».


Мнение «бывалых» школьников


Внедрение в школы служб медиации произвело такой же эффект, как в свое время реформа образования, по которой в общеобразовательных учреждениях должна была появиться новая дисциплина — сексология. В Липецке бытуют разные мнения о том, нужны ли службы примирения в школах или нет. Кто-то говорит, что она необходима, а кто-то считает новинку ненужной. На страницах нашего выпуска решили высказать свое мнение Сергей из Ельца и Михаил из Усманского района.


— «Ашники» и «бэшники» все время между собой воевали, чтобы выяснить, кто круче. Так что в мои времена было в порядке вещей, когда ученик класса «а» ученику из класса «б» забивал «стрелку». На моей памяти ни один из школьников не отказался от стычки во дворе после уроков. Особенным днем для нас было, когда шел класс на класс, и «добыть» в том состязании фингал — высшая почесть. Конечно, до тяжелых травм никогда не доходило, так, слегка кулаками помахали и разошлись. Через пару лет, это уже было в старших классах, такие «стрелки» стали носить уже мирный характер. Теперь мы не дрались, а если и возникал спор, то ребята решали его между собой не кулаками, а на словах, — рассказал Сергей.


— А я всегда избегал подобных стычек, держался в стороне, в ссоры не ввязывался, таких сегодня называют «ботаниками». Однажды произошло так, что надо мной стали подшучивать старшеклассники. Подножки ставить, капюшон на куртке задирать, жвачку в шапку класть. А я ничего не мог поделать — их много. Друзей нет, педагогам пожаловаться стыдно... Так и мучили меня, пока не закончил школу. Только сейчас задумался: если бы нашелся человек, который помог разобраться, мое детство прошло бы совершенно иначе. Так что мне школьная служба примирения не повредила бы, — считает Михаил.


Конфликт до суда довел


Необычное дело рассматривалось как-то в одном из липецких судов. В городской средней школе подрались два старшеклассника. Всякое случается, но этот конфликт закончился тем, что один из школьников был госпитализирован в больницу. Лечиться пришлось не один день, словом, последствия драки сказывались еще долго.


Родители обратились в суд с иском к виновной, по их мнению, стороне, которая, впрочем, и не отрицала факта избиения. Поэтому и доказывать очевидное было не столь уж и сложно. Если несовершеннолетний, на которого возложена обязанность по возмещению вреда, не имеет заработка или имущества, достаточного для возмещения вреда, обязанность по этому пункту полностью или частично возлагается на его родителей. Здесь именно так и получилось. С родителей парня, по милости которого его сверстник оказался на длительном лечении, в судебном порядке было взыскано шестьдесят тысяч рублей, а если папа с мамой не сумеют рассчитаться своевременно, то по достижении совершеннолетия выплачивать оставшуюся сумму придется самому виновнику. Вот до чего могут довести поначалу вроде бы безобидные конфликты. И чтобы не доводить дело до таких исходов, создаются школьные службы примирения. Причем нередко инициаторами их создания являются… служители Фемиды. Совсем недавно в городской средней школе № 8 появилась такая служба, а инициаторами и координаторами ее создания выступили работники Правобережного районного суда г. Липецка.


— Необходимо повсеместно создавать школьные службы примирения, — уверена помощник председателя Правобережного суда г. Липецка Татьяна Парахина. — Зачастую конфликты между ребятами заканчиваются групповыми разборками, а мы считаем, что лучше все-таки предотвращать такие события. Ведь сами ребята наверняка остынут и, возможно, будут сожалеть о случившемся конфликте. А сколько нервотрепки и неприятностей взрослым — родителям, учителям, особенно, если дойдет до судебного разбирательства. Поэтому лучше, если спором займется школьная служба примирения.


В этой службе присутствуют наравне как дети, так и взрослые, у каждого есть право голоса. Ну и, в конце концов, если кто-то не хочет, то может и не обращаться в школьную службу примирения. Но дело-то это нужное, полезное. Надо организовывать курсы по обу­чению педагогов основам процедур медиации, всячески поддерживать создание школьных служб примирения. На мой взгляд, в том, что появляются такие организации, нет ничего предосудительного, они сослужат хорошую службу всем сторонам — и самим ребятам, и их родителям, и педагогам.


Искусство слушать и говорить


Школьная служба примирения — хорошо это или плохо? На этот вопрос журналисты попросили ответить профессионального тренера-медиатора Виктора Панарина, который за несколько лет практики обучил юных медиаторов разных школ.


— Принцип работы службы примирения прост, — утверждает юрист. — Допустим, между учениками возникает конфликт. При этом сами они разобраться не могут, ведь чаще всего оба считают себя правыми. Чтобы разрешить спор, ребята обращаются не к учителям, психологам или родителям, а к своим ровесникам, которые прошли специальное обучение и теперь могут наладить между спорщиками диалог. Лишь тогда, когда спор перерастает в серьезную проблему, в него вмешиваются взрослые кураторы.


По словам Виктора Викторовича, многие школьники не умеют элементарно разговаривать друг с другом. А служба медиаторов помогает ученикам не только помириться со сверстником, но и научиться вести беседу, которая в силах решить практически любую проблему.


— Плюс службы медиации состоит еще и в том, что ссоры не перетекают во вражду. Да, если бы каждый человек в определенный момент не обижался, сдерживал себя, то в мире было бы намного меньше людей с психологическими заболеваниями, — уверен Панарин.


Кроме того, служба примирения идет на благо и самим медиаторам. Две недели они проходят обучающие курсы, затем применяют знания на практике. В будущем у них уже не будет проблем со сверстниками, ведь уже сегодня, в школе, они научились смотреть на каждую проблему как бы со стороны.


— Знания помогают предупредить ссору задолго до ее начала, — говорит Виктор Викторович. — Например, был у меня случай, когда два товарища, заигравшись, подрались. Один из них ударился головой о стол, приехавшая бригада скорой помощи диагностировала смещение шейных позвонков. Я поговорил с мальчиком, который ненароком ударил своего товарища. Первым делом спросил, проведал ли он друга в больнице, попросил у того прощения? Мальчик ответил, что такой возможности у него не было, однако позже он все же навестил одноклассника. Сейчас ребята дружат, как и раньше, а родители отказались подавать заявление в полицию.


Получается, что с помощью медиации удалось избежать не только вражды между двумя школьниками, но и возбуждения уголовного дела.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх