lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 мая 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Картинный» Крым

26.05.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Александр Каманин. «Симеиз»
Александр Каманин. «Симеиз»Пётр Корецкий. «Побережье»Алексей Руднев. «Набережная. Севастополь»
Полина МатвиецПавел МатвиецАлексей Грушихин

Выставка «Под солнцем родимой земли», которая на прошлой неделе открылась в Доме Мастера, сформирована из произведений фондов Липецкого областного художественного музея, Данковского краеведческого музея и частных коллекций. Экспозиция посвящена 70-летию освобождения Крыма от немецких захватчиков


Полина Матвиец, искусствовед, заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея, куратор выставки:


- Идея родилась довольно давно – нас вообще интересует морской пейзаж, а тут появился такой грандиозный повод – Крым вошёл в состав России! Здорово, когда мы привозим какие-то экспозиции, но показывать людям сокровища собственных областных фондов искусства – это чрезвычайно приятно и волнительно. У нас хорошие и богатые районные музеи, но часто они сами не догадываются об истинной ценности своих экспонатов. Так что «крымский» проект представляет собой в том числе и большой труд по переосмыслению хранящегося в регионе художественного наследия. Мы экспонируем своеобразную ретроспективу последних семидесяти лет. Самая любопытная особенность, на которую я хотела бы обратить внимание: отношение и восприятие художников совершенно не изменилось! Как восхищались Крымом Иван Айвазовский и Архип Куинджи, так живописует его в советскую эпоху Пётр Покаржевский и в наше время – Виктор Микитюк.


Менялись эпоха и жизненный уклад, но Крым по-прежнему оставался особенным для художников краем. Мастера советского времени выбирали те же мотивы, что и их великие предшественники, также восхищённо передавали в своих произведениях яркий крымский колорит. Отметим: события Великой Отечественной войны дополнили это ощущение восторга перед совершенством природы Крыма глубоким чувством патриотизма. Считается, что искусство в эру Советского Союза отличалось идеологической окраской. Но, позвольте, разве кто-то способен разглядеть хоть каплю идеологии в дивном пейзаже «Симеиз» Александра Каманина? Или прекрасная вещь Петра Корецкого, которую мы «выследили» ещё в прошлом году в Данковском краеведческом музее. Жемчужина выставки – выполненный на картоне этюд Алексея Руднева «Набережная. Севастополь», невероятно ценный как с художественной, так и с исторической точки зрения. 1944 год, Севастополь только что покинули оккупанты, кругом разруха. И на этом фоне – чудом уцелевшая в рокоте военных событий знаменитая достопримечательность – Памятник затонувшим кораблям. Для меня это изображение наполнено глубоким философским смыслом: здесь мы видим символ Победы, точку отсчёта, откуда вскоре начнёт свою новую жизнь этот замечательный город…



Павел Матвиец, директор Липецкого областного художественного музея, идейный вдохновитель экспозиции:


- Совсем недавно, в преддверии Ночи музеев, я посмотрел на сайте Министерства культуры, готовятся ли какие-либо музейные акции в контексте присоединения Крыма. Каково же было удивление, когда, кроме объявления о нашей выставке, никаких специализированных мероприятий я не обнаружил! Казалось бы, момент располагает. Более того, в наш адрес даже звучат упрёки в конъюнктурности. Позвольте, но помимо нас в музейной сфере никому и в голову не пришло сделать что-то подобное. Так что Липецкий художественный музей в определённом смысле выступил в авангарде – и это при том богатейшем изобразительном тематическом материале, которым, например, располагают крупнейшие российские галереи. Ведь в сюжетах картин Крым появляется ещё в конце XVIII века. А уже в 10-20-е годы XIX века Академия художеств засылает в Севастополь экспедиции одну за другой! Поэтому я даже по-хорошему могу позавидовать нашим «старшим братьям», ведь они были в состоянии позволить себе выстроить интереснейший ряд, иллюстрирующий эволюцию образов Крыма в работах отечественных живописцев и графиков. Вообще выделение пейзажа как самостоятельного жанра хронологически совпадает с началом движения художников в сторону южных областей, то есть, по сути, Крым – наша Италия. Вспомним «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» Ивана Айвазовского, сыгравшего огромную роль в художественном «освоении» Крыма. Далее – знаменитый маринист Алексей Боголюбов, служивший на флоте. Уроженец Крыма Архип Куинджи, родоначальник нового направления в истории русского пейзажа, на свои средства приобрёл в Алупке дом и передал его студентам Академии художеств. До сих пор в знаменитом доме Куинджи – творческая дача, где совершенствуют своё мастерство художники. Виктор Слушник – заслуженный художник, один из патриархов липецкой живописной школы, чьи картины мы видим сегодня в экспозиции, ученик латышского художника Эдуарда Калниньша, а он учился как раз у Куинджи. Тот, в свою очередь, унаследовал традиции Айвазовского и Боголюбова, которые «приняли эстафету» у видного русского мариниста Максима Воробьёва. Вот она – история «пяти рукопожатий», вот они – основы!


В Доме Мастера в экспозиции «Под солнцем родимой земли» в соответствии с избранной концепцией объединились двадцать восемь картин. Немного, но тем ценнее для нас была очередная находка при подготовке выставки. Каждый экземпляр мы буквально обнюхивали, образно выражаясь. И тот же этюд Руднева – опять же, иносказательно – пахнет порохом. Ведь это же настоящий военный документ! В целом я мог бы определить лейтмотив выставки как отражение определённого периода и развития темы Крыма – а точнее, Советского Крыма – в творчестве отечественных художников – темы, безусловно, волнующей и продолжающей свою историю.


Алексей Грушихин, начальник управления внутренней политики региона и знаток Крымского полуострова:


- Учреждения культуры и искусства не остаются в стороне от политической жизни нашей страны, и это отрадно. Многие из нас бывали в Крыму, и настоящая выставка отлично передаёт то самое крымское настроение: удивительное море, горы, несравненная природа. Алушта, Гурзуф, Алупка, Ялта, Форос, Коктебель – эти названия у всех на слуху. Лично я очень люблю южный берег Крыма, а знаменитый лагерь «Артек» помню ещё из своего детства, когда стал делегатом слёта пионеров в 1987 году. Чем больше зрителей посетит выставку, тем больше, как мне кажется, укрепится их желание самолично увидеть крымские красоты.



Андрей Найдёнов, начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области и наш консультант в вопросах истории:


- Все великие русские художники в той или иной степени окунались в образы Крыма. Не исключение и липецкие мастера. Я сам любитель бывать в тех краях. Причём у меня никогда не было ощущения, что я в другой стране. По духу всё абсолютно созвучно России и русскому народу. Специально и не требуется выискивать какие-то связи: русские люди всегда жили там, приезжали отдыхать и знакомиться с памятниками тысячелетней истории. Проявления и знаки русской культуры – на каждом шагу. Есть и греческие памятники, конечно. Но вот украинского – практически ничего. И никакая, на самом деле, Крым не Украина. А выставка – лучшее тому подтверждение. Попробуйте представить себе какой-нибудь уголок другого государства, который испокон веку славится как мекка для поголовного паломничества русских живописцев. Нет такого места! Не ездили ни на Мадагаскар, ни в Шри-Ланку, ни на Гибралтар. И не потому, что далеко. А потому, что Крым – истинно часть нашей национальной культуры.



Виктор Микитюк, живописец, член Союза художников РФ и один из экспонентов на выставке:


- Я горд быть частью такого проекта. Считаю, что он затеян очень своевременно, как раз по горячим следам и стоило выстрелить подобной экспозицией: на эмоциях воспринимается острее. Первый раз мне довелось приехать в Крым ещё в 2007 году, много удалось написать успешных вещей. За месяц пребывания в Коктебеле полностью очаровался и проникнулся этим дивным местом. Гурзуф, Ялта, Севастополь – везде рождались замечательные картины. Для художника те места особенные: если однажды влюбился – уже не отпускают. В нынешнем сезоне я постараюсь обязательно вновь отправиться туда с кистью и красками.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх