lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 мая 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Культура 

«Игрушка может и до кутузки довести»

17.05.2014 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Культура
Фото Светланы Пастуховой
Фото Светланы Пастуховой

В Москве в Музее наивного искусства при поддержке департамента культуры столицы сейчас с успехом экспонируется выставка «Казак Кузьма Крючков и другие сюжеты романовской игрушки» народного мастера, члена Союза художников России Елены Смолеевской. Преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического Липецкого государственного педагогического университета, взяв за основу народную традицию, создаёт уникальные авторские работы. Герои Первой мировой, венценосная семья Романовых, бравый авиатор и изящные кокетки, отдыхающие на липецких водах, — каждый образ, созданный Смолеевской, по-своему ярок и неповторим. Что вдохновляет художницу на творчество, так ли «наивно» её искусство, насколько востребована «романушка» современными коллекционерами — об этом художница рассказала журналисту «Липецкой газеты».


— Елена Геннадьевна, чем решили удивлять искушенную столичную публику?


— Название выставки говорит само за себя. Донской казак Кузьма Крючков — почти неизвестный сегодня герой Первой мировой. Он стал первым кавалером Георгиевского креста. В самом начале ­войны его отряд из четырех казаков, посланный в разведку, столкнулся с неравными силами противника и принял бой. Кузьма лично уничтожил одиннадцать из 27-ми немецких солдат. Раненые, но живые казаки вернулись к своим. Подвигом Крючкова гордилась тогда вся Россия, его портреты из газет и журналов хранились во многих домах, поднимая патриотический дух. Казак погиб в 1919 году, воюя на стороне белых, и его имя поспешили вычеркнуть из учебников. Мне захотелось возродить память о народном герое накануне столетия великой войны.


Не могла я пройти и мимо темы царской семьи. Не случайно же наша игрушка называется романовской, село было вотчиной дяди царя. При всей неоднозначности отношения общества к российскому самодержавию, я рискнула отметить 400-летие дома Романовых, вылепив в белой глине наиболее ярких представителей династии — Петра I, Екатерину II, Павла, его сыновей Александра и Николая, Александра II Освободителя, Александра III Миротворца…


— А кем является для вас последний русский царь Николай Романов — мучеником, пострадавшим за Отечество, или человеком, напрямую ответственным за то, что Россия погрузилась в кровавую революционную пучину?


— История — очень сложный предмет. Время вносит свои коррективы в наше восприятие тех или иных событий. Тот же
Петр I, сделавший очень много хорошего для России, был при этом очень неоднозначной фигурой. Чем ярче личность, тем больше внутри неё противоречий.


Я сделала композицию, в которой Николай II запечатлён вместе с членами своей семьи — императрицей Александрой Федоровной, дочерями и царевичем Алексеем, сразу после окончания работы над библейскими сюжетами. Это стало для меня органичным развитием темы христианского самопожертвования. Я рассматриваю царскую семью вне политики, просто как людей, которые жили и отчасти невинно пострадали, за что были причислены Православной Церковью к лику святых. Семь фигурок, вместе — большая и дружная семья.


Можно принимать или не принимать самодержавие в качестве государственного устройства, но, согласитесь, даже все вместе взятые русские цари сделали гораздо меньше зла народу, чем люди, которые сменили их у власти. Россия Романовых находилась на пике развития, и неизвестно, какой бы была наша история, если бы стране удалось избежать кровавой гражданской войны.


— Есть ли ещё какие-то исторические фигуры в вашей новой коллекции?


— Я стала изучать события Второй отечественной, как её называли до 1917 года, и очень заинтересовалась фигурой казака Константина Недорубова, полного георгиевского кавалера, Героя Советского Союза. В его судьбе отразились все сложнейшие исторические перипетии. Недорубов отважно сражался на фронтах Первой мировой, потом был репрессирован в ходе коллективизации, заключенным строил канал Москва—Волга, за ударную работу был досрочно освобождён. В Великую ­Отечественную сформировал кавалерийский эскадрон из добровольцев и стал его командиром. Вместе с ним в эскадроне служил и его сын Николай. В боях на Кубани лично уничтожил 70 гитлеровцев, удостоился Звезды Героя, которую носил вместе с Георгиевскими крестами.


Такие примеры людей, сражавшихся за своё ­Отечество, меня искренне вдохновляют. Здорово, что сейчас в обществе поднялась волна патриотизма. Нам есть чем гордиться, нельзя забывать свою историю. И языком игрушки я стремлюсь напомнить о её славных страницах.


Как, скажите, можно пройти мимо личности летчика-испытателя Пётра Нестерова? Он погиб в первые месяцы войны, отважно протаранив австрийский самолёт. В память о нём фигура высшего пилотажа называется «петля Нестерова». Я постаралась в традиционной романовской стилистике вылепить и пилота, и аэроплан. Коллекционеры, собравшиеся на открытие выставки, удивились, что фигурка самолёта, как и положено игрушке, издаёт свист, идеально вписываясь в сюжет. К слову, фигурка Екатерины II также представляет собой сложную композицию вместе с роскошной каретой императрицы, которая тоже снабжена свистком. Конечно, в этом есть изрядная доля юмора, но такова суть игрушки.


— Насколько характерна для романовской игрушки подобная персонификация сюжетов? Мы чаще привыкли видеть безымянные фигурки…


— Есть свидетельства очевидцев, что в начале прошлого века мастера пытались делать фигурки с портретными чертами Николая II.Такой гротесковый образ императора с элементами политической карикатуры пришелся не по нраву представителям власти. Прямо на рынке жандарм забрал умельца в кутузку. Видите до чего может довести простая глиняная игрушка.


В Музее игрушки в Сергиевом Посаде мы можем найти очень смешные фигурки представителей высших эшелонов власти той поры.


— А как возник у вас интерес к традициям старинного ремесла? Наверняка этому способствовала встреча с мастерами-хранителями древнего промысла…


— Иван Фёдорович Гункин из села Пады (части Романово) и Иван Константинович Пустовалов из Доброго — мои главные наставники, такие «Иванушки», которым незазорно повозиться в глине, не открещиваться от дедовского ремесла, а честно зарабатывать им на жизнь. Иван Фёдорович изначально был гончаром, крепко держался корней, ярко развивая крестьянскую тематику в игрушке. Когда мы студентами худграфа в 1988 году приехали к нему из города в село на практику, то поразились тому, что он лепит сидя во дворе под яблоней, а рядом свободно бродит живность — куры, поросята. Естественно, его фигурки птичек, коней, коров, словно живые.


Гункин был очень творческим человеком, начинал с азов, постепенно показывая всё более сложные формы и сюжеты. Я поняла, что игрушка бывает разной, а со временем захотелось выработать на основе традиции свой современный авторский стиль.


— Какие творческие цели вы ставите перед собой сейчас?


— Не могу сказать, что я стремлюсь откликаться на все даты и юбилеи, но есть события, которые просто невозможно оставить без внимания, например 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова. Жизнь сама подбрасывает новые темы. Я долго вынашивала идею сделать коллекцию памяти известных и неизвестных мастеров липецкой земли, мечтаю наконец-то её воплотить. Также работаю над темой «Петр I и наш край».


— Насколько интересны народные промыслы современным студентам? Есть кому передать опыт и традиции, как это в своё время сделал Гункин?


— К счастью, такие увлеченные люди ещё не перевелись. Те, кто любит мастерить, делать что-то теплое, душевное, идут к нам на худграф на отделение декоративно-прикладного искусства. Безусловно, молодежь сейчас увлечена дизайном, внешними яркими формами. Но база, основа основ необходима в любом деле.


Моя ученица Алеся Гордеева уже неплохо показала себя на всероссийских конкурсах. Наша совместная работа «Гункин на ярмарке» экспонируется сейчас в Москве. Таких людей мы не упускаем, стараемся помочь им развить свой талант. Да, занимаясь игрушкой, ты заработаешь «игрушечные деньги», на неё нельзя делать ставку как на основной источник дохода. Но есть такое понятие «творчество для души». Раз уж я поймала когда-то этот импульс Гункина, то обязана передать последователям частицу души Мастера. И я счастлива, что выбрала этот путь в искусстве. Сегодня романовскую игрушку знают и ценят далеко за пределами России, и в этом есть и моя скромная заслуга.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 12 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Что ни мужик, то изобретатель

Дарья Шпакова // Общество

Особые возможности

Мария Завалипина // Общество

Один из одиннадцати

Иван ПУЗИКОВ, член Данковского районного общества краеведения // История

Перед лицом опасности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Праздник на планете детства

Газета «Золотой ключик» отметила 25-летие
Олеся Скворцова // Общество

Любовь и голуби

И. Неверов // Общество



  Вверх