lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 мая 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Петергоф: по следам великого Лермонтова… (фото)

12.05.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура

Государственный музей-заповедник «Петергоф» представляет:
«Михаил Юрьевич Лермонтов: Петергоф. Поэт. Эпоха». Да-да, в гостях у Липецкого областного художественного музея на целых два месяца тот самый легендарный Петергоф с настоящим Лермонтовым



ФОТО




Каких только выставочных проектов мы не посещали в областном художественном музее в последние годы. Но даже на этом блистательном фоне лермонтовская экспозиция выглядит настоящей жемчужиной. Поверьте, «Итоги недели» многое повидали, но в данном случае мы не преувеличиваем ни на йоту: выставка бесподобная. Областное управление культуры ещё в прошлом году намекало, что Липецк ждёт большой сюрприз, связанный с юбилеем Михаила Лермонтова. Сказали, но явно поскромничали: выставка и её театрализованная презентация – событие из ряда вон выходящее по всем статьям.


2014 год ознаменован выдающимся событием для отечественной культуры – двухсотлетием со дня рождения Михаи­ла Юрьевича Лермонтова. Министерством культуры Российской Федерации инициирован ряд крупных мероприятий, посвящённых круглой дате. Липецкие деятели культуры решили не отставать и преподнесли поистине царский подарок жителям области.


Подготовленный к лермонтовскому юбилею Государственным музеем-заповедником «Петергоф» выставочный проект «Лермонтов: Петергоф. Поэт. Эпоха» меняет привычные представления о лермонтовской географии. История дворцово-паркового комплекса и уникальные коллекции Петергофа расширяют хрестоматийные знания о жизненном пути поэта и судьбе его произведений.


История Петергофа включает немало великих событий и имён. Однако биография Лермонтова никогда не рассматривалась в петергофском контексте, но юбилейный повод позволил кураторам выставки собрать воедино всё, что прямо или косвенно связано с петергофским периодом биографии поэта.


В Петергофе Михаил Юрьевич останавливался на два летних сезона 1833 и 1834 годов – в военно-учебном лагере Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, который традиционно располагался вблизи императорской резиденции. Кадеты проводили учения, бывали на разводах и парадах в Петергофе. Вместе с другими юнкерами Лермонтов посещал царские обеды и брал штурмом петергофские каскады, стремясь получить приз из рук императрицы. Вдохновлённый здешними праздниками Михаил Юрьевич явился блистательным бытописателем Петергофа: в весьма фривольной юнкерской поэ­ме «Петергофский праздник» он составил краткое, точное и очень смешное описание торжества 1 июля, когда на празднование тезоименитства императрицы Александры Фёдоровны съезжался весь цвет столицы. Тем самым поэт обогатил петергофскую поэтическую антологию.


Благодаря Лермонтову думающая Россия содрогнулась от понимания трагедии нации, потерявшей великого Пушкина. Благодаря Лермонтову и его гениальному «Скажи-ка, дядя…» Россия поняла значимость победы над Наполеоном… Благодаря Лермонтову русское общество познало сомнительные прелести азартных игр. Об этом и многом другом рассказывает выставка… Впрочем, лучше, если о ней читателям «Итогов» расскажет один из авторов – начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Лариса Викторовна Никифорова
.



– Любопытно поинтересоваться: как же столь масштабный проект сделал выбор в пользу Липецка? Ведь наверняка в год лермонтовского юбилея многие города мечтали «заполучить» вас к себе?


– У Петергофа сложились добрые дружеские и партнёрские отношения с Тамбовским краеведческим музеем, – объясняет Лариса Никифорова. – Первая передвижная петергофская выставка начала свой путь там. Это был крупный проект, посвящённый спортивной истории царской династии, «Научение телесному благолепию. Спорт и семья Романовых». Сейчас выставка экспонируется в Твери, куда она приехала из олимпийского Сочи. Именно в общении с коллегами из Тамбова родилась идея лермонтовской выставки. Петергоф рассказывает о Лермонтове. Звучит неожиданно! Непривычен и сам передвижной формат экспозиции – это новая для нас практика. Но музейщики Тамбова, Пензы и Липецка с радостью откликнулись на нашу инициативу и выказали решительную готовность принять экспозицию у себя. В Петергофе даже состоялось большое рабочее совещание с участием пензенцев, тамбовчан и представителей художественного музея из Липецка. Должна сказать, что мы увидели желание и готовность к сотворчеству. Полагаю, есть все основания думать о продолжении сотрудничества.



– Прокомментируйте, пожалуйста, концептуальную основу экспозиции.


– Сама идея изначально формулировалась достаточно локально и перекликалась с образом тамбовской казначейши. С другой стороны, в Петергофе есть музей игральных карт. Таким образом, возникало некое созвучие, сходное с годом юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова. Но под стать фигуре величайшего классика русской литературы расширился и масштаб нашего замысла. Доминирующий сюжет – тема карт как метафоры судьбы, фатума, фортуны в литературе. Кроме того, красной нитью, пронизывающей всю экспозицию, проходит культурологический комментарий к творчеству Лермонтова и его биографии, а точнее – к периоду юношества. Тогда Михаил Юрьевич, обучаясь в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, бывал в Петергофе. Через произведения искусства и предметы на стендах мы постарались нарисовать образ того Петергофа, который видел поэт. Большая часть материала относится к началу и середине 30-х годов XIX века, эпохе Николая I.


Здесь чётко прослеживаются мотивы Александрии – тогдашней резиденции российских императоров, петергофского коттеджа и готической капеллы, игр в Средневековье, культа Прекрасной Дамы – всё, во что были вовлечены кадеты, проводившие летнее время в Петергофе. Тем не менее в текстах Лермонтова отсылки к этим темам практически не обнаруживаются. Его юнкерская поэзия страстно жаждет подвига, свершений, любви. Вообще юношеская слава Лермонтова скандальна. Она связана как раз с кругом произведений, написанных в Петергофе и вокруг него. Многое вообще при жизни поэта не пуб­ликовалось. Так или иначе, мы находим прекрасное описание петергофского праздника – совершенно особенного феномена, если учесть, например, отсутствие царскосельского или гатчинского праздника. Петергофский праздник – массовое гуляние по случаю дня рождения императрицы Александры Фёдоровны. На него съезжался весь Петербург. Были там и иностранцы, и русские, и аристократы, и мещане, и купцы –  Петергоф преображался в подобие Вавилона. Реконструировать такое с помощью музейных средств трудно, поскольку ни одна гравюра или акварель атмосферы праздника не передаёт. Зато с этой задачей прекрасно справляется поэтическое слово Михаила Лермонтова!



– Лариса Викторовна, а есть ли какая-то чёткая сюжетная линия, объединяющая все три зала экспозиции?


– Безусловно. Первый зал (Петергоф эпохи Николая I) – зритель погружается в эстетику юнкерства и петергофского праздника. Есть и ещё одна не очевидная, на первый взгляд, линия: предание о том, что именно в Петергофе Лермонтов написал знаменитые строки «Белеет парус одинокий…». К сожалению, это красивая, но ничем не подтверждённая легенда. Только в письмах поэта той поры встречается рассказ, как он из Петербурга отправляется в имение Мордвиновка и впервые видит море. Никаких прямых указаний именно на царскую резиденцию нет. Но в любом случае миф всё равно витает где-то вокруг 1830-х годов.


Второй зал условно называется «Государь изволил читать». На одном из стендов – письмо Лермонтова к Великому Князю Михаилу Николаевичу в связи с дуэлью с сыном французского посланника. На письме начертана резолюция управляющего III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии генерала Леонтия Васильевича Дубельта: «Государь изволил читать». Именно под таким девизом мы рассказываем, как читали Лермонтова в царском семействе. А его читали. Михаил Юрьевич слыл известным литератором, модным и в самых высших кругах. Император обязан быть в курсе всего происходящего – такова особенность абсолютной монархии. Появляется новое громкое имя в литературе – значит, монарху подобает ознакомиться с его творчеством. Первое произведение, попавшее ко двору, – «На смерть поэта». Далее – «Герой нашего времени». Николай I читает роман по дороге в Петергоф, возвращаясь из Германии. Император оставляет супругу на водах, а сам, по её совету, берёт с собой на корабль томик Лермонтова.


Произведение ему сначала нравится, и он полагает «героем» Максима Максимовича. Николай I впоследствии высказал сожаление, что такой талантливый автор «тратит время» на Печорина. Александре Фёдоровне Печорин, напротив, симпатичен. Оговорюсь, что об отношении царственных особ к персонажам Михаила Юрьевича мы судим по переписке, в которой они обмениваются мнениями. В том числе читают «Демона». Эта поэма ходила в списках, но издана тогда не была. Лермонтову просьба передать сочинение ко двору поступает через доверенных людей. Автор вносит последние коррективы, отдаёт переписчику. Так рождается «придворная рукопись «Демона» – именно так она именуется в лермонтоведении. В феврале 1839 года «Демона» читали в Петергофе. Как читали? Тоже чрезвычайно интересно – вечером вслух в семейном кругу. Тогда из Оренбурга в Петербург прибыл герой наполеоновских войн генерал Перовский – обладатель «бархатного голоса». Потом поэму читает наследник престола Александр Николаевич.


В выставку включены предметы материальной культуры, которые воспроизводят практику чтения: тяжёлая закладка, зажим для книжного тома. Немаловажный акцент сделан нами на экспозиционной иллюстрации противостояния монарха и поэта. Например, образ императора воспроизводит оригинальный трон – один из шедевров коллекции музея «Петергоф». А напротив – портрет Лермонтова.


Что касается последнего – третьего – зала, здесь нашли своё место темы жизни и творчества Михаила Юрьевича, его времени и идеологии. Прежде всего, 1812 год. В какой-то момент, ближе к 1830 годам, события Отечественной войны стали восприниматься как ключевые для судьбы России. Одновременно с лермонтовским стихотворением «Бородино» создаётся множество литературных памятников, посвящённых подвигу и трагедии русского народа. Самым значительным, однако, по сей момент считается именно «Бородино». Даже Лев Николаевич Толстой сказал, что нетленный эпос «Война и мир» вырос из лермонтовского шедевра. Мы поставили перед собой задачу в некотором смысле намекнуть, насколько существенной, объёмной и многогранной виделась тема 1812 года русским творцам и обществу в целом.


Тогда же, в 1830-е годы, в России начинают широко отмечать юбилеи сражений и памятные даты. Николай I, можно сказать, изобретает традицию юбилейных празднеств. Он выдвигает целую программу сооружения памятных монументов на местах военных баталий, которой, к сожалению, суждено было исполниться далеко не в полном объёме. Именно в период его царствования строится Александровская колонна в Петербурге, а вся центральная часть города оформляется как триумфальный форум. С другой стороны, произошла свое­образная приватизация памяти: тема войны 1812 года становится частной, что выражается в предметах обихода: кружка с изображением Александровской колонны, кабинетная скульптура в виде обелисков, фарфоровая посуда с военными сюжетами…



– Крайне увлекательный рассказ! Скажите, какими фондами пришлось воспользоваться для формирования столь насыщенного иллюстративного экспозиционного ряда?


– Кое-что мы взяли из основной действующей экспозиции петергофского коттеджа. Этот небольшой дворец, выполненный в неоготическом стиле, построили в 1828–1831 годах, он считался личной резиденцией царской семьи. Оттуда позаимствованы посуда, цветное стекло, характерные для того исторического периода и являющиеся предметами первого ряда петергофского собрания, наша гордость. На всех экспонатах присутствует эмблема коттеджа – да, была и такая! Меч, на который надет венок из белых роз, – символ императрицы Александры Фёдоровны, придуманный Василием Андреевичем Жуковским. Здесь много живописи и графики, предметов из фондов бытовой коллекции – аксессуары для чтения как раз оттуда. Есть и костюмы. Выставка не получилась бы столь наполненной без содействия наших коллег из Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом). Оттуда мы позаимствовали уникальные рисунки так называемой Поливановской тетради.


В 60-е годы XIX века в Николаевском кавалерийском училище создают лермонтовский музей, куда стали стекаться различные памятные вещи – в том числе тетрадь Поливанова: восемнадцать акварельных листов, выполненных в тех самых кадетских лагерях в Петергофе. На некоторых из них – фигура поэта. Помимо этого совершеннейшего раритета на выставке представлено несколько лермонтовских рукописей и документов из дела Лермонтова в связи со стихотворением «На смерть поэта». Более того, мы связались с петербуржским Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи. Они предоставили некоторые замечательные живописные работы, а также бронзовую доску полка, где служил Михаил Юрьевич. На ней среди пятидесяти имён есть и имя великого русского поэта.


Добро пожаловать на выставку!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 14 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Афиша


// Культура

Кооперации нужны новые законы

Сергей Банных
// Сельское хозяйство

Марафон культуры шагает по региону

Сергей Банных
// Культура

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх