lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 апреля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Народным предприятиям и кооперативам нужна федеральная программа развития

28.04.2014 "ЛГ:итоги недели".
// Экономика
Фото Николая Черкасова

В Липецкой области приняты региональные программы развития кооперации и народных предприятий. Глава областной администрации Олег Королёв рассказал агентству ИТАР-ТАСС о первых итогах, а также
о проблемах, стоящих перед предприятиями этих форм собственности


- Олег Петрович, в последнее время едва ли не главной темой ваших выступлений стал вопрос о необходимости использования в управлении производством новых форм, которые призваны восстановить социальную справедливость в обществе. Об этом вы говорили, в частности, на последнем ежегодном Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» в Центральном экономико-математическом институте РАН. На чём основывается ваша уверенность, существуют ли в регионе, который вы возглавляете, для этого предпосылки?


– Подобные предпосылки явно выражены не только в Липецкой области, но и в России в целом.


Смотрите, что получается: в результате интенсификации производства за последние десять лет из крупного аграрного бизнеса в регионе высвободилось около сорока процентов трудоспособного населения. В итоге в сельских районах области в экономике не занято более восьми процентов трудоспособного населения, а в отдельных районах эта цифра едва ли не вдвое больше. Подобная экономическая ситуация вывела на особое место личные подсобные хозяйства, доходы от деятельности которых для многих являются одним из основных источников семейного бюджета.


Что получилось? В настоящее время личные подсобные хозяйства вносят существенный вклад в развитие сельскохозяйственного производства. Их доля в валовом производстве сельхозпродукции составляет почти четверть всего объёма, а это 16,1 миллиарда рублей. При этом личные подсобные хозяйства являются основными производителями картофеля (82 процента), овощей (90 процентов), почти половины плодов, ягод и на треть обеспечивают область молоком. Но ведь из 202 тысяч личных подсобных хозяйств только 16 процентов заняты товарным производством. А это значит – доля хозяйств, участвующих в экономической деятельности, остаётся невысокой. Поэтому вовлечение личных подсобных хозяйств в экономический оборот через развитие кооперации, обеспечение занятости и повышение доходов сельских жителей становится главным направлением деятельности областной и муниципальной власти. И такими формами могут стать кооперативы и закрытые акционерные общества работников – народные предприятия.



– Народные предприятия и кооперативы широко распространены в странах Западной Европы, США, насколько важен этот опыт?


– Действительно, кооперативы ста стран насчитывают в своём составе более восьмисот миллионов членов, триста наиболее крупных мировых кооперативов располагают оборотом в два триллиона долларов США.


Используя опыт стран Западной Европы, мы пришли к выводу, что кооперация более развита там, где в её судьбе активное участие принимают государство, муниципальные органы власти через глав сельских поселений, общественные объединения и инициативное сельское население, фермеры.



– И как это может быть применимо в наших условиях, в частности в Липецкой области?


– В Липецкой области созданы практически все институты поддержки кооперации регионального уровня. Прежде всего у нас трёхуровневая система управления кооперацией: область–район–поселение. В районах организованы координационные центры, в сельских поселениях определены ответственные координаторы – это, в основном, главы поселений. Причём каждое направление находится под непосредственным патронатом исполнительных органов государственной власти. Сельскохозяйственную кооперацию курирует управление сельского хозяйства области; кредитную – управление по развитию малого и среднего бизнеса области; кооперативные рынки и логистические центры – управление потребительского рынка и ценовой политики. Аккумулирует деятельность всей системы кооперации – управление экономики администрации области. У каждого из них свои функции, но главная задача одна – помочь кооперативам с первых шагов их создания.



– Это – организационные вопросы, а как организована финансовая поддержка?


– Фонд поддержки кооперативов выдаёт, причём на весьма льготных условиях, среднесрочные займы до трёх миллионов рублей сроком до трёх лет. Согласитесь, что ставка в пять процентов весьма привлекательна! В 2013 году предоставлено 22 таких займа на сумму 9,4 миллиона рублей. А всего в 2013 году на поддержку кооперации было направлено 182,5 миллиона рублей – на треть больше, чем за последние три года.


Одновременно центр развития кооперативов организует обучение кадрового состава, осуществляет помощь по юридическим, финансовым вопросам, предлагает типовые образцы необходимых первичных документов. Ревизионный союз «Липецкий» работает в регионе более трёх лет, проводит ревизию и защиту имущественных интересов кооперативов.


Одна из главных забот – сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Они дают возможность личным подсобным хозяйствам получить доступный заём в минимально короткие сроки для реализации своей предпринимательской инициативы.


Кредитные кооперативы есть практически в каждом сельском поселении, они объединяют более семи тысяч жителей, причём за последние два года их количество увеличилось вдвое.


В итоге более трёх тысяч личных подсобных хозяйств воспользовались услугами кредитных кооперативов. Количество договоров займа за год увеличилось в четыре раза – до трёх тысяч, а объём выданных займов – в 11 раз – до 28 миллионов рублей!


Новацией в развитии кредитной кооперации станет участие Фонда поддержки кооперации, созданного в области, в деятельности наиболее крупных кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена.


Это позволит увеличить их капитализацию, откроет для них доступ к льготным займам на пополнение фондов финансовой взаимопомощи, и, самое главное, станет первым шагом к созданию на территории области кооперативного банка. И Липецкая область готова стать пилотным регионом для апробации такого проекта.



– И каковы результаты внимания властей к развитию кооперации, народных предприятий?


– Это, прежде всего, рост числа кооперативов в полтора раза. На начало 2014 года в регионе зарегистрировано 533 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 222 снабженческо-сбытовых, 45 перерабатывающих, 266 кредитных. По количеству кооперативов область лидирует в ЦФО и занимает третье место в России. При этом число пайщиков кооперативов за два года увеличилось в пять раз, достигнув 8,3 тысячи членов.
Благодаря господдержке, направленной на модернизацию материально-технической базы снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, их количество за год увеличилось на 63 процента и составило 267. Сбытовыми кооперативами закуплено сельскохозяйственной продукции на 4,1 миллиарда рублей – это четверть произведённой личными подсобными хозяйствами продукции! Почти на 40 процентов к 2012 году возросло производство продовольственных товаров перерабатывающими кооперативами, которые выпустили пищевой продукции на сумму 3,2 миллиарда рублей.



– Всё ли так гладко в развитии кооперации, как оценивает её деятельность главный экзаменатор – покупатель?


– Здесь есть проблемы, главная из них – разрозненность снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, что не позволяет повысить их эффективность. К сожалению, пока сбыт кооперативной продукции осуществляется хаотично. Через кооперативы реализуется не более одного процента излишков картофеля и четыре процента овощей. Небольшие объёмы производства не интересны ни крупным торговым сетям, ни переработчикам. Поэтому одним из решений этой проблемы должно стать развитие собственной торговой сети.


В настоящее время такая работа ведётся по четырём основным направлениям. Это – строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и оптово-распределительных центров сразу в четырёх районах области. Будут открыты кооперативные магазины и павильоны в четырёх крупных районах. Помимо постоянных торговых точек идёт работа по организации сельскохозяйственных ярмарок «Торговые ряды». Для этого уже обустроено 16 площадок на территории как в самом Липецке, так и в районных центрах.


Предстоит отладить и взаимодействие с крупными логистическими центрами, что обеспечит вход кооперативной продукции в сетевые компании.


Успех развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов зависит от организации регулярных поставок кооперативной продукции на основе контрактов, соглашений, договоров на определённые объёмы продукции.



– А что, на ваш взгляд, предстоит сделать, чтобы и иная форма собственности – народные предприятия – получила широкое развитие?


– К сожалению, пока практика создания народных предприятий не получила широкого распространения. Причина тому – несовершенство законодательной базы. Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» допускает единственный способ их создания – путём преобразования коммерческой организации. Не могут быть преобразованы в народные предприятия некоммерческие организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, ОАО, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.


Кроме того, к сдерживающим факторам относится недостаток информации об особенностях народного предприятия, навыков управления ими. Люди не понимают, как эти механизмы работают и какие преимущества у них появляются, если они трудятся на народном предприятии.


В Липецкой области в 2012 году была утверждена программа «Развитие народных предприятий на 2012–2014 годы». Она предусматривает предоставление субсидии из областного бюджета на этапе их преобразования – на организационные расходы, приобретение основных средств – в размере 30 процентов фактических затрат. В 2013 году меры поддержки были распространены на закрытые акционерные общества с численностью работающих от 20 до 50 человек, соответствующие критериям народных предприятий, когда их коллективам должно принадлежать 75 процентов акций. С 2014 года меры господдержки расширены.


Многие скептически относились к идее поддержки процесса их создания, сомневались в том, что программа заработает. Но результат очевиден. За полтора года в области уже официально зарегистрированы семь народных предприятий и одно закрытое акционерное общество, соответствующее его критериям. Опыт их работы ещё не велик, но главный результат налицо – работники почувствовали себя не только хозяевами, но и ответственными за принятие решений. Недаром на автобусах первого в области такого предприятия «Экспресс-Липецк» девиз: «Кто, если не мы?»


Однако, чтобы коллективные формы хозяйствования стали мощным стимулом развития экономики, требуется совершенствование механизмов государственного регулирования и усиление мер поддержки на всех уровнях власти. Остро необходима федеральная государственная программа развития коллективных форм хозяйствования – народных предприятий и кооперативов.


Источник – ИТАР-ТАСС

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +16C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх