lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 сентября 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Общество 

Мужское воспитание

03.09.2009 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
  За две недели до первого сентября умер директор гимназии № 64 Вячеслав Александрович Котельников. Эта гимназия у всех на слуху. Там добиваются впечатляющих результатов. Чуть ли не сто процентов ее выпускников поступают в вузы. Правда, кому-то кажется, что система Котельникова слишком жесткая, иногда ее даже называют казарменной.

  Но, наверное, это несправедливо. Скорее всего, Котельников был солидарен с крупнейшим ученым,  чьи взгляды на образование я недавно уже излагала. Тимофеев-Ресовский утверждал: строгая  дисциплина в школе приучает молодого человека держать ответ за свои слова, поступки, отношения к товарищам, педагогам, наконец, к своему главному делу — учебе. Согласитесь: как раз ответственности-то и за себя, и за тех, кто рядом, детям сегодня очень недостает.

  Я бы сказала, что Котельников культивировал мужской стиль воспитания. И это большая редкость для нашей школы. Впрочем, в школе и мужчин-педагогов раз-два — и обчелся. По официальной статистике в среднем по России мужчины-учителя составляют десять процентов.  А в Липецке, кстати, даже немного меньше. Чаще всего они преподают ОБЖ, историю, литературу. Физкультуру и ту сегодня ведут преимущественно женщины. Я не умаляю роли «слабого пола» в образовательном процессе. Но вдумаемся, какая складывается ситуация. Мальчик с детского сада и до выпускного класса находится в окружении и под влиянием в основном женщин. Конечно,  тут  свои плюсы. Учительница мягче, может быть, заботливее, а в какие-то моменты ее легче разжалобить. Но все это хорошо на уровне начальной школы, когда ребенку в непривычной обстановке так не хватает мамы. Ну а дальше?

  А дальше получается, что подросток просто не видит перед собой примера, как должен вести себя мужчина. Если же учесть, сколько у нас сейчас неполных семей, то обнаружится, что «мужскую модель» поведения он наблюдает только во дворе, на улице, возле пивных ларьков. И в большинстве случаев это отнюдь не та «модель», которая достойна воспроизведения. А дома — мама, она старается максимально компенсировать отсутствие отца сверх опекой и заботой. В школе — те же учительницы, уставшие от своих домашних проблем и дел. А потом мы удивляемся: и отчего это мальчики вырастают изнеженными и инфантильными, не способными самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность?  Что касается девочек, то и для них тоже важно понять, что такое настоящая мужественность, мужское благородство, сила, если угодно, рыцарский дух.

  В обществе издавна укоренилось представление: учительство  — занятие женское. И в педагогические вузы поступают преимущественно девушки. При этом, заметьте, только пять процентов после окончания вуза идут в школу. Сколько среди этих пяти процентов может быть мужчин? То-то и оно… 

  Между тем до революции в тех же гимназиях или реальных училищах преподавали в основном представители сильного пола. Если мы станем вспоминать выдающихся педагогов, то назовем, опять же, исключительно мужские имена. Понятно, что после Первой Мировой и Гражданской войн, унесших пятнадцать миллионов жизней, в стране возник трагический дефицит мужчин. На кого могло опереться советское правительство, призвавшее к полной ликвидации безграмотности? Правильно,  на женщин. Они и шли учительствовать в сельские школы. Так и пошло дальше. Ну а с переходом к рыночным отношениям добавился еще и экономический фактор. Чем прикажете завлекать мужчин в педагогику, в школу, если на учительскую зарплату невозможно содержать семью?

  Безусловно, в этой «перекошенной» ситуации встречаются замечательные исключения. О Котельникове я уже сказала. Есть и другие прекрасные педагоги. Не могу не привести, допустим, слова учителя обществоведения липецкой школы-лицея № 44 Вадима Панова:

  — Я почти четверть века в школе. И не было дня, чтобы я пожалел о своем выборе. Я же не просто преподаю свой предмет, я помогаю, если хотите, будущей социализации подростков. Всегда был уверен: мужчины необходимы в российской школе. Только не надо завлекать их туда отсрочками от армии. Какому патриотизму, какой мужественности сможет научить подростка педагог, что пришел в класс с единственной целью — «откосить» от армейской службы? Не думаю, что и простое увеличение  зарплаты поможет радикально решить проблему. Нужен комплексный подход. Изначально надо поднять престиж профессии школьного учителя, а российские СМИ пока никаким образом в этом не участвуют. Хотя, скажем, в странах Скандинавии СМИ целенаправленно работают именно в этом направлении. Надеюсь, со временем наше общество обязательно к этому придет. Не помню, чье это высказывание, но очень люблю его: государство, которое экономит на образовании и культуре, разоряется на тюрьмах.

  Я попробовала вспомнить телепередачи, где бы фигурировали учителя-мужчины. И тихо ужаснулась: да это же происходит исключительно в криминальных программах и связано с... педофилией! Мало того, что профессия непрестижная, так еще стараются и навесить ярлык, посеять недоверие у родителей, взять под тотальное подозрение всех мужчин в школе. Такие сюжеты идут не только на НТВ, но и на первом общероссийском канале, хотя бы в передачах Малахова. 

  Пора бы, наконец, понять: пока мальчиков  продолжают учить и воспитывать только  женщины, служба в армии будет для подростков «страшилкой». Потому что она не закалит характер будущего мужчины, а сломает его, ибо он ни физически, ни душевно к ней не готов. Да и женщины должны будут слишком многое, непосильное для них, неженское, брать на себя. А что делать? Как-то надо компенсировать отсутствие настоящих мужчин.
Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 16 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Синдром голубого экрана

Ирина Толмачева, врач-офтальмолог областной больницы № 2, главный детский офтальмолог управления здравоохранения Липецкой области
// Здоровье

Встаньте прямо, руки шире!

Надежда Щербатых, методист по лечебной физической культуре липецкого областного врачебно-физкультурного диспансера
// Здоровье

Не бойтесь сделать тест

Андрей Филатов, главный врач областного центра по профилактике и борьбе с ВИЧ и инфекционными заболеваниями
// Здоровье

Ешь, пей да меру разумей

Ольга Пучнина, главный внештатный детский гастроэнтеролог управления здравоохранения Липецкой области
// Здоровье
Даты
Популярные темы 



  Вверх