lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 апреля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Стальная душа

17.04.2014 "Липецкая газета". Нина Вострикова
// Экономика
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Имя жителя села Лавы Елецкого района Джанполада Гасанова, а проще — Булата, в переводе с азербайджанского языка звучит как «стальная душа». Возможно, именно оно предопределило род занятий этого человека. Булат — представитель редкой, но востребованной в наши дни профессии кузнеца.



Дорога к молоту и наковальне у Булата Гасанова была непростой. Когда мальчику исполнилось 13 лет, многодетная чета Гасановых переехала из Баку в Елецкий район на родину предков по русской материнской линии. В 17 лет Булат пошел работать на зерноток. Повзрослев, научился шить обувь. Но оставил и это ремесло. Пробовал делать изделия из дерева, глины, рисовал, лепил, вышивал крестиком и даже байкерствовал. Восприимчивая творческая душа отозвалась, когда он, будучи в Ельце, случайно оказался в кузнице ельчанина Сергея Мельникова.


Смотри и повторяй


Заметив, как парень завороженно смотрит на огонь в горне, Сергей Мельников предложил пойти к нему в подручные. Немногословный учитель Булата просто сказал: «Смотри, как я делаю, и повторяй!»


— Сначала я был «отрежь, принеси» и «подбрось угольку», — рассказывает Булат Гасанов. — Но эти маленькие роли нисколько не смущали. У профессии кузнеца есть одна особенность. Когда мастер работает один, его называют «однорукий» кузнец. Но когда он спешит выполнить заказ, то вторые руки — это большая помощь.


Красота и изящество кованого металла оказались тем, что Булат искал с юных лет. Ему было интересно, как из бесформенной железяки получается изящная стальная роза или гроздь винограда. Сначала Булат смотрел, как мастер разбивает и сеет уголь до определенной фракции. Каждую операцию повторял, понимая, что мелочей в кузнечном деле нет. Ученик внимательно наблюдал, как «ведет» себя металл в печи, а потом учился точности удара молота, потому что от руки зависит и совершенство формы изделия, и почерк мастера.


Ремесло Булат освоил быстро, как будто кто-то сверху надиктовывал ему приемы непростого кузнечного дела. Вскоре он стал делать заготовки. Когда прошел период наблюдения, подручный стал работать вместе с мастером.
Так и трудились они. Иногда мастер и ученик вместе искали способ решения какой-то сложной задачи, делали эскизы и лекала. Со временем подручный кузнеца обрел необходимые навыки.


Стать мастером


А затем Сергея Мельникова пригласили в Питер на работу, и кузница обрела молодого кузнеца. Булат Гасанов стал самостоятельно выполнять индивидуальные заказы по ковке самых разнообразных изделий. Около пяти лет Булат трудился под крылом ИП, еще несколько лет — кузнецом на одном из елецких предприятий. А с этого года он ушел в «свободное плавание».


— Помню свою первую работу, — вспоминает кузнец. — Это был обыкновенный навес над дверью с эскиза, нарисованного на полу мелом. Честно говоря, я не знаю в совершенстве черчения, физики. Мне лишь знаком основной принцип устройства кузнечного горна и печи, а также свойства различных металлов при ковке. Работаю в основном со сталью. Наверное, помогает интуиция.


Булату Гасанову чередой пошли заказы — ограды, калитки, заборы, перила, кованый виноград, цветочные кусты... Все они выполнялись с авторским клеймом мастера: горн с огнем и инициалы. По словам кузнеца, спросом пользуется все, начиная от крупных предметов интерьера ручной ковки до сувениров — пепельниц-консервных банок. Можно выковать даже розу, танцующую у шеста. Главное, не бояться позволить себе, как говорит Булат, «слабое сияние творческого вымысла».


Булат Гасанов — автор памятника огурцу в селе Черкассы Елецкого района, установленного летом 2011 года. Получилась эдакая композиция: плеть с двумя огурцами, пчелой и улиткой.


Кузнец и его кузница


Булат приглашает нас в кузницу. Горячую заготовку из горна кузнец вынимает клещами, кладет ее на наковальню и молотком-ручником начинает быстро стучать по ней — ковать, придавать нужную форму. Если металл остынет, он потеряет пластичность, ковать его уже нельзя. Недаром появилась пословица: «Куй железо, пока горячо». Вот и Булат работает очень быстро. Несколько точных сильных ударов молотом по бесформенной заготовке — и вот уже жаром пылает стальная роза.


Пока кузнец удивляет нас очередным шедевром, рассматриваю кузницу. Она переделана из обычного сарая. Самым главным в кузнице считается горн — большая печь с открытым очагом, куда Булат кладет железные заготовки, чтобы они нагревались. В центре кузницы — наковальня, рабочий стол кузнеца. Гладкая верхняя поверхность его называется «лицом».


— Кроме рабочих предметов здесь ничего не должно находиться, — рассказывает кузнец.


Булат вспомнил случай, как сделал замечание заказчику, который машинально бросил в печь окурок.


— Если в горне горит что-то еще, кроме угля, — это плохая примета, —дает исчерпывающее объяснение кузнец.


Кроме клещей и молотка на рабочей стене кузницы всевозможные зубила — для отрубки концов металла, гладилки — молотки с гладким бойком для выглаживания поверхностей, чеканы, нижники и верхники и другие инструменты и приспособления для кузнечного труда. Все они ручной работы, то есть кузнец сделал их сам все тем же методом ковки. В столичных магазинах появились инструменты для кузнецов, но любой уважающий себя мастер, как считает Булат, должен сделать инструмент «под себя».


Мастер разрешает и мне поучаствовать в процессе ковки подковы. Молоток в женских руках тяжел. И все же ударяю по раскаленному до 1300 градусов полуфабрикату. Сталь приятно пружинит. Мастер поправляет мой угловатый удар. Подкова приятно теперь согревает мои руки...


Кстати


Кузнечное дело в области прошло путь от примитивных молотов-камней до громадных ковочных прессов с манипуляторами и электронно-вычислительными машинами. В современных кузнечно-прессовых цехах уже редко можно встретить кузнецов ручной ковки. Нет и молотов с водяными колесами. На помощь современным кузнецам пришли мощные паровоздушные молоты, гидравлические и механические прессы. Они куют и штампуют детали для тракторов, автомобилей, подъёмных кранов, экскаваторов. В начале 2000-х в области появились первые артели, художественные мастерские кованых изделий. Спросом пользуются разнообразные продукты художественной ковки — крылечки, ограды, скамейки, камины, мангалы, изгороди, резные балясины и др. Сегодня только в Липецке около десятка таких мастерских.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 22 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Атака принесла успех: сильнейшим стал «Газовик»

Первенство области. Второй дивизион
Геннадий Мальцев // Спорт

Пауза не в масть

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх