lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 апреля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Герои навсегда

80 лет назад было учреждено самое высокое звание в нашей стране
16.04.2014 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// Общество
Коллаж Николая Черкасова

Звание Героя Советского Союза было учреждено через три дня после того, как завершилась драматическая эпопея ледокола «Челюскин», который был зажат льдами и затонул. Его пассажиры и экипаж успели сойти на льдину и два месяца, не паникуя, не унывая, ждали помощи. На Большой земле делалось все, чтобы вызволить их из беды. И вот 13 апреля усилиями группы бесстрашных летчиков все
104 зимовщика были спасены.


Этот подвиг поразил мир. В ознаменование его в СССР и учредили звание Героя. Первыми Героями Советского Союза стали: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Так случилось, что двое из этой великолепной семерки оказались по жизни, по судьбе связаны с нашим краем.


…Итак, на льдине более ста человек. Среди них — десять женщин и два ребенка. Пробиться к ним на выручку могла только авиация. Но для этого предстояло преодолеть густые туманы, снежные бури, суровые морозы и более 2500 километров от ближайших баз, где можно собрать и оснастить самолеты. Затем нужно было найти людей среди безбрежной белой пустыни, без ориентиров совершить посадку на ограниченную ледовую площадку, которая могла в любой момент вздыбиться и разбить самолет вдребезги.


В спасении челюскинцев участвовали несколько групп. Особую роль сыграли Михаил Водопьянов, уроженец Липецка, и Николай Каманин, командир звена 1-й разведывательной эскадрильи им. В. И. Ленина, которая базировалась в Липецке с 1923 по 1929 год.


Каманин двадцатилетним лейтенантом получил направление в Липецк. Вскоре эскадрилье пришлось срочно сняться и лететь на Дальний Восток, где возник конфликт на КВЖД. Туда и пришла весть о катастрофе «Челюскина», а затем и правительственная телеграмма: направить звено лучших военлетов в состав спасательной экспедиции. Кого включить в звено — должен был решить начальник штаба эскадрильи И. П. Лаппо. В 1936 году Лаппо вернулся в Липецк заместителем начальника штаба курсов по летной подготовке. Закончил он службу в звании полковника, жил у нас в военном городке. Там его и разыскали следопыты клуба «Воздушные искатели». Мне выпала честь сотрудничать с Лаппо при подготовке документов для сооружения в Липецке Монумента авиационной славы.


— С командиром принимаем решение, — рассказывал Лаппо, — что возглавит звено Каманин. 15 февраля в 23 часа по вызову Николай прибегает в штаб. Знакомим его с обстановкой. На вопрос, кого думает взять с собой, отвечает сразу, без раздумий: Демирова и Бестанжиева. Людей своих он знал хорошо и верил им. Штурмана могли взять только одного на все звено — Матвея Петровича Шелыганова. Через два часа самолеты погрузили на платформы. Поездом доставили во Владивосток. Затем авиамеханики погрузили машины на пароход «Смоленск». Путь далек: Владивосток — Петропавловск — Олюторка…


А в это время Михаил Водопьянов в Москве после долгой осады правительственной комиссии также добивается права участвовать в спасательных работах. Он, Гладышев и Доронин грузят самолеты на платформы и отправляют в Хабаровск. Отсюда начнется их 6000-километровый перелет.


Третью группу возглавил старейший полярник Ушаков. Она должна была выехать в Марсель, затем на пароходе добраться до Нью-Йорка. Там закупить самолеты и с Аляски лететь в Ванкарем. В группу включили Маврикия Слепнева и Сигизмунда Леваневского. В Нью-Йорке оказались на десятый день и сразу — в Канаду. В поезде они узнали: полярный летчик Анатолий Ляпидевский сумел на довольно изношенной машине АНТ-4 вывезти с льдины сразу 12 человек. Он забрал всех женщин и детей. В пути, однако, вышел из строя левый мотор. Вынужденная посадка. А тут еще надломилась правая лыжа. Чинить негде и нечем. В Москве, не имея никаких сведений, опасались, что самолет пропал. Но недалеко от места посадки оказалась Яринга. Летчиков согрели, накормили, а потом на упряжках отвезли в Ванкарем. Но в американских газетах успела появиться статья «Гибель русского полярного героя Ляпидевского». Слава Богу, на самом деле он и его пассажиры были живы-здоровы.


Сложными и опасными были полеты Каманина и Водопьянова. Николая Каманина с товарищами подстерегали поломки, из-за которых к челюскинцам прилетели не все машины, отправившиеся по маршруту, страшная пурга, от которой все гудело и стонало, и другие тяжелейшие испытания. И вот наконец тысячи километров позади.


К челюскинцам Каманин летел первым. Долгие последние 80 минут полета. 46 дней пробивались к попавшим в ледяной плен людям Каманин и Молоков. На льдине 92 человека. За один рейс самолет может переправить только троих.


8-9 апреля — пурга. 10 — можно лететь. Молоков предлагает еще по одному человеку разместить в парашютных ящиках. Теперь начали переправлять по пять человек. А Молоков умудрился еще одного положить к себе на колени. И такой перегруженный самолет должен был взлететь с площадки 400х200 метров! Поднимались по диагонали. Молоков вывез 34, Каманин — 31 челюскинца.


...На Водопьянова и Доронина обрушился снежный шторм, видимости никакой. Неожиданно перед машиной выросла скала. Только мастерство асов позволило избежать гибели. Наперекор всему 11, 12, 13 апреля Водопьянов и Доронин принимали участие в спасательных работах.


А Ушаков, Леваневский, Слепнев через Канаду добрались до Аляски, где наш посол уже закупил для них два «флейстера». И сразу — в путь! Однако у Леваневского самолет получил значительные повреждения, задев крылом за скалу по причине опять-таки плохой видимости. Зато Слепнев сумел вылететь вслед за Каманиным и Молоковым в лагерь потерпевших бедствие. Но Каманин и Молоков приземлились удачно, а Слепнев врезался в торос. Машину ремонтировали сутки, а потом обнаружили перед самолетом трещины во льду. Их забивали колотым льдом, наводили мостки. 13 апреля Слепнев вывез последних зимовщиков, а также оборудование, продукты питания.


Первые Герои Советского Союза. Их дальнейшая судьба подтвердила: они были достойны этого звания. Михаил Водопьянов — покоритель Северного полюса, один из тех, кто уже в 1941-м бомбил Берлин. Николай Каманин в годы Великой ­Отечественной командовал авиационным корпусом, стал генерал-полковником, заместителем начальника Главного штаба ВВС, руководил подготовкой первых советских космонавтов. Анатолий Ляпидевский дослужился до генерал-майора, работал заместителем министра авиационной промышленности. Сигизмунд Леваневский трагически погиб при перелете через Северный полюс. Маврикий Слепнев во время войны был заместителем командира авиабригады, занимал ответственную должность в Главном штабе ВМФ. Василий Молоков неоднократно участвовал в экспедициях на Северный полюс, на войне командовал авиадивизией, после Победы стал заместителем начальника Главного уп­­равления метеослужбы СССР. Иван Доронин — пол­ковник, начальник лет­­но-испытательной стан­­ции на авиационном заводе.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +27 C°  Ночь: +11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Школа здоровья» на новый лад

Любовь Мархасина
// Здоровье

И уезжать не хочется...

Елена Панкрушина
// Образование

Стратегия успеха

Светлана Труфанова, начальник отдела долговых обязательств и государственной собственности областного управления финансов
// Экономика

«Великое переселение»: продолжение следует

Дмитрий Цибулин, ведущий консультант отдела финансирования отраслей экономики управления финансов Липецкой области
// Экономика
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх