Вт, 16 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01

В ласковых объятиях марины

Роман Хомутский | 14.04.2014

Созерцательные поэтичные картины живописца Евгения Щербаня – словно дань древней загадочной природе воды. Нева, Финский залив, гавани и пристани – манят, затягивают, волнуют. В эти дни Липецкий областной художественный музей приглашает любителей романтического пейзажа попутешествовать по акватории водного царства петербуржского художника.

Маринистическое направление в творчестве Евгения Щербаня – это зов его души. Прежде всего, автор профессионально занимается театральными проектами. К числу его безусловных успехов можно отнести работу над реконструкцией балета «Спящая красавица» в версии Мариуса Петипа или сотрудничество с Михаилом Шемякиным в постановке знаменитого «Щелкунчика». Щербань, одинаково хорошо владеющий и живописной, и графической техникой, проявил себя в монументальном искусстве, но водная тема – это нечто личное и, возможно, самое интересное в его многообразном творчестве.

Склонность к жанру марины проявилась совершенно неожиданным образом. Евгений живёт в Санкт-Петербурге – городе на воде. Как-то раз, отправившись прогуляться с этюдником на пленэр, художник забрёл в порт. Там его взору открылось удивительное, возбуждающее зрелище: к пристани один за другим причаливали корабли из разных стран. Рука сама потянулась к кисти. Не зная ни устройства судна, ни названия снастей, ни тонкостей маринизма, неожиданно Щербань открыл для себя целую вселенную. И картина удалась! Дальше – больше. Евгений серьёзно заинтересовался маринизмом. Вода заняла серьёзное место в его творческих исканиях... Прошло время, и Евгений становится членом правления Российской ассоциации художников-маринистов.

Марина, морской пейзаж, – жанр, история которого исчисляется уже несколькими веками. Хотя, что уж там, – тысячелетиями. Ещё люди неолита высекали изображения лодки с вёслами и плывущих в ней человечков. Но как самостоятельный вид пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии. Как раз тогда на картинах начали изображать эпические батальные сцены на море. Это выглядело настолько эффектно, что жанр немедленно снискал любовь и зрителей, и художников. Позже – в XVIII – начале XIX века приходит понимание красоты воды самой по себе.

Один из наиболее почитаемых мастеров – Иван Айвазовский, написавший около шести тысяч картин на морскую тему. Пытливое око отметит: от страстной водной феерии Айвазовского манера Евгения Щербаня унаследовала многое. Впрочем, явно не чужды его вкусу философия таких столпов прошлого, как Алексей Боголюбов, Исаак Левитан, Константин Коровин. Говоря о своеобразии творческого метода Евгения Щербаня, будет уместным процитировать английских арт-критиков, которые метко назвали индивидуальный стиль художника «поэтическим реализмом». Реализм – как принцип, а поэтическое начало – способ передачи. Наверное, как раз здесь проявляется тяга Евгения к импрессионизму, ведь, работая на пленэре, необходимо рисовать очень быстро, иначе фактура ускользнёт – исчезнет именно то облачко, отражающееся в водной глади, или рябь внезапно превратится в волну.

– Нам хотелось, чтобы пришедший к нам мальчишка почувствовал себя немножечко гардемарином, – делится директор музея Павел Матвиец, указывая на расположившиеся подле живописных полотен модели парусных кораблей. – Между прочим, эти суда «при­шли» к нам из Лев-Толстовского района, прямиком с «верфей» замглавы районной администрации Дмитрия Владимировича Маторина. Он собирает модели сам, а нашей экспозиции они добавили трёхмерности. Прикоснуться к детской романтической мечте – вот зачем мы приглашаем сюда наших зрителей. Добро пожаловать!

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова

«Благовещенская набережная. «Седов»

«Благовещенская набережная. «Седов»

Это судно «пришло» из Лев-Толстовского района, прямиком с «верфей» замглавы районной администрации Дмитрия Владимировича Маторина

Это судно «пришло» из Лев-Толстовского района, прямиком с «верфей» замглавы районной администрации Дмитрия Владимировича Маторина

«Регата в Петербурге»

«Регата в Петербурге»

«Морозное утро»

«Морозное утро»

«Туман»

«Туман»

Фото Павла Острякова «Благовещенская набережная. «Седов» Это судно «пришло» из Лев-Толстовского района, прямиком с «верфей» замглавы районной администрации Дмитрия Владимировича Маторина «Регата в Петербурге» «Морозное утро» «Туман»
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных