lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 марта 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Вера Иванищева: «Педагогика нужна не только учителю»

27.03.2014 "Липецкая газета".
// Образование
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги Беляковой

Когда несколько лет назад в стране зашла речь о несоответствии количества вузов и качества высшего образования, неожиданно была озвучена «оригинальная» мысль: дескать, а зачем нам вообще нужны педагогические вузы? Любой выпускник математического или химико-биологического факультета классического университета при необходимости сможет пойти работать учителем в школу. Что там педагогика, что там подростковая психология? Раз ты математик или физик с дипломом — значит, и детей учить сумеешь. К счастью, идея эта оказалась слишком «новаторской», а потому в жизнь воплощена не была.


Как известно, желающих учительствовать сегодня немного, особенно среди молодых. И поэтому вдвойне обидно, что по каким-то причинам двадцать четвертый педагогический лицей стал просто общеобразовательной школой. Профильные педагогические классы, организованные и выпестованные выдающимся российским педагогом Сталем Анатольевичем Шмаковым, были настоящей «кузницей» не только абитуриентов для липецкого педагогического института, но и будущих школьных учителей. Правда, названия и статус могут меняться сколько угодно, а вот дух учебного учреждения при этом можно попытаться сохранить. О важности преемственности школьных традиций корреспонденту «ЛГ» рассказала директор двадцать четвертой липецкой школы Вера Иванищева:

- У нас на первом этаже большой такой проход, в одном конце которого — портрет Сталя Анатольевича Шмакова, а в другом — замечательного педагога Михаила Борисовича Раковского. И вот если утром, когда еще никого нет, постоишь в этом проходе, напитаешься энергетикой этих выдающихся людей, то день непременно хорошо пройдет. Ведь как говорил Сталь Анатольевич? «Школа — это образ жизни, а не просто работа». А Михаил Борисович учил смотреть на мир глазами ребенка. И если следовать этим заветам, то школа станет для детей вторым домом.


Учитель ни в коем случае не должен быть злопамятным, ведь не бывают злопамятными родители. Если сегодня ребенок совершил какой-то проступок, он должен получить то, что заслужил. Но ведь завтра он может написать замечательное сочинение, сделать что-то полезное для класса, для школы. Ну, значит, завтра — медаль на грудь. У ребенка должно быть ощущение справедливости и объективности того, как его оценивают. А главное — ощущение безусловной любви к нему.


С появлением термина «образовательные услуги» воспитательная работа в школах стала уходить на второй и третий план. А чему удивляться, если учителей оценивают по результатам ЕГЭ и общей успеваемости учеников. И это в корне противоречит той школе, которую создавали Шмаков и Раковский. Ведь что было главным в их педагогической системе? Детям в школе должно быть интересно и учиться, и проводить свободное время. Увы, многие традиции уже утрачены, но кто сказал, что сегодня их нельзя возродить?


Вот так мы возродили Педагогические чтения, которые когда-то организовывал Сталь Анатольевич. Знаете, сколько людей с удовольствием откликнулись и пришли? Те, кто рядом с ним работал, кто у него учился. Им хочется поделиться той атмосферой с сегодняшними учителями и ребятами. А на первом родительском собрании знаете, какой вопрос мне задали из зала? — «А Снежные Республики у нас будут?» Значит, это родители, которые сами учились в нашей школе и еще застали Шмакова, ходили в походы с Раковским. И вопрос они формулируют не «у наших детей», а «у нас». Представляете, какой след оставили в их жизни школьные годы?


Но начинаться все должно с самоуправления, которое мы сейчас восстанавливаем. Ведь при Шмакове именно ученики разрабатывали проекты и «Снежных Республик», и летнего отдыха, и каких-то мероприятий. Причем в этом принимали участие абсолютно все, для всех находилось важное дело! Вроде бы речь о досуге, а на самом деле дети сызмальства привыкали к тому, что они сами отвечают за свою жизнь, что они сами делают ее яркой и интересной. Понятно, что учителя что-то подсказывали, предлагали, чем-то помогали. Но большую часть решений дети принимали сами.


Понятно, что с тех пор многое изменилось. Например, «Снежные Республики» организовывались в лагере «Прометей», и по стоимости это было для родителей совершенно реально. Сегодня я сомневаюсь, что сумму в восемнадцать тысяч многие потянут. Ну, не беда, просто надо придумывать что-то, что было бы приемлемо. Ту же «Снежную Республику» на зимних каникулах можно ведь организовать и при школе, главное — это то, чем мы наполним эти дни, сумеем ли сделать так, чтобы они запомнились детям на всю жизнь.


Очень трудно сегодня представить, как можно возродить то туристическое братство, которое существовало при Михаиле Борисовиче Раковском. Его вдова принесла нам недавно для музея записки, которые Раковский с ребятами забирали на покоренных горных перевалах: предыдущие брали для отчетности, свои оставляли. Он ведь столько уголков страны детям показал! Опять же, с финансовой точки зрения такую географию охватить нынче вряд ли возможно. Но мы хотим начать с малого — с походов выходного дня. Есть и учителя, и родители, которые с радостью подключатся. Кстати, педагоги говорят, что им ничего не надо доплачивать за такую работу, потому что для них это — радость. Нужно придумать игры, нужно сочинить вместе с ребятами захватывающие сценарии таких выездов, короче, создать атмосферу. Ну а потом уже можно подумать и о более длительных походах с ночевками, можно разработать пешеходные маршруты по области. Я думаю, нам помогут и краеведы, и туристические секции. В таких походах дети не просто сплотятся, они поймут, что такое отвечать не только за себя, но и за товарищей по команде, а это очень важно для становления личности.


В этом году мы возрождаем праздник, организованный Сталем Анатольевичем, — День пятиклассника, который всегда проходил в мае. Переход четвероклашек в пятый класс психологически довольно сложен. Представьте, то у них четыре года была одна мамочка, а то вдруг стало восемь, да еще и по разным кабинетам надо ходить. Этот праздник был задуман очень мудро — познакомить заранее детей с их будущими учителями, с будущим классным руководителем. В этот день уроки у них ведут и учитель начальной школы, и учителя-предметники. Все уроки открытые, мы обязательно пригласим на них родителей, постараемся создать настоящую праздничную атмосферу. И тогда после летних каникул у детишек не будет никакого стресса.


Еще один праздник, создателем которого был Раковский, так и назывался: «Моя будущая профессия — учитель». Причем участвовала в этом празднике вся школа, начиная с восьмого класса, и независимо от того, кто и какую специальность себе выбрал. Каждый должен был подумать о профессии учителя и найти в ней самое важное, самое интересное, самое благородное. Кто-то писал сочинение, кто-то выступал с докладом, кто-то даже сочинял стихи. Мы считаем, что сегодня такие праздники просто необходимы для того, чтобы вернуть в общество понимание истинного значения и назначения школы и учителя. Потому что дети ведь очень искренние, они проникаются этой профессией и начинают ощущать ее лично своей, любимой. И неважно, кем они потом станут, но уважение к учителям они непременно сохранят, да и педагогика Шмакова им, будущим родителям, очень пригодится. Такой праздник мы обязательно проведем в апреле и сделаем его ежегодным.


Нас всех объединяет школьный музей Шмакова и Раковского, в котором мы собираем все, что касается жизни этих двух мощнейших фигур педагогики. Сейчас мы с ребятами будем писать письма во все города, где работали Сталь Анатольевич и Михаил Борисович. Могут откликнуться те, кто знал их, работал с ними или у них учился. И у каждого из этих людей будут свои воспоминания, которые, как недостающие фрагменты мозаики, помогут сложить наиболее полное и яркое представление о всей педагогической системе. Для наших ребят Шмаков и Раковский — это символы учителей. А для педагогов — это та высочайшая планка, к которой надо тянуться.


Часто слышишь: «Как можно воспитать ребенка нравственным, если за окном он видит совсем другое?» А я вам скажу: только на идеалах. Причем это должны быть конкретные люди со своей судьбой. И когда дети проникаются жизнью этих людей, когда они видят их конкретные поступки в конкретных ситуациях и обстоятельствах, это становится уже частью детского сознания. Даже ребенка из очень неблагополучной семьи можно таким образом вытащить, и в моей практике были такие случаи. Ребенок сопоставляет то, что он видит дома, и то, что он видит в школе. И делает свой осознанный выбор. И пусть такие случаи единичны, но это уже победа, потому что у этих ребят потом будут свои семьи и свои дети. Педагогика нужна ведь не только учителю.


Записала Елена Бредис.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Чтоб он исчез, лишний вес!

Анжелика Юдина, врач-эндокринолог Липецкой областной клинической больницы // Здоровье



  Вверх