lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 марта 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

"Киев – русский город, оплот государственности Руси" (фото)

10.03.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура

В дни, когда основная тема теленовостей – ситуация вокруг Украины, в Липецком областном выставочном зале открылась выставка живописных работ художника, родившегося и выросшего под Киевом

ФОТО


Василий Куракса – живописец с твёрдой жизненной и творческой позицией. Большая экспозиция полотен Василия и его супруги Натальи Куракса посвящена провинциальным русским городам с их неповторимой архитектурой и пейзажем. Авторы придерживаются темы, созвучной сюжетно-изобразительной канве школы традиционного русского реализма. Кто-то может скептически вздохнуть: сколько же можно переиначивать да стилизовать Васнецова с Суриковым?! Тем не менее выбор художники делают решительный и осознанный. Более того – подкреплённый чёткими общественно-политическими ориентирами, основанными на уважении к русской истории и культуре.


Открытие выставки в Липецке посетил один из двух авторов – глава московской творческой четы Василий Куракса. Он привёз липчанам около ста полотен – срез активной живописной страды последних лет. На картинах – сплошь родные и близкие сердцу и глазу поклонника русского реализма сюжеты: времена года, бескрайние поля, шорох тщательно выписанной листвы и заливистое пение лесных птах. Сразу напрашивается вопрос: ну почему же столь упорны реалисты в проповедовании этого безошибочно узнаваемого семантического ряда?


– Я с самого начала вошёл в состав Союза русских художников, – делится с «Итогами недели» Василий Куракса. – Помимо того состою в Союзе художников России, числюсь в Московском союзе художников. Однако именно Союз русских художников в настоящий момент представляется мне, в отличие от прочих организаций, истинным хранителем традиций отечественной живописи. Громадная честь – выставляться вместе с мастерами-реалистами, которые образуют костяк СРХ (со многими из них Липецк уже успел познакомиться за прошедшие несколько лет). Вместе мы гордо несём знамя русских классиков реализма, чтим и превозносим имена современных представителей этого направления, например братьев Ткачёвых. В их мастерской живописи при Российской академии художеств мне довелось учиться, приобщиться к великому таланту, к высокому духовному идеалу их творчества. Ездил на академическую дачу, набирался знаний у Анатолия Левитина, Валентина Сидорова – одним словом, соприкоснулся с ядром советской школы живописи. Слава Богу, эти университеты действительно пригодились, такой опыт сильно помогает.


– Имена, которые вы упомянули, безусловно, значимы для художественного пространства страны. Эти авторы – продолжатели славной традиции, заложенной старыми грандами. Но всё же, в чём вы видите развитие, свой вклад? Не убеждён, что многократное воспроизведение узнаваемых сюжетов – берёзок, полей, лесов да храмовых «луковок» – и работа в канонических рамках имеет право претендовать на истинную преемственность, – в этом частенько упрекают тружеников вашего цеха.


– Тяжело говорить о подвижничестве, нам бы не утратить накопленное предшествующими поколениями… Ведь из художников моего поколения реализм старой школы мало кто по-настоящему поддерживает. Впрочем, для большинства очевидно: зрителям не запретишь любить то, что им нравится. А российской аудитории мотивы классического реалистического искусства однозначно близки. Хотя, судя по выставкам, самым популярным трендом наше направление при всём желании не провозгласишь. Лично мой вклад в сохранение и развитие – сами картины. Не просто этюды, не просто настроение – именно крупные полотна. Я получил счастливую возможность поучиться в единственной мастерской пейзажа, основанной когда-то самим Алексеем Саврасовым в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Подчёркиваю: написание картины – тяжёлый, сложный, требующий специальных навыков и умений процесс. Мало кто среди многочисленной художественной братии по-настоящему профессионально и безукоризненно, следуя канонам, занимается пейзажем. Здесь на выставке – несколько основательных, объёмных полотен, которым я посвятил изрядно времени и труда. Сбор материала, наблюдение, корректировка, улучшение, соединение в так называемое «пятно» – всё то, чему обучают пейзажиста, воплощается на холсте. Таким образом, мы следуем определённой методике и культивируем традиции. Конечно, каждый мотив требует выбора надлежащего формата. Обращаю ваше внимание: в Третьяковке – преимущественно масштабные произведения. И неспроста: по-иному просто не показать, не передать воздух, настроение, величие.



– Любопытно. Мы рассуждаем о классическом русском пейзаже, и в экспозиции действительно превалирует настоящий жанр. Неожиданно в избранном контексте обнаружить несколько стендов, посвящённых городским ландшафтам: современный Санкт-Петербург, «туристические» виды Италии. Как объяснить столь крутой, с позволения сказать, драматургический поворот?


– Городской пейзаж по памятным местам Санкт-Петербурга и Италии – наши с супругой Натальей наблюдения. Когда мы приезжаем куда-либо, то не просто ходим, а напитываемся впечатлениями. И если что-то нравится, немедленно пишем этюд. Иной путешественник достанет камеру, щёлкнет затвором и сделает моментальную фотографию. Мы же поступим сообразно нашему статусу художников. Вернувшись домой, мы перебираем материал и отсортировываем наиболее яркие вещи, обращаясь к собственным ощущениям, воспоминаниям. Вообще же центральная тема моих творческих изысканий – старые русские города. Я сам определил для себя этот пласт, но на его разработку не хватит и целой жизни. В прошлом году мы посетили Муром, Гороховец, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, где приобрели неисчерпаемый запас вдохновения. Есть сюжеты, повествующие о поездке на Север, – Кольский полуостров. На выставку попали этюды и по Владимиру, и по Суздали… Большие картины родятся позже: наблюдения, о которых я упомянул ранее, пока продолжаются. Причём я принципиально не экспонирую этюды, на основе которых впоследствии планирую сделать крупную работу. Выходит, можно считать представленные этюды свое­образной добавкой к монументальным вещам. Необходимо вновь и вновь посещать город, чтобы получилось стоящее полотно. Допустим, Ростов Великий исписан многими поколениями художников вдоль и поперёк. При всём том больших картин с определённой точки, которую удалось заприметить мне, вы не найдёте ни у кого другого. Признаюсь, поиски той самой точки – дело сложное: нравится городок, но ничего нового в его изобразительную историю внести зачастую уже не представляется возможным. Не быть похожим на других, суметь передать свои глубинные эмоции – важно, не правда ли? А иногда, напротив, достаточно просто поделиться захлёстывающим тебя ощущением первозданной красоты, и тогда получается речушка, рощица, пробуждение весенней природы в карельской деревушке… Наверное, надо просто быть неравнодушным ко всему, что нас окружает. Тем не менее мы стараемся не отдаляться от избранной тематики – это очень важно, иначе можно запутаться.



– Василий, не могу не поднять несколько щекотливую, но волнующую меня проблему. Вы родились и выросли в Украине, под Киевом. Возможно, в свете происходящих сейчас на вашей родине событий вы сознательно (или неосознанно) смещаете акцент в беседе на старинные русские города. Но в них мы зачастую наблюдаем как раз не слишком живописное зрелище: упадок, забвение, развал. В то время как Киев, напротив, город хоть и древний, но притом современный, благоустроенный, прогрессивный, органично сочетающий в своей архитектуре элементы разных эпох. К сожалению, в настоящий момент все вышеперечисленные эпитеты мы имеем право употреблять в отношении украинской столицы лишь с некоторой оговоркой


– Вопрос мне понятен. Что ж, в таком случае выскажу своё искреннее мнение, в котором меня вряд ли кто-либо способен разубедить. Киев – столица Древней Руси. Когда-то он был центром Государства Российского. Но Русь на Киеве не заканчивалась. Образ старых русских городов сохранился повсеместно – уничтожить их, полностью изменить за прошедшее столетие не вышло. Холмы, реки, храмовые комплексы, неизменно красивый центр – всё сохранилось в благородном облике старых городов. То же самое и в Киеве, сердце которого – Киево-Печерская лавра, один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Страна состояла из княжеств: Псковского, Новгородского, Киевского… Единый народ, единые культура, искусство, вера. Таким образом, исторически Киев – русский город, испокон веку – оплот государственности Руси. Категорически неправильно расчленять наши необъятные просторы в ментальном пространстве: это – Россия, а это – Украина. Святая Русь – неделима. Да, всё течёт, всё изменяется, происходит обновление и застройка, преображение городских ландшафтов. Свою задачу как художник я вижу в том, чтобы сберечь на холстах исторические лики родных моему сердцу мест, пока мы их окончательно не утратили. Киев стоит у меня в планах именно как русский город, и плевать на политику. Нельзя вдруг взять и поставить рамки и ограничения, которых наш народ никогда не знал. Верю: никаким националистам это не под силу.



– Раз уж мы затронули столь животрепещущую и деликатную тему, как вы считаете: сумеют ли культура и искусство выступить в качестве консолидирующих факторов? Отсутствие понимания и даже отрицание общности корней – то, что вводит людей в заблуждение. Во многом сегодняшние противоречия между двумя братскими державами – результат мракобесного бескультурья, невежества, итог лицемерной профанации и подмены ценностей, последствие дестабилизирующей антигуманистической пропаганды, отвергающей общий для России и Украины историко-культурный бэкграунд.


– Остаётся уповать лишь на то, что есть ещё люди с незамутнённым сознанием. Принимающие, знающие и любящие богатейшее наследие нашей культуры. Но беда в том, что внимание почему-то уделяется преимущественно актёрам, музыкантам, писателям. Про художников же – ни слова, будто их вообще не существует. Популярный художник – словосочетание, звучащее как нонсенс. Единственный канал, где можно что-то услышать, – «Культура». Но на национальном уровне – тишина. Предположим, уходит из жизни знаменитый живописец – разве где-то об этом объявляют? Кто узнает, кроме сугубо специфической публики? Не стало Юрия Кугача, Гелия Коржева, Михаила Абакумова – тихо, никакой огласки. Потому что художник – не эстрадная или телезвезда. А ведь это мастера, которые писали портреты первых лиц. Печально. Мне, безусловно, хотелось бы видеть своих коллег в качестве послов мира и солидарности. Но, выходит, мы работаем на историю, на будущее. Обнадёживает лишь то, что искусство вечно и наши труды не должны кануть в небытие. Они займут своё место в летописи и будут свидетельствовать о нашей эпохе. Призываю власть предержащих опомниться, обратить свой взор на русское искусство. Искусство воспитывает, и, не оказывая ему поддержки, на выходе мы рискуем получить поколение, безразличное к прекрасному, отвергающее приоритет моральных и духовных постулатов. Да, необразованным стадом легче манипулировать. Но последствия могут быть необратимы. Моду сегодня диктует Запад. И, получается, кроме Кандинского, Малевича и Шагала в России никого больше не существует. А как же Репин, Левитан, Суриков? Кто стоит у руля культурной политики, какими мотивами они ведомы, насаждая искусство лишь определённой категории? Такое ощущение, что диктуется заказ по пропаганде неких чуждых культурных ценностей. Убеждён: необходимо поддерживать и развивать то, чем наша земля всегда гордилась. А именно – традиционную реалистическую школу живописи. Выживаем мы пока только за счёт собственного энтузиазма и интереса к нам простых людей.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +27 C°  Ночь: +11C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Школа здоровья» на новый лад

Любовь Мархасина
// Здоровье

И уезжать не хочется...

Елена Панкрушина
// Образование

Стратегия успеха

Светлана Труфанова, начальник отдела долговых обязательств и государственной собственности областного управления финансов
// Экономика

«Великое переселение»: продолжение следует

Дмитрий Цибулин, ведущий консультант отдела финансирования отраслей экономики управления финансов Липецкой области
// Экономика
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх