lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 февраля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

У глины капризный характер

15.02.2014 "Липецкая газета". Елена Панкрушина
// Общество
Фото Анатолия Евстропова
Фото Анатолия Евстропова

Липецкий край богат запасами глины, качество которой ценят профессионалы. Она более пластична, при сушке не трескается, довольно тугоплавкая и легко «вытягивается» на гончарном круге. Жаль только, что мастеров, владеющих гончарным ремеслом, в регионе можно по пальцам пересчитать. Десять лет назад, когда предприниматель Леонид Данилов загорелся попробовать сделать что-то из глины своими руками, оказалось, что ни одного гончарного круга в Липецке нет.


Но разве это препятствие, когда есть желание, умелые руки, смекалка и техническое образование? Леонид Леонидович прочел в книгах, как устроен такой станок, и взялся за дело.


— Говоря честно, занятие это нехитрое, — уверяет он. — Чтобы собрать гончарный круг, достаточно школьных знаний. Правда, с первым пришлось повозиться. Я же в буквальном смысле «изобретал велосипед» из подручных материалов и, разумеется, поначалу допустил несколько неточностей и ошибок.


Потом он сам устроил себе мастерскую, соорудил печи для обжига. Дело пошло. Хотя этим термином принято называть бизнес, приносящий доход. Для Данилова же гончарство было хобби. Он штудировал литературу о том, где и как собирать глину, как строить печи, какой бывает глиняная посуда, изучал методики ее изготовления.


— Поначалу не было случая, чтобы в печи во время обжига что-то не лопнуло, — говорит Данилов. — Нередко изделия портились и из-за неправильно подобранной температуры.


Если собрать печь не так сложно, то вот обжечь горшок — сложная наука. Для одних сортов глины требуется жар свыше тысячи градусов, другим достаточно и семисот. При слишком большой температуре изделие может расплавиться, при низкой — оно не обретет достаточную герметичность. Это не говоря уже о чернении, дымлении, глазировании в печи и прочих особых способах обработки. Одни придают посуде особые свойства, другие используются для декорирования. Кстати, даже опытный гончар не может с полной уверенностью сказать, какого цвета окажется глиняное изделие после обжига. Бывает, что красная глина темнеет, а серая — обретает персиковый оттенок.


— Глиняная посуда к тому же очень полезна, — считает Леонид Леонидович. — Она жаропрочна и, главное, не содержит никаких вредных примесей. И для сохранения свежести продуктов она подходит лучше всего.


Наши предки знали, что в глиняном сосуде, не покрытом эмалью, вода даже в жаркий полдень остается прохладной. Более того, в такой посуде она способна восстановить разрушенную структуру. Если в глиняный кувшин налить, например, воду из крана, прошедшую по всем нашим трубам и коммуникациям, то уже через какое-то время она станет почти родниковой.


Но это касается только посуды, сделанной руками человека на гончарном круге. Ведь для нее используется только чистая природная глина. В магазинах такую кухонную утварь не купишь, там товары, изготовленные промышленным способом, а именно — отливанием в формах. Для этого используется сырье, состоящее в основном из глины, но в нем также хватает всевозможных примесей.


Но истинные ценители и знатоки никогда не предпочтут литой кувшин сделанному на гончарном круге, даже если он будет намного дешевле. Потому-то и у Леонида Данилова со временем образовался свой круг заказчиков. Среди них в том числе любители исторической реконструкции и ремесел. Творения Данилова можно увидеть, например, на военно-историческом фестивале «Русборг» или в восстановленной старинной части Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря, что в Лебедянском районе. Для этой церкви Леонид Леонидович изготовил пятнадцать сосудов для акустики купола.


— Со стороны может показаться, что работа на гончарном круге легка и даже успокаивает, — рассуждает мастер. — Скажу вам так: чтобы что-то получилось, нужно много и упорно трудиться, оттачивать мастерство. Малейшее неверное движение — и вся поделка опадет или будет смята. Согласитесь, разве может такое не расстроить ремесленника? Поэтому начинающим гончарам необходимо запастись крепкими нервами и терпением.


Леонид Данилов сейчас не только работает в своей мастерской на Левом берегу областного центра, но и преподает гончарство всем желающим в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства. Здесь в его распоряжении импортное оборудование: гончарные круги и печи. Среди его учеников в основном люди взрослые. Молодежи, и уж тем более детям и подросткам, освоить это занятие не хватает усидчивости. Это у Леонида Леонидовича на один кувшин уходит минут десять — пятнадцать. Новичкам придется потратить в разы больше времени. А потом еще сушка и обжиг (а это не меньше суток). И не дай бог в глине окажется маленький пузырек воздуха или песчинка. Это может разорвать изделие в печи. И тогда все начинать сначала: разжижать глину, отстаивать ее, чтобы весь сор осел, ждать, когда она снова загустеет. Потом садиться за круг и ваять…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх