lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
13 февраля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

История по стандарту

13.02.2014 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Образование
Фото Ольги Беляковой

Ордынское иго вместо татаро-монгольского, государственный консерватизм Николая I, Великие реформы 1860-1870-х годов и Великая российская революция 1917-го — одна вместо двух, Февральской и Октябрьской. Этот обновленный взгляд на события прошлого нашего Отечества закреплен теперь в историко-культурном стандарте, который входит в концепцию нового учебно-методического комплекса по истории.


В широких кругах этот документ известен как концепция единого учебника истории. Впервые мысль о его создании высказал в феврале прошлого года Президент России Владимир Путин. А уже 30 октября концепцию, после широкого общественного обсуждения, утвердили на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Дальнейшее движение в данном направлении не так давно, 16 января, обсуждалось на встрече Президента России с ее разработчиками. «Объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине» — вот что, по мнению Владимира Путина, должно лежать в основе преподавания истории в школе. При этом он подчеркнул: официозного, казенного единомыслия в новом учебнике быть не должно, но избавиться от «идеологического мусора» необходимо.


Итак, фундамент заложен. Как оценивают его качество сами школьные учителя, каким, по их мнению, должен быть выстроенный на его основе дом, то есть историческое образование? Чтобы это выяснить, мы попросили прокомментировать отдельные положения концепции учителя средней школы № 33 Липецка, кандидата исторических наук Галину Лаухину.


Трудные вопросы


«Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей — объективные сложности в преподавании».


Список в целом удивления не вызывает — это действительно то, что давно служит предметом для споров. Даже «объединение» Февральских и Октябрьских событий
1917-го в один процесс не ново: такой подход встречался в среде специалистов и раньше. И то, что из двадцати «трудных вопросов» двенадцать относятся к двадцатому веку, вполне логично. Наша страна в этот период как минимум дважды меняла курс своего развития, для очень многих людей события прошлого века окрашены сугубо личным восприятием. Это, как и небывалое количество информации, пока мешает нам увидеть какие-то общие тенденции, сделать объективные выводы. Как известно, большое видится на расстоянии, а мы едва отошли в сторону.


Но вот, например, переименование татаро-монгольского ига в ордынское кажется мне, мягко говоря, странным. В концепции вообще предлагаются весьма толерантные формулировки, которые, на мой взгляд, лишь уводят в сторону от понимания сути явлений. Например: «Система зависимости русских земель от ордынских ханов». Звучит изысканно, но иго, как его ни назови, игом и остается. Если увлекаться политкорректностью, то тогда можно, наверное, умолчать и о роли Франции в войне 1812 года или Германии в Великой Отечественной. А как быть с походом Ивана IV на Казань? Это же было, и никакими формулировками сути этих событий не изменить.


УМК и Интернет


«Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, … но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет».


Как сформировать единое образовательное пространство в условиях безграничной информационной среды, я не знаю. И не считаю это нужным: зачем какие-то рамки? Пусть ребенок обращается к разным источникам, а думающий учитель обязательно обсудит с ним то, что он там найдет. Но какой-то интернет-ресурс в рамках концепции попытаться создать можно.


В целом единый учебно-методический комплекс (УМК), наверное, неплох как некий стержень. Но я настороженно отношусь к самой идее внедрения в школы одного-единственного учебника. Наличие выбора — не из двухсот изданий, а из 3-4, отвечающих духу концепции, — вот что, на мой взгляд, предпочтительнее. К тому же мы — школьные учителя, пожалуй, все со мной согласятся — давным-давно уже не опираемся на один учебник. Он лишь некая база, исходная точка для разговора. Используя разные источники, мы привлекаем внимание детей, учим их анализировать, формулировать свою точку зрения. Отказываться от этого нельзя. Да и идеальный учебник создать практически невозможно.


Проверка знаний


«Принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории».


Систему ЕГЭ уже не отменить. Но справедливости ради надо сказать: в ней есть свои плюсы. Благодаря ему, например, наши ученики, выпускники обычных школ, поступают в самые престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга. И все-таки история как гуманитарный предмет не очень удачно вписывается в его структуру. Личности ребенка, его исторического мышления через бланк ЕГЭ не увидишь. Да, что-то мелькнет в части «С», которая дает возможность порассуждать, но этого мало. Экзамен станет более полноценным — но и сложным, если введут своего рода аудирование. Так мы хотя бы услышим, как размышляет человек. Но беспокойство, как бы улучшения не привели к обратному результату, есть.


Общественный договор


«В современном российском обществе новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории».


Будущее мира — в руках учителей. От школы во многом зависит, с какими установками выйдет во взрослую жизнь ребенок. Безусловно, семья тоже сильно влияет, это чувствуется даже на уроках. Но это хорошо — у ребенка есть шанс сформировать свое мнение. Прелесть исторического образования в том, что оно ­обучает философски смотреть на жизнь, анализировать то, что происходит, не верить слепо догмам и чужому мнению, а грамотно выстраивать свою позицию. В концепции оговаривается сохранение плюрализма оценок и суждений в исследованиях и методических подходах к преподаванию истории, это правильно. Важно договориться в одном: каким бы ни было наше прошлое, относиться к нему надо с уважением. В последние лет двадцать тенденция недооценивать наше историческое наследие была. Признавая свои ошибки, мы слишком подобострастно каялись! И забывали о достижениях. Получилось, что вместе с водой выплеснули и ребенка. Очернение исторического прошлого недопустимо, оно не дает успешно двигаться дальше.


Отечественная и мировая


«Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории».


Соотношение изучения отечественной и мировой истории — наша больная тема. Возможно, моя позиция обусловлена тем, что отечественная история — моя специализация, но не думаю, что обычному ученику потребуется где-то знание, например, истории гуситского движения в Чехии или столь подробное, как сейчас, знакомство с прошлым Франции. Но когда при социологических опросах выясняется, что наши ребята не знают, кто такой маршал Жуков, или называют Кутузова героем войны 1941-1945 годов — это ужасно. Давайте же сначала узнаем хорошо свою историю, а уж потом обратимся к мировой. Основные события ее ребята знать, конечно, должны, но приоритет должен быть за российской историей.


Человек и эпоха


«Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи».


Неравнодушный учитель всегда приблизит события прошлого к детям, позволит им примерить ситуацию на себя. Вот кто-то заявляет: считаю, что при Сталине все было хорошо, даже замечательно. Так, отвечаю я ему, значит, ты готов пройти 10 лет ГУЛАГА, не совершив никакого преступления? Постоянно ждать ареста и переживать за близких? Отношение сразу меняется, картина становится более объемной. Или, ­изучая Великую Отечественную
войну, прошу ребят побеседовать со своими бабушками, дедушками — свидетелями войны — о том времени. Когда ребенок узнает, что его 12-летний дедушка во время войны работал на предприятии и ему ящик подставляли, чтобы он до станка доставал, — думаю, этот ученик очень четкое, правильное отношение сформирует к тем событиям. И никакие провокационные вопросы его не смутят. Другое дело, что сейчас в рамках двух часов в неделю знакомиться с такими деталями бывает некогда.


О часах


«Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры».


Сколько отводить времени на историю культуры, учителя, думаю, разберутся сами. А вот чем нужно озаботиться на высоком уровне, так это количеством часов, отведенных в целом на изучение истории. Когда я училась в школе, Великой Отечественной войне было посвящено 8-10 параграфов, где детально рассматривались основные события, герои. Сейчас — три. Поэтому нынешние ребята, в отличие от своих родителей, не знают, кто такой, допустим, Александр Матросов. Если на историю отводится лишь два часа в неделю, то это чисто символическое изучение предмета. Мы только намечаем какие-то вехи. Но об истории Отечества надо говорить как минимум в два раза больше. Это если мы заботимся о развитии личности ребенка, не говоря уже о его воспитании как патриота и гражданина.


Кстати, замечу: хорошо, что в концепции затронут вопрос о «концентрической» системе преподавания истории и возможном отходе от нее. Когда мы дважды пробегаем галопом по европам и вместо выхода в старших классах на более высокий уровень восполняем то, что дети не успели получить в основном звене или просто забыли, толку мало.


Историю наши дети стали знать хуже — это наша общая боль. И то, что к данной проблеме привлечено серьезное внимание и общества, и власти, и профессиональных кругов, вселяет надежду на изменение ситуации к лучшему.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 14 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Афиша


// Культура

Кооперации нужны новые законы

Сергей Банных
// Сельское хозяйство

Марафон культуры шагает по региону

Сергей Банных
// Культура

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх