lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
10 февраля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Бесхитростная история – огонь, вода и гончарный круг... (фото)

10.02.2014 "ЛГ:итоги недели". Дарья Шпакова, фото автора
// Общество

Лебедянский гончар сохраняет настоящий, первозданный гончарный промысел, которым так славилась эта земля


ФОТО



Тридцатилетний гончар из Лебедяни Пётр Космаков не ищет в своём творчестве причудливых форм, затейливых деталей, не создаёт новые яркие образы. Каждый раз он лепит одно и то же – само совершенство. Простую крынку, простой горшок из простой глины, отшлифованной солнцем. Почему ему не хочется окунуться в поиски художественных изысков, Пётр объясняет тоже просто: «Но ведь они же близкие какие-то, родные, тёплые. Что ещё нужно, чтобы полюбить».


Мастерская гончара-художника расположилась в старинном особняке девятнадцатого века прямо в центре Лебедяни, в доме Ремёсел. Когда-то здесь была музыкальная школа, и бывшие ученики с умилением вспоминают веранду, на которой они репетировали весной, а аромат распустившейся сирени кружил им головы вместе с гаммами. Кстати, наш герой тоже бегал здесь по старинным скрипучим полам с кларнетом и с баяном в руках. Сейчас купеческие комнаты увешены расшитыми народными костюмами, картинами, разноцветными гобеленами и вышивкой. По крутым каменным ступенькам спускаемся вниз, задевая головой все притолоки, и оказываемся в мастерской гончара. На столе лежит щедрый ломоть свежей, только что замешенной глины. Повсюду черепки и фрагменты керамики, кое-где сушатся уже готовые бутыли и крынки. Эта партия сосудов сделана для плетельщиков из лозы. Обовьют бутыли гончара упругими ветками, и получится отличный сосуд для вина. Пыль от экологически чистого материала везде. Глядя на это великолепие, приятно ещё раз осознать – не боги горшки обжигают, а вот такие простые любители первобытного искусства, как гончар Пётр. Доступно это каждому, кто замесит жирную глину руками и увидит в ней будущее совершенство.


– Осваивал я гончарный круг самостоятельно. Простое рождается невероятно сложно. Нужно только тягу к этому иметь. Иначе к глине не подходи – ничего не вый­дет, – говорит гончар Пётр Космаков. – Я хотел сохранить настоящий, первозданный гончарный промысел, которым так славилась лебедянская земля. Здесь в каждой деревне были свои артели, работали гончары-одиночки. В музеях изучил все черепки и пришёл к выводу: я на правильном пути. Наша глиняная посуда – сама простота бесхитростная. Только кое-где на крынке можно встретить небольшой орнамент, а так главное – сохранить верную форму и технологию изделия.


Гончар-самоучка, конечно, отправился перенимать опыт у своих соседей, таких же мастеров по глине из Задонского района. Присмотрелся к их ремеслу, понял свои ошибки, а дальше опять каждый день тренировки у круга, чтобы не только сосуд из глины принимал совершенные формы, но и руки становились «золотыми». Ведь у Петра своя техника сложилась. Он, например, горшки и крынки лепит без всяких приспособлений, которыми обрабатывается поверхность сосуда для гладкости и ровности. Часами Пётр наглаживает до нужной кондиции изнутри и снаружи своё глиняное изваяние. Говорит, тепло рук – обязательный ингредиент в создании простой и бесхитростной посуды. И правда, держишь в руках его крынку, а она на ощупь шероховатая, слегка чувствуются ровные кольца, как будто гладишь корочку на хлебе из печи. Так и хочется налить в неё парного молока, закрыть цветастой тряпицей и отправиться в поле ржаное, прямо к свежескошенному стогу.


Глина с памятью


Глину Пётр полюбил за то, что она живая. И как всё живое – она непредсказуема. Весь процесс – от маленького комочка материала, лепки на круге, сушки, до обжига в печи – требует душевной отдачи. Глина – капризная особа, с ней как с любимой женщиной нужно обращаться. Если ты не в духе – к ней лучше не подходи! Ещё на круге не захочет произведением искусства становиться. А если с кем-то в ссоре, горшки в печь не ставь – истерика у них случится. Мигом взорвутся все твои усилия. Проверено гончарных дел мастером не раз.


– А ещё глина имеет свою память, – рассказывает Пётр Космаков. – Сколько раз замечал – чуть поедет крынка в сторону в процессе лепки, быстро исправишь дефект, дальше продолжаешь над ней работать. Вроде всё хорошо получилось – и высушилась как надо. А начинаешь обжигать, она возьми и опять прими форму того излома, что получился на круге.


Но когда у мастера глины всё срастается, как прописано в старинных рецептах, – работать для него сплошное удовольствие. И никогда не возникает у автора чувства, что он стоит за конвейером, мол, крынка да крынка… Пётр считает, когда ты крутишь, вертишь, лепишь из волшебной глины, то забываешь обо всём на свете – лучшего релакса не найти. Но интеллектуальная работа идёт напряжённая. Во-первых, азарт, от того, что ты творишь. А во-вторых, столько философских тем передумаешь, пока круг вертится да вертится….


– Этот неприметный с виду горшочек вбирает в себя все возможные стихии. Он ведь рождается и в земле, и в воде, и в огне, и в воздухе, да ещё солнцем пропитывается. А водицей летом я стараюсь поливать свои изделия не простой, а дождевой. Она самая мягкая – то, что нужно для глины, – делится своим секретом гончар.


А ещё свои крынки да бутыли мастер в молоке вымачивает. Чтобы после обжига поры в них закрылись. Так что если крынка пахнет топлёным молоком – это точно над ней колдовал гончар из Лебедяни. В мастерской народного умельца, усыпанной разбитой посудой (здесь это к счастью), частенько слышны детские голоса. Это Пётр Космаков учит любимому ремеслу ребятишек. Они с наслаждением садятся за гончарный круг. Но им как раз плошки-крынки не так интересны. Подросткам подавай диковинных единорогов, бутылки-парусники, зверей морских и всё великое разнообразие творчества. Не забыть учителю слепленную своими учениками шаловливую Хранительницу Лебедяни. Алые губы, как у голливудской звезды, формы самые выдающиеся, не как у голливудской звезды. Одним словом, огонь баба! И не поспоришь – авторская работа!


– Детей приходит заниматься много. Начинают с интересом. А потом, если творения нет, разбегаются, – улыбается гончар Пётр. – Но есть те, кто по шесть лет лепят свои глинные чудеса и после уроков спешат хоть на часок за кругом постоять.



Живопись простая,
как и глиняная история


Пётр Космаков во всех смыслах – человек на своём месте. Он закончил художественный факультет Липецкого педагогического университета. И у гончарного круга, и у мольберта он чувствует то самое творение, не разделяя для себя эти пространства на более или менее важные. Живопись Петра похожа на его глиняную историю – простая, понятная, близкая. Он не считает себя современным новаторским художником. В его этюдах рассвет запутался в палисаднике покосившегося домика и в проводах. Течёт речушка меж крутых сочных берегов. Где-то виднеется красная стена поруганной церкви в свете заходящего солнца. Снегири нахохлились над алой гроздью рябины. Но эти милые сердцу сюжеты однажды приглянулись искусствоведам из Центрального дома художника в Москве. У Петра прошла там персональная выставка, где он с удовольствием пообщался со зрителями, и заодно разошлись его горшочки, которые Пётр в основном дарил посетителям. Но главная стихия для него не выставки и презентации, а пленэры.


– Такие вылазки с мольбертом больше всего обогащают меня как художника. Я люблю писать, когда природа излучает много света. Чтобы можно было выйти на утреннюю зорьку, а потом на вечерний закат. Порисовать пейзаж в тумане, под дождём…


Пётр считает, что становился живописцем в мастерских других художников, где в жарких спорах пытался найти свою истину, а потом выплеснуть её на холст. Он говорит, что есть у него и философские работы. Рождаются они, когда художник пытается распутать свой клубок из накопившихся переживаний. Кисти с красками каким-то чудесным образом находят на риторический вопрос… такой же риторический ответ. И на сердце становится как-то легче, когда на холсте родилось твоё отражение.


– Я больше пишу свои работы интуитивно, не разумом. И на выходе они интересней получаются.


Пётр рассказал, что в Москве он чаще ходит смотреть импрессионистов, хотя в Третьяковскую галерею тоже всегда заглядывает. На вопрос: кто такой художник, а кто ремесленник – отвечает кратко: Ван Гог – художник, Шилов – ремесленник. С такой же уверенностью и основательностью гончар, он же живописец, воплотил ещё один свой талант, о котором даже не подозревал. Почти в одиночку, ничего не понимая в стройке, он возвёл добротный дом в селе Старое Ракитино. Там жили его предки, от них и достались Петру два полуразрушенных домика. Удивительно то, что они сделаны из цельных камней, которые Пётр бережно сохранил и выложил из них новое родовое гнездо. Цокольный этаж, где будет его мастерская, теперь состоит из тех самых камней. Они ещё помнят, как на солнце любил погреть свои косточки прадед Петра – Яков Алёхин. Он прошёл три войны: Первую мировую, Финскую и Великую Отечественную. Прадед Яков был знаменитым в селе валяльщиком валенок и каменщиком.


– Когда я разбирал в доме старую русскую печку, обнаружил, что дымовая труба в ней сделана на гончарном круге. Значит, в нашем селе точно были гончары, – делится находкой Пётр.


Теперь в Старом Ракитино колесо времени обернётся вспять. Художник Космаков в своей мастерской обязательно поставит гончарный круг среди тех самых древних камней. А в каждом дворе села вновь запестрят на палисадниках крынки, пахнущие топлёным молоком. И детвора будет лепить, как встарь… сначала разомнут кусочек глины, потом несколько движений быстрого круга, и начинается волшебное глиняное превращение. Если наглаживать рождающийся горшочек только руками и с чистой душой, да поливать дождевой водицей – обязательно получится то самое – близкое, родное, тёплое.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 14 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Полвека с газетой


// "Липецкой газете" - 100 лет

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора
// Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис
// Общество

Сокол ясный

Александра Панина
// Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх