lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 февраля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Признаки неэффективности

06.02.2014 "Липецкая газета". Софья Вобликова
// Образование
Фото Ольги Беляковой

«Пришло время узнать, кто самое слабое звено» — вслед за ведущей нашумевшей в начале 2000-х телевизионной игры подобный вопрос сегодня ставит Министерство образования и науки России перед многочисленными учреждениями высшей школы.



Для поиска ответа два года подряд проводится мониторинг эффективности деятельности вузов. По результатам последнего из них, за 2013 год, «слабым звеном» в числе прочих, были названы два института и один филиал, работающие в Липецкой области. Всем им рекомендовано пройти процедуру реорганизации.


Как оценивать такие результаты? К каким решениям они приведут и как повлияют они на облик высшего образования в целом и в нашем регионе в частности? Обсудить эти и другие вопросы мы попытались вместе с представителями сферы высшей школы.


Критерии и судьбы


Мониторинг эффективности деятельности вузов проводится лишь два года, но уже стал предметом горячих споров в профессиональной среде. Точнее, бурное обсуждение вызвали критерии и методика этого аналитического исследования. Ведь в 2012 году признаки неэффективности были выявлены даже у весьма солидных творческих высших учебных заведений, а также у большинства педагогических. Поэтому уже в 2013 году ряд вузов — творческие, спортивные, медицинские, сельскохозяйственные, транспортные, а также вузы силовой и военной направленности — был выделен в особые группы, где эффективность оценивалась по особым показателям.


Общих же критериев для анализа деятельности учреждений высшей школы пять: средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на очную форму обучения, объем средств, которые вуз получает от собственных научных и конструкторских работ, доля обучающихся иностранных студентов, доходы учебного заведения из всех источников в расчете на одного преподавателя и обеспеченность вуза площадями. В 2013 году добавился шестой критерий — трудо­устройство выпускников. По каждому из них установлены минимальные пороговые значения. Деятельность высшего учебного заведения считается эффективной, если минимум был превышен хотя бы по трем критериям.


Однако представители вузов убеждены: система мониторинга должна совершенствоваться — так, чтобы она реально учитывала отраслевую специфику того или иного заведения. И Минобрнауки, судя по всему, готово прислушаться к этому мнению: в процедуру мониторинга вновь будут внесены изменения. Одно из возможных — выделение педагогических вузов в отдельную группу.


Если в 2012 году участие в мониторинге было обязательно лишь для государственных вузов и их филиалов, то в 2013 в нем уже должны были участвовать все учреждения высшей школы, независимо от форм собственности. Среди вузов нашей области два года назад признаки неэффективности были обнаружены лишь у двух филиалов: Елецкого филиала Московского государственного университета путей сообщения и Липецкого филиала Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова. Сразу отметим: данные учебные заведения работают и сегодня.


Более того — они благополучно «вписались» в критерии мониторинга 2013 года. Какие же образовательные учреждения региона не смогли это сделать?


Черная метка?


Неэффективной, согласно критериям мониторинга, была признана деятельность трех вузов. Это Липецкий эколого-гуманитарный институт, Институт права и экономики и филиал Регионального открытого социального института. Первый и последний вузы — негосударственные, Институт права и экономики — муниципальный.


Кстати, филиал оказался весьма загадочным учреждением: по крайней мере, в областном управлении образования и науки сказали, что никакой информацией о нем не располагают. На сайте головного учебного заведения можно узнать адрес — вплоть до кабинета — и телефоны филиала в Липецке, а также направления подготовки: юриспруденция, психолого-педагогическое образование, экономика, менеджмент, сервис, прикладная информатика. Сайт самого филиала на момент подготовки материала не работал, но по сохраненной копии его главной страницы от 21 января этого года можно понять, что обучение здесь ведется как минимум с 2011 года. Возглавляет филиал Марина Солодкова, кандидат педагогических наук, доцент, работающая, кроме того, еще и в филиале Московского гос­университета технологий и управления имени К.Г. Ра­зумовского.


— Никаких комментариев давать вам не будем! — несколько эмоционально заявила в беседе с корреспондентом «Липецкой газеты» Марина Викторовна. — И о наших студентах волноваться не нужно. Мы в Санкт-Петербург ездим изучать культурологию, многие ли вузы могут то же о себе сказать?!


Ректоры других вузов, у которых мы пытались взять комментарий по поводу результатов мониторинга, были также не сильно расположены к общению. Причем вне зависимости от того, получили ли их учреждения «черную метку» или нет. Самым доступным в этом плане оказался ректор ЛЭГИ Виктор Филоненко, кандидат технических наук, депутат областного Совета депутатов.


— Решения, принятые по результатам мониторинга, обязательны только для государственных вузов. Это во-первых. Во-вторых, мы все-таки учли те моменты, которые не позволили нам вписаться в критерии мониторинга 2013 года, утвердили план оптимизации своей деятельности, провели определенные мероприятия. Так что уверен: в нынешнем году наш институт в список неэффективных не попадет, — отметил Виктор Юрьевич.


Почти так же ответил на вопрос корреспондента «ЛГ» и ректор института права и экономики, кандидат юридических наук Алексей Куранов.


Не ради «корочки»


Мониторинг деятельности вузов — лишь средство, с помощью которого Минобрнауки пытается навести порядок в сфере высшей школы, отделив, так сказать, зерна от плевел. В необходимости этого мало кто сомневается. Очевидно и то, что наиболее уязвимы в данном случае негосударственные вузы. «Их жалеть не надо. К коммерческим вузам понятие «качественное образование» вообще неприменимо», — категорично отрезал один из собеседников корреспондента «Липецкой газеты», преподаватель одного из ведущих вузов области, попросивший, однако, не называть его имени. Но проблемы с качеством подготовки специалистов есть, увы, и у госвузов. Правда, именно этот показатель напрямую в мониторинге не учитывается. Зато есть средний балл по ЕГЭ студентов-очников, который не должен быть ниже 60. Для вузов нашей области — всех без исключения — этот минимальный показатель является одновременно и максимальным или близким к такому. Так, средний балл по ЕГЭ поступавших в 2012 году в Липецкий государственный технический университет был 63, 8, а в 2013-м — 59.98. Но это твердо стоящий на ногах вуз, с запасом «перешагивающий» пороги других критериев мониторинга. А вот у абитуриентов ЛЭГИ средний балл по ЕГЭ в этом году составил 50.5.


Тем не менее пока липецкие вузы в зеркале мониторинга выглядят неплохо, считает председатель Совета ректоров Липецкой области, ректор ЛГТУ Анатолий Погодаев. Что не отменяет необходимости внимательным образом отнестись к тем информационно-аналитическим материалам, которыми сопровождаются результаты мониторинга 2013 года, и сделать соответствующие выводы. Например, более активно принимать участие в развитии предметных олимпиад школьников всероссийского уровня и привлекать ребят, показавших хорошие результаты, в свои вузы; увеличить число публикаций липецких ученых в научных журналах для повышения количества цитирований в Российском индексе научного цитирования, Web of Science/Scopus; развивать сетевое взаимодействие с зарубежными вузами для обмена студентами и преподавателями; работать над увеличением консолидированного бюджета высшего учебного заведения.


— Не секрет, что сегодня в нашей стране есть довольно много вузов — разных форм собственности, их филиалов, в которых качество подготовки специалистов не отвечает никаким разумным требованиям. Необходимо исключить в высшей школе возможность выдачи «дипломов о фиктивном высшем образовании». Но задача мониторинга не должна фокусироваться на формальном сокращении образовательных организаций, — подчеркивает Анатолий Погодаев. — Оптимизация системы высшего образования не может произойти очень быстро и только по результатам мониторинга. Нужно дать вузам возможность перераспределить свои ресурсы, а для этого необходимо время.


В целом же при объективном проведении мониторинга выиграют все: и вузы, которые при планировании своей деятельности будут ориентироваться на приоритетные направления, и абитуриенты, которые могут при поступлении в тот или иной вуз учитывать его потенциал, и работодатели выпускников, заинтересованные в квалифицированных кадрах.

Наша справка


Липецкий эколого-гуманитарный институт основан в 1994 году. Готовит специалистов по следующим направлениям подготовки: государственное и муниципальное управление, экономика, филология, менеджмент, бизнес-информатика, лингвистика. В настоящее время на очном и заочных отделениях здесь обучается около 600 студентов.


Муниципальный институт права и экономики основан в 2001 году. Осуществляет обучение по следующим направлениям высшего профессионального образования: юриспруденция, экономика, менеджмент, туризм, прикладная информатика. Ведется преподавание и по направлениям среднего профессионального образования. В 2013 году на первый курс очного отделения были зачислены 70 студентов и 212 слушателей.


Цифры

Сегодня в Липецкой области 20 учреждений высшего профессионального образования.

Из них три государственных, три негосударственных и 14 филиалов.

Более 70 процентов от общего количества студентов учатся в государственных вузах.

 Около 80 процентов студентов негосударственных вузов обучаются заочно.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +7 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх