lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 февраля 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Где теперь тигрёнок? (фотогалерея)

03.02.2014 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ, Полина МАТВИЕЦ
// Культура
Фото из архивов Липецкого областного художественного музея

«Эй, не стойте слишком близко, я – тигрёнок, а не киска», – кто не помнит этот детский стишок? А кто помнит, как выглядел тигрёнок? Если запамятовали – добро пожаловать в Липецкий областной художественный музей, где на прошлой неделе открылась выставка работ знаменитого детского художника Евгения Чарушина


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Сорок четыре оригинальных эстампа прибыли в Липецкий областной художественный музей из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Вятка – именно тот город, где родился и жил некоторое время Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – один из самых любимых детьми художников мира животных. Это и послужило отправной точкой в создании хорошей коллекции. О ценности подобного собрания говорить не приходится, поскольку Чарушин по праву считается символом детской книги.


– Евгений Иванович – не просто детский художник, – рассказывает заведующая выставочным отделом Липецкого областного художественного музея Полина Матвиец. – Он прославился как чрезвычайно талантливый анималист, тонко чувствовавший сущность животного. А душу ребёнка он знал ещё лучше, поскольку сам был трепетным отцом. По всей видимости, он первый задумался о том, что книжное изображение должно иметь не формальный характер, а ещё и учить ребёнка понимать, сострадать меховому зверьку. На выставке – множество таких зверят. Они – отличительный знак Чарушина. Именно он создал образ молодых животных, который впоследствии стали тиражировать другие. Сам художник объяснял так: книга предназначена для ребёнка, а маленький маленького всегда поймёт хорошо.


Всё в Чарушине было особенным: его творческая неутомимость и жизнелюбие, любовь ко всему живому и чувство юмора, невероятная изобретательность, и… даже фамилия. Кажется, что корни фамилии Чарушин непременно должны восходить к словам «чары», «чародей», «очаровывать». Но какой бы привлекательной ни представлялась эта версия, фамилия известного художника и литератора связана с существительным «чаруша» – на уральском диалекте обозначающим форму для выпечки сдобного теста. «Чарушей», обычно, называли человека пышнотелого, дородного, доброго.


Будущий художник родился в 1901 году в уральском городе Вятка в семье известного архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина – автора проектов более трёхсот зданий в различных городах Урала и Прикамья. Благодаря отцу, в силу профессии вечно что-то рисующему или чертящему карандашом, стал рисовать и маленький Женя. Живой натуры для юного художника вполне хватало: родительский дом был густо населён всевозможной живностью. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица – чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил Бобка. Это был пёс о трёх лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Бобка «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях».


Евгений Иванович так вспоминал о своём детстве. Однажды он, решив подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «самой невообразимой гадости» и серьёзно заболел. Звук «р» научился говорить, подражая крику вороны, а хорошо плавать стал благодаря переправе через реку Вятку вместе со стадом коров, за хвост одной из которых он, плывя, крепко держался.


После окончания средней школы Чарушин отправляется в Петербург и поступает в заветную для каждого, кто избирает профессию художника, Академию художеств. Здесь под руководством блистательных педагогов он в совершенстве овладевает художнической «грамотой» и ещё больше укрепляется в выбранном им пути анималиста, на котором ему суждено было совершить множество открытий, стать единственным и неповторимым мастером. Художественный метод Евгения Чарушина замечателен: он показывает животное вне среды обитания. Художника частенько укоряли за практически полное отсутствие пейзажных фонов. Однако изображение настолько самоценно, что не нуждается ни в каком дополнительном визуальном подкреплении.


– В экспозиции мы постарались показать самые «хитовые» экземпляры авторства Евгения Ивановича, – продолжает экскурсию по залам Полина Матвиец. – Убеждена, каждый помнит с детства строки Самуила Маршака: «Эй, не стойте слишком близко, я – тигрёнок, а не киска». Так вот, тот самый тигрёнок, послуживший иллюстрацией, можно уже сказать к крылатой фразе, перед вами. Именно таланту Чарушина мы обязаны невероятной в своём роде серии изображений к циклу стихотворений «Детки в клетке». Кстати, со стихами связана отдельная любопытная история. Маршак взял довольно простую песенку американского автора и переработал её – да так, что его версия заставила всех позабыть про оригинал! Тигрёнок стал настоящей знаменитостью! Он сумел завоевать сердца детей и взрослых, изображение в своё время печатали на фланелевых простынях, а в отделах игрушек огромным спросом пользовался плюшевый мягкий тигр, повторяющий черты рисунка.


Почему мы можем так подолгу любоваться и умиляться его «Томкой», «Тюпой» и «Тигрёнком», до слёз смеяться над проделками хитрых насекомых и птиц из «Первой охоты» или героев рассказа «Щур»? Первое и главное, что направляло его карандаш, – трепетное отношение к животным. «Я исключительно люблю животных…», – говаривал Чарушин, а на вопрос: «Почему у вас так хорошо получаются звери?» – отвечал: «Не знаю, просто я их очень люблю». Для Евгения Чарушина все животные были немного как дети. Человек отвоевал себе главнейшее место в мире, а потому, как полагал художник, он просто обязан заботиться о братьях меньших. Иначе и быть не может – кто сильнее, тот и должен быть защитником, а никак не наоборот… В доме уже давно повзрослевшего Чарушина всегда жили животные: охотничьи собаки, птицы, кошки, которые были истинными «друзьями сердца» художника.


Другое, очень важное для анималиста качество, которым обладал Чарушин, – умение наблюдать и стараться понимать зверя или птицу. Характер и состояние животного выражены в поведении, внешности. Если быть внимательным, то несложно почувствовать: животные, как и люди, бывают весёлыми и энергичными или флегматичными, надменными или, напротив, общительными, добродушными или же злыми, могут пребывать в плохом или хорошем настроении, быть даже стеснительными. Зверь настороженный не похож на спокойного, расслабленного. Каждое животное обладает лишь ему присущей «мимикой», и Чарушин сетует, что далеко не все люди способны её верно понимать. Художник описывает случай, когда учитель, показывая детям изображённую на рисунке собаку, охарактеризовал её как «злющую-презлющую», хотя, по мнению учеников, собака на картинке явно не была злой, напротив, она «улыбалась». Значит, чтобы хорошо рисовать зверей, нужно стараться учиться сопереживать их инстинктам, реакциям, как бы ощущать их внутри себя.


Многообразные изобразительные таланты не ограничивали Евгения Ивановича лишь в рамках книжного оформительства. Помимо эстампов достойное место в экспозиции заняла коллекция фарфоровых статуэток, выполненных в 50-60-х годах прошлого века на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Чарушина. Дело в том, что художник тесно сотрудничал с ЛФЗ и сделал несколько удивительных по цельности и сложности рисунков, ставших основой для продукции завода. В наши дни на антикварном рынке подобные произведения мастеров фарфора найти практически нереально: даже при жизни автора они были редкостью ввиду строго ограниченного тиража. Объясняется это трудностями при производстве из-за значительного количества мелких деталей в конечном изделии. Сотрудникам Липецкого областного художественного музея удалось разыскать частного коллекционера, который любезно согласился предоставить кое-что из своего собрания, что добавляет выставке своеобразной трёхмерности.


– Ну и как же обойтись без книг?! – восклицает Полина. – Без них наш проект, который мы готовили целый год, нельзя было бы назвать завершённым. Липецкая областная детская библиотека пошла нам навстречу и разрешила основательно покопаться в своих обширных фондах. Теперь наши витрины украшают прекрасно сохранившиеся оригинальные издания с рисунками Чарушина, и среди них имеются раритетные экземпляры! Тонкие обтрёпанные книжечки, которые раньше читали детишкам чуть ли не в каждом доме, – воспоминания о них многие сохранили с самых юных лет. Кроме того, к нам попала книга с иллюстрацией, сделанной с одного выставочного эстампа! Зрители имеют уникальную возможность сравнить печатный вариант и подлинник.


Любовь к произведениям замечательного мастера не угасает десятилетиями и, как мы сами чувствуем, до сих пор пробуждает трогательное забытое детское чувство в сердце. Ведь, как говорят, все мы родом из детства… Окунуться туда и познакомить своих малышей с «Волшебным миром зверей и птиц Евгения Ивановича Чарушина» вы можете вплоть до 23 марта.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сбор спортсменов на малой родине

Вячеслав ХОРОШИЛОВ, Тербунский район
// Спорт

Новый уровень и старые проблемы

Иван Афанасов, фото автора
// Спорт

Почти середина

Юлия Исанова
// Спорт

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История



  Вверх