lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
25 января 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

«Знай себя, и довольно с тебя»

25.01.2014 "Липецкая газета". Иерей Алексий Шумаков, клирик Христо-Рождественского храма города Липецка
// Общество

Жизнь такова, что каждый из нас периодически сталкивается с проявлением агрессии. Стоит одному автолюбителю не уступить другому дорогу, и его лобовое стекло уже разбивают бейсбольной битой. Из новостей ежедневно узнаем о убийствах на бытовой почве, когда конфликты разгораются буквально из-за мелочей. Услышать в свой адрес тираду бранных слов можно где угодно: и в магазине, и в очереди в поликлинике.


Отношение Церкви к такого рода явлениям еще в XIX веке обозначил наш земляк, святитель Феофан Затворник. Объясняя причины агрессии, он нарисовал дерево. Его ствол он обозначил словом «гордыня», от которого потянулись многочисленные ветви: «раздражение», «гнев», «ненависть», «памято­злобие», «уныние» — все эти тяжкие грехи возникают из-за нашей духовной немощи. К сожалению, современный человек больше внимания уделяет своему бренному телу, которому дает хорошее лечение, питание, одежду, а уже потом — духу. Когда тело одерживает победу над душой, регулярное участие в Литургии, Причастие становится даже для физически здорового человека непомерной обузой. Хочется отдохнуть, расслабиться, а в каком состоянии пребывает душа, мало кого заботит. Сейчас не все могут выдержать всенощные бдения, которые и так сокращены до двух с половиной часов. Отстояв половину службы, некоторые прихожане подходят к священнику и просят благословения уйти домой. Между тем всенощные бдения называются именно так потому, что древние христиане молились всю ночь. Чтобы подкрепить их силы, в перерыве между богослужениями внутри церкви ставились столы с хлебом и вином. Именно с тех пор находящаяся у входа часть храма получила название трапезной.


Но откуда берутся агрессия, гордыня, зависть, если все мы приходим в этот мир безгрешными? Когда человек совершает грех в первый раз, он внутренне переживает содеянное, а на душе появляется маленькое черное пятнышко. Во второй раз грешить уже легче, а затем мы не обращаем внимания на плохие поступки и мысли. Душа же тем временем становится чернее ночи. Когда люди лишают ее возможности получить благодать Божию через причастие, не исповедуются, то, как говорил выдающийся религиозный мыслитель, святитель Игнатий Брянчанинов, они, делая зло, начинают думать, что творят добро. Они считают себя лучше и умнее всех, что порождает ненависть к окружающим, пагубное желание изменить не себя, а ближних. Вот какова гордыня! Такие люди, даже придя на исповедь в храм Божий, не могут назвать ни одного своего греха. И тогда на традиционный вопрос священника «В чем вы будете каяться?» в ответ следует одно лишь молчание.


Знал я человека, родители которого горячо осуждали сильных мира сего за неправедную жизнь и излишние материальные блага. Они взывали к совести и к христианской морали. Когда же их сын сам достиг высокого положения, стал скупать квартиры и машины, родственники всячески стали оправдывать его. На все вопросы они отвечали, что их сын зарабатывает деньги честным трудом. Вот и получается, что их «праведный» гнев был всего-навсего обычной завистью.


Чтобы остановить агрессию, справиться с гордыней, каждый должен заняться внутренним самосовершенствованием. Ведь как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Знай себя, и довольно с тебя». Многие люди привыкли, к примеру, осуждать власть. Но стоит зайти в подъезд, где они живут, как в глаза бросается царящее там безобразие. Кто бросает окурки и мусорит на наших лестничных клетках? Власть или мы сами? Так почему бы вместо того, чтобы искать причины бед во внешних обстоятельствах, не обратиться к самому себе? Время, бесследно уходящее на словесные баталии, можно обратить на благое дело, взяв в руки совок и веник.


Агрессию можно остановить только победой духа над телом. Обращаясь к Галатам, апостол Павел говорил: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Это значит: не только просто воздержаться от страстей и похотей, но и бороться с ними до совершенного самоотречения. Трудно ли это? Да, сложно. Но каждый из нас должен определиться, что же для него важнее — душа или тело? Подсознательно мы все понимаем, что в конце нашего земного пути лежит смерть. Как бы мы ни лечили наше тело, ни ублажали его пищей, конец всему будет один. А бессмертная душа предстанет перед Богом и станет давать ответ за прожитую земную жизнь.


Уверен, что любой антинравственный поступок будет остановлен, когда человек с помощью Божьей разберется в своем душевном мире. Но не надо впадать и в другую крайность — уходить от реальности и во главу угла ставить непротивление злу насилием. Православный человек — это не общественный хлюпик, а пример определенного образа жизни. Он должен быть защитником своей семьи, храма, веры, уметь противостоять агрессии рассудительностью.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 14 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Полвека с газетой


// "Липецкой газете" - 100 лет

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора
// Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис
// Общество

Сокол ясный

Александра Панина
// Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх