lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 января 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Остаться в живых! (фото)

20.01.2014 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Николая Черкасова

Год культуры в Липецкой области встретили с истинно русским размахом и колоритом. IV Межрегиональный фестиваль фольклора и народной музыки «Рождественские встречи» собрал представителей большинства регионов Центральной России, в 1954 году поделившихся с нами своей территорией, чтобы на карте страны появился новый сегмент Федерации – Липецкая область. Именно 60-летию нашей области и был посвящён сам фестиваль


ФОТОГАЛЕРЕЯ


«Собиралась помирать,
а теперь охота хоть на Марсе побывать»


Так о своём возрасте частушкой поёт старейшая (если так возможно говорить о женщине) участница фестиваля – баба Оля из липецкого села Борино. Чтобы узнать её «метрики» по паспорту, то есть год рождения, имя-фамилию-отчество, пришлось изрядно потрудиться. Сама баба Оля, то есть Чуракова, а в девичестве Караваева, Ольга Васильевна утверждает, что живёт уже девяносто второй год. А по всему выходит, что всё-таки на несколько годочков её память подвела – 86 лет славной и весёлой певунье и плясунье. Найти Ольгу Васильевну было проще простого (сложнее было с определением её возраста) – нужно было идти на стук каблучков. Где в Областном центре культуры и народного творчества слышалась звенящая частушка под непрекращающуюся дробь по паркету, там и была баба Оля.


– Я эти ботиночки, – кокетливо показывает носок обуви из-под юбки Ольга Васильевна, – специально перед концертом купила – уж дюжа они хорошо стучат. Да и бусы всегда куплю, если они блестят красиво. А петь и плясать я любила всегда. Вот и с мужем «на улице» познакомилась. Его уже двадцать лет как нет этом свете. Так что сейчас я живу одна. Но всё равно, нет-нет, да и попляшу, да спою чего-нибудь. Только вот память стала подводить. Как частушки сыграть или балалайку настроить – всё помню. А вот как ножик найтить – не могу. Я уже ножей понатыкала в доме, где только можно, даже в курятнике и на огороде они есть, а вот кухонный для хлеба всё равно кудай-то подевался, – смеётся баба Оля.


Она родилась в Хлевенском районе. В Борино вышла замуж. Чтобы молодым было, где жить, мама Дарья Ивановна продала свой дом и отдала одну половину денег Ольге. А на вторую – брат Ольги Васильевны по возвращении из армии построился неподалёку от сестры в том же Борино. Бог не дал бабе Оле своих деток, но она считает родными племянников, их детей и внуков. Так что Ольга Васильевна уже пять раз бабушка и единожды (пока) прабабушка. Жизнь у неё была не сахар. Говорит, что за все годы переделала всю работу, какую можно представить на селе: столько земли перекопала, столько свеклы взрастила, столько домов и комплексов построила, что и не сосчитать. Ольга Васильевна без особого надрыва вспоминает, как носили неподъёмные тяжести на себе, поднимая их вверх по этажам на стройке без кранов. Как ломами отбивали застывший бетон в бочках, как мёрзли на открытом ветру в самые лютые зимы, потому что стройка из-за непогоды не прекращалась.


– Так иногда устанешь, что едва порог дома переступишь и у грубки прямо одетая засыпаешь. Дед, бывало, выйдет, разбудит, так и пойдёшь его любимую яичницу стряпать. А в родительском доме нас было десять человек семьи. Так наворим двухведерный чугун супу без мяса и все едим его по три раза на дню. А мама и папа тоже всю жизню проработали в колхозе. В войну отца взяли на фронт, да быстро комиссовали, я же в поле всю войну пробыла, хоть мне тогда мало годочков было – деды зерно сеяли, а мы потом лопатами всю полю вскапывали. Зато посмотри, – встрепенулась от грустных воспоминаний баба Оля, – какая у меня фигурка. Уже от меня ничего не осталось, зато плясать легко…


Выход бабы Оли на сцену зрители встречали громкими овациями. А провожали с ещё большей благодарностью. Весёлая певунья, словно Снежная королева наоборот, заронила в сердце каждого маленькое зёрнышко надежды, любви и веры. Надежды на то, что наше корневое искусство будет жить и держать нас на плаву. Любви к настоящей русской культуре. И веры в добро…



Собрание земель русских


Хранители национальной песенной культуры из Липецкой, Белгородской, Рязанской и Воронежской областей как представители одной южно-русской песенной традиции вроде бы и плели одно полотно, но каждый своими нитями. В этом году открывал фестиваль прославленный во всём мире коллектив из белгородского села Подсереднее. В Липецке они уже не в первый раз. И зрители их полюбили сразу же. Мощные красивые, как сама Россия, голоса завораживали и заставляли трепетать сердца. Сохранённая в селе стариннейшая колыбельная песня «Татары шли…» о горькой судьбе женщины, волею рока ставшей рабой у собственной дочери в татарском плену, переполнила чашу зрительского терпения – люди плакали, быть может, не совсем понимая слова…


– А на каком языке они поют? – спросили однажды руководителя фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристину Иващенко школьники чаплыгинского села Колыбельское, когда коллектив в сельском ДК устраивал совместное выступление с местными бабулечками.


– Я тогда оторопела, – вспоминает Кристина Леонидовна. – Ребята не просто не знают своей культуры, но и не понимают уникальнейшего, уже почти утерянного диалекта…


Открыл и описал южно-русскую традицию легендарный фольклорист, профессор Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского Вячеслав Михайлович Щуров. Давний и преданный друг, соратник и учитель «мамы» «Рождественских встреч» Кристины Леонидовны Иващенко, профессор, как ни странно, на нашем фестивале оказался впервые, хотя в Липецке и в Ельце, где он до последнего времени преподавал в ЕГУ имени Ивана Алексеевича Бунина, бывал частенько.


– Я впервые открыл для себя липецкую землю, её песни, традиции и обычаи в начале шестидесятых годов. И с первой экспедицией влюбился в здешние места, в людей, в елецкую гармошку, в частушки. В то время на рынке можно было купить настоящую рояльную гармонику, услышать старинные свадебные и протяжные песни, посмотреть на многолюдные хороводы. Но и тогда, несмотря на многообразие ещё не утерянных жанров, главной изюминкой липецкой песенной традиции была частушка. Только в одном селе Чернава я записал двадцать различных частушечных форм. Главными поставщиками напевов были у меня старушечка девяностошести лет и слепой гармонист. А потом в моё сердце вошла Белгородчина, и я переключился на её традиции, выпустил сборник с песенными обрядами белгородской земли. А сейчас возвратился к первой любви – вашей области, готовлю книгу о липецкой традиции. Только бы хватило сил.


Белгородские просторы, а именно земли и сёла у легендарного города Усёрд (ныне это территория Красногвардейского и Алексеевского районов Белгородской области), считаются ядром южно-русской песенной традиции, которую основали служивые люди русского пограничья. Вот село Подсереднее как раз из этого самого ядра.


– Наш четвёртый фестиваль получился особенным, – говорит Кристина Иващенко. – Отмечая шестидесятилетие области в Год культуры, нам хотелось собрать на одной сцене представителей тех регионов, которые помогли нам стать самостоятельной единицей на карте нашей страны. А так как все эти области входят ещё и в одну песенную традицию, то получился семейный праздник. Живя в столь стремительное время, так хочется иногда остановиться и посмотреть на самих себя немного со стороны. Хочется опомниться, отдышаться, скинуть всю ненужную мишуру, вытащить из ушей наушники, выйти из виртуального мира и оглянуться. Послушать самого себя, своё сердце, свою душу. То есть остаться с самим собой наедине. И мне кажется, что сам праздник Рождества Христова и наши «Рождественские встречи» дают такую возможность человеку, а ещё – побыть со своими родными и близкими людьми вместе, вдохнуть необходимую порцию чистого воздуха.



Пути неисповедимые


Это сегодня квинтет из долгоруковского села Долгуша выглядит вполне спевшимся коллективом. А десять лет назад они были просто односельчанами. Но когда началось в 2005 году восстановление их храма, вот тут уже каждый добывал копеечку как мог. Раиса Тимофеевна Таранчина, Анна Сулувьяновна Лазарева, Татьяна Ивановна Кузьмина и Надежда Титовна Лыкова под аккомпанемент гармониста Николая Ивановича Гуляева стали гастролирующим народным ансамблем. Участвуя в концертах, они зарабатывали денежки, которые все без остатка вкладывали в реставрацию церкви. Все они – родом из разных мест, у кого-то из них их родина, как легендарные Кижи, ушла в небытие. В Долгуше, куда все женщины приехали за мужьями, они трудились тоже в разных местах. Их объединила вера и любовь в своей песне


– Сколько в русской песне, в частушечке, в моих гармошечках красоты, – настаивает Николай Гуляев. – Да и сами наши певуньи– красавицы. Как посмотришь на них, так и тянется рука растянуть меха любимой роялочки и сыграть что-нибудь этакое…



Олимпийский красный пояс
Рязани


С конца девяностых годов прошлого века было принято относить соседнюю Рязань к так называемому «красному поясу России». Таким образом подчёркивалась приверженность рязанцев к коммунистическим идеалам. Но так сложилось исторически, что в традиционном рязанском костюме главный цвет – красный. Наверное, оттого, что уж слишком обильно была полита эта земля кровушкой русских людей во все века. Так во время Куликовской битвы среди русского воинства бились могучие богатыри – монахи Ослябя и Пересвет. Пали они на том поле, захоронены в Москве, но на месте ранения Осляби выросло село, именуемое сегодня Вослебово. Вот оттуда и приехал на наш фестиваль ансамбль «Селяне». Впервые они вышли на местную сцену в год Московской летней Олимпиады в 1980 году. Тогда это был чисто женский коллектив «Девчата». А когда к ним стали присоединяться мужские голоса, ансамбль получил современное название.


– Мы приехали в Липецк впервые, и тоже в год, когда в России проводится Олимпиада, – говорит главная «селянка» Галина Николаевна Малышенко. – И на этот раз привезли песни из соседнего с нами села Секирино. А свои споём, если нас пригласят на следующий фестиваль. Хоть наши сёла и соседствуют, но песни, традиции и обычаи у нас разные.


Зато с чаплыгинскими певуньями из Дёмкино и Колыбельского вослебовские артисты спелись очень хорошо. В перерыве между отделениями концерта в фойе ОЦКНТ они устроили яркий, поглощающий зрителей, джем-сейшен – всё-таки рязанские общие корни дают о себе знать.



Я остаюсь, чтобы жить!


Но ещё более глубокие корни связывают всех нас. Когда в прологе фестиваля со святочными обрядами в зале появился весь состав ансамбля «Воскресение» от мала до велика, а в руках Владимира Юрьева оказалась выдолбленная тыква с горящей внутри свечой, показалось, что существует тонкая материя, соединяющая всех людей на свете, ещё с тех времён, когда мы относились к единой языковой семье. Когда все люди обитали на небольшой территории, дышали одним воздухом, пели одни песни. Потом монолитный мир разбился на множество самобытных культур. Нам нужно обязательно постараться сохранить свою, вспомнить то, что забыто, и напомнить другим… Чтобы остаться в живых…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх