lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 декабря 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Кони Мастера

Как рождается знаменитая романовская игрушка
26.12.2013 "Липецкая газета". Нина Вострикова
// Культура
Фото Ольги Беляковой
Фото  Ольги Беляковой

Накануне Нового года корреспондент «ЛГ» побывала в областном Центре романовской игрушки в творческой лаборатории народного мастера России, члена Союза художников РФ, лауреата премии «Душа России» Виктора Маркина.



Хотелось воочию посмотреть, как руками мастера создается символическая фигурка грядущего года. Кстати, лошадь — любимый персонаж в творчестве Маркина. Я наблюдала таинство рождения романовского коня, а потом приняла новорожденного в свои руки. Впечатления, поверьте, незабываемые, когда теплая глиняная каурка согревает руки. Эта теплота передается душе и сердцу. Почему-то сразу хочется загадать желание.


Уникальная композиция


Вообще-то творческая лаборатория — громко сказано. Мы находимся в обычной гончарной мастерской. Наступает то редкое затишье, кода в Центре нет детей. На просторном столе и деревянной доске всего лишь кусок бесформенной глины. Мастер садится за работу, руками потихоньку раскатывает глиняный шар, как бы согревая материал и передавая ему энергетику.


— Мы будем лепить игрушку из сюжета «Запряжка в один конь», которую создавали романовские мастера и в прошлом, и в позапрошлом столетиях, — рассказывает Виктор Маркин, а кругляшок глины в его руках тем временем приобретает форму катушки. — Композиции глиняных игрушек есть в разных русских регионах. Вот только не встретите вы такого сюжета ни в дымковской, ни в филимоновской, ни в суджанской игрушке. И только в романовской есть сюжет, выделяющий игрушку нашего Липецкого края. «Запряжка в один конь». Так что с полным правом ее можно назвать уникальной композицией и даже раритетом.


Виктор Васильевич рассказывает, и лицо его при этом оживляется. Работа увлекает его. Вдохновленность — это истинно народная любовь к новому творенью, к делу своей жизни. Вот уже появляются правильные контуры крупа коня, голова, ноги, грива, а вместо хвоста — свисток. Как известно, свисток — неотъемлемая принадлежность практически каждой «романушки». По древним поверьям свист отпугивает злых духов. 


Классическая «Тройка»


— Каким же будет наш конь? — хочется узнать об ощущениях творца.


— Все зависит от настроения мастера, — рассказывает Виктор Маркин. — Вот у меня, к примеру, есть игрушка «Выезд генерала». Сюжет один, а игрушки разные, хотя по замыслу очень похожие. Также у меня множество «Троек». Но нет ни одной одинаковой по эмоциональному содержанию. По композиции они, кстати, тоже различны.


У учителя Виктора Маркина, потомственного гончара, народного мастера России Ивана Гункина, был классический сюжет «Тройки»: конь везет офицера с дамой, а правит возница. Сейчас известная романовская игрушка передана в Липецкий областной выставочный зал. В коллекции «Троек» ученика Гункина Виктора Маркина встречается еще один персонаж — собака.


— Она выполняет охранительную функцию, — рассказывает Виктор Васильевич.


«Тройка» — одна из сложных и трудоемких композиций из сотни романовских сюжетов. В ней восемь образов: три коня, четыре человека и собака. И в руках ее приятно подержать. Впрочем, «Тройка», особенно увесистая в маленькой женской ладони, легко «бежит» по любой гладкой поверхности. Образ этот динамичен и подвижен.


— А к живым лошадям как вы относитесь? — интересуюсь.


— Очень хорошо, с любовью, — с улыбкой отвечает Виктор Маркин. — Я же родился в селе Троицкое, в хозяйстве отец держал лошадку. Как без нее?! Гункин, кстати, всегда лепил деревенских Сивок-Бурок. Мои же лошадки, как и моих учениц Снежаны Ильиной, Анастасии Короленко и Ольги Волокитиной, больше похожи на задорных боевых коней.


Обыкновенное чудо


Наблюдаю, как деревянной палочкой, напоминающей стикер, мастер делает глаза коню, а затем насечки на гриве. Получается нарядный декор, который также наносится на дугу и ременную сбрую коня. Из-под рук мастера достаточно быстро выходят фигуры военного и его дамы. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней. Удивительно, но даже на стадии полуфабриката, в состоянии сырой глины, свисток позади упряжки свистит. Я слышу этот нежный звук и не верю собственному слуху. Как будто кто-то играет на тоненькой дудочке.


— Обычное мастерство, — уточняет Виктор Васильевич. — Никакого волшебства.


Другое маленькое чудо я увидела, когда «Запряжка в один конь» немного подсохла. Виктор Маркин разворачивает игрушку в фас: конь стоит на месте. Поворачивает в профиль: конь скачет. Ощущение движения создается за счет характерной для движения позиции задних ног и чуть наклоненных вперед фигур офицера с дамой.


Дальше согласно технологии Виктор Маркин помещает вылепленную игрушку в специальную печь. И после просушки «Запряжка в один конь» приобретает характерный для «романушки» солнечный цвет, отчего создается ощущение тепла, легкости и света.


— Обычно конь раскрашивается в красный цвет, символизирующий силу, и желтый, символизирующий благородство и богатство, — знакомит меня еще с одним своим секретом мастер.


Загадки истории


Пока работа Виктора Маркина находится в печи, он знакомит меня с выставкой романовских игрушек, расположенных в экспозиции Центра. Здесь интересное многообразие конных сюжетов: знакомая уже «Запряжка в один конь», а также «Тройка» в разных вариациях, «Гонец», «Генерал на коне с гармошкой», «Казак на коне», «Мужик с гармошкой на коне», «Возница», «Водовоз», «Амазонка на коне». Интересны и различные многофигурные композиции: дамы и генералы на конях, парадные выезды офицеров, выезды  в один, два, три коня. Интересен стилизованный вариант выезда тройки — конь с тремя головами. Думаю, многим читателям любопытно, кто же был родоначальником первого конного сюжета? Еще в прошлом веке только что отслуживший в армии Маркин и сам искал ответ на этот вопрос. Но так и не нашел... Не знал его и Иван Федорович Гункин, лепивший из глины романовские игрушки с середины прошлого столетия.


Виктор Маркин достает из глубины стеклянного витража загадочную фигуру «Амазонки на коне». Игрушка выполнена в редком цветовом варианте. Она покрыта бесцветной и зеленоватой глазурью, отчего загадочно сияет и просится на новогоднюю елку, уже украшенную в выставочном зале Центра. Но дело не только в цвете. Фигура женщины на коне всегда была притягательна. Трудно представить себе более завораживающее зрелище, чем дама верхом на коне. Амазонка в пышном платье и шляпе, правой рукой обвившая шею коня, уверенно держится в седле боком. Довершает этот красивый притягательный сюжет такая значительная деталь, как жаворонок с хвостом в виде свистульки. В ней вся суть «романушки». Жаворонка амазонка держит в левой руке.


— Игрушка, покрытая глазурью, обжигается дважды, — сообщает подробности Виктор Маркин. — Первый обжиг утильный, второй выполняется после того, как мастер покроет игрушку глазурью.


Истоки


Недавно на открытии предновогодней выставки «Чудо-кони» Виктор Маркин провел очередной мастер-класс по со­зданию традиционного романовского сюжета. Он также показал поклонникам «романушки» технику лепки «Упряжки в один конь». Уходящий год был для мастера удачным. В феврале здесь же, в Центре, с успехом прошла персональная выставка Виктора Маркина. Для него было важно услышать мнение искусствоведов о своем мастерстве. И оно было весьма лестным и справедливым.


Кстати, «конная коллекция» на выездных мероприятиях — фестивалях, конкурсах, выставках-продажах и ярмарках — пользуется большим спросом. Романовские «Тройки», к примеру, в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге идут по две-три тысячи рублей. За границей еще дороже!


— Но дело, конечно, не в деньгах, — говорит мудрый мастер. — Отечественные истоки и романовские традиции не имеют цены.


* * *


Ну а наш конь получился добрым, сильным, готовым преодолеть большие расстояния по необъятным просторам земли липецкой и не только, слегка игривым. А главное — праздничным, новогодним.


— Пусть и год таким будет хорошим, добрым, как этот конь, — добавляет Народный мастер России Виктор Маркин.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +18C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В активном стиле


// Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова
// История

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова
// Культура

«Малиновый звон» под куполом неба (ФОТО)

Дарья Шпакова, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество



  Вверх