lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 декабря 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Кому светит гравитационный фонарь?

17.12.2013 "Молодежный вестник".
// Образование
Фото О. Беляковой
Фото О. Беляковой

По итогам всероссийского конкурса «УМНИК», прошедшего в Липецке в ноябре, несколько студентов факультета технологии и предпринимательства Липецкого педагогического университета получили гранты в размере 400 тысяч рублей на свои изобретения. Эти средства в течение двух лет будут израсходованы на создание опытных моделей и тиражирование самой удачной, а также на подготовку документации, необходимой для оформления патентов.


Ребята – воспитанники заведующего кафедрой методики преподавания и технического творчества факультета доктора педагогических наук Вячеслава Тигрова. Много лет назад он создал школу по развитию технического творчества школьников и студентов. Сегодня на ее базе развивается центр молодежного инновационного творчества «Новатор», и у Тигрова есть единомышленники. 


– Видение того, как организовать процесс развития технического творчества молодежи, сложилось у нас в ходе работы над диссертациями и благодаря участию в крупных международных конкурсах, – поясняет Вячеслав Петрович. – Мы убедились в том, что обучение изобретательству – это только полдела. Ребенок должен уметь вести дискуссии и оформлять свой проект, применяя дизайнерские приемы. Необходимы и знания в области предпринимательской деятельности. Что толку иметь изобретение, если не знаешь, как его запустить в производство.

Сейчас в «Новаторе» ведется работа по организации системы образования будущего изобретателя. Ее начальный этап рассчитан на младших школьников.


– Дети стремятся к творчеству, но не могут применять научную основу в силу возраста, – убежден Вячеслав Тигров. – О физике, химии речи быть не может. На начальном этапе мы развиваем нестандартное мышление. 

Для младших школьников отобрали методики, которые с точки зрения логики и понимания соответствуют их возрасту, и нашли для них около полутора тысяч задач для изучения в тренинговом режиме. На этом этапе мы не ждем от ребят больших побед. Результатом здесь станет субъективное творчество, то есть то, что ново только для каждого из них. Такая работа дает хорошие плоды. 


ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ


Вторая программа обучения предназначена для среднего звена, с 5 по 7 класс. К этому возрасту ребята уже хорошо знают из практики, как работают отдельные механизмы, как, например, действует магнит. Кроме того, у сегодняшних мальчишек и девчонок есть огромнейший ресурс Интернета. Через это окно в мир они могут за короткое время получить любую необходимую информацию. 


– Важно сформировать у ребенка доминанту интересов, – считает мой собеседник. – В этом случае можно быть спокойным, потому что он не будет искать в Интернете то, что ему не нужно.


Вячеслав Петрович уже провел определенную работу с родителями пятиклассников. Он попросил их посмотреть, чем заняты дети в Сети. Оказалось, круг их интересов – игры, где надо стрелять и на кого-то охотиться. Через три месяца занятий в «Новаторе» картина полностью поменялась. 


Программа для среднего звена расширена. Повлиял на это конкурс «Фабрика мысли. Идеи для России», где участникам предлагалось за минуту рассказать о своем изобретении четко и толково. Отсев после этого испытания был очень большой. Конкурсанты не могли кратко, но по существу изложить суть своего изобретения. 


– Тогда я понял, что детей надо учить не только изобретательству, но и умению презентовать свою идею, – делится педагог. – К тому же необходимо стараться предвидеть судьбу изобретения, чтобы правильно вести переговоры по его внедрению в производство.


Наша молодежь стремится к этому, она может придумывать. Рекорд моих ребят – восемь изобретений за 45 минут. На одном из занятий решали вопрос по форсунке – детали, используемой для распыления в поливальной установке на полях. Думали, как можно осуществлять удаленный контроль, то есть как следить на расстоянии за тем, чтобы форсунка не засорялась. От школьников поступило сразу восемь предложений.


ФАКУЛЬТЕТ ДЛЯ ПОБЕД


Третья программа рассчитана на старшеклассников и студентов. Она требует многосубъектного подхода, потому что нацелена на реализацию творческих проектов.


– Нам удалось сориентировать Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов на развитие центра «Новатор», обратить на себя внимание управления инновационной политики и промышленности, управления малого и среднего бизнеса, – констатирует Вячеслав Тигров. – Мы проводим совместные мероприятия. Новогодний конкурс творческих проектов – одно из них. 


Многосубъектность уже работает, и каждому интересно: школьнику, родителям, администрации области, предприятиям, если это соответствует их профилю. Сегодня удалось привлечь внимание руководителей предприятий к нашей работе. Скоро от факультета предпринимательства, где мы готовим учителей технологии, будет зависеть успех всей области. Если каждый, придя в школу, создаст там центры, аналогичные «Новатору», жизнь закипит.


УМНЫЕ ВЕЩИ


Многие прошедшие эту школу изобретают простые, но очень нужные в быту вещи. Третьекурсник Сергей Яковлев, например, презентовал на конкурсе «УМНИК» устройство по очистке вентиляционного канала.


Оно надевается на вентиляционную трубу. Лопасти, вращающиеся при помощи ветра, поднимают и опускают специальный ерш, который и производит очищение вентиляционного канала. 


– Идею изобретения подсказала сама жизнь, – делится Сергей. – Вентиляция часто засоряется в гаражах и на дачах. Приходится вызывать специалистов. А с помощью моего изобретения возможна значительная экономия бюджета. 


Еще Сергея привлекает создание электронных устройств для дома. У него уже есть собственноручно собранная сигнализация. 


А вот Кристина Иванникова так переконструировала дужку очков, что та стала предохранять линзы от вытирания.


– И Вячеслав Петрович, и я носим очки. Оба обратили внимание, что линзы быстро вытираются, если очки не держать в чехле, – объясняет девушка свой интерес. – Даже чехлы не всегда увеличивают срок действия линз. Мы нашли массу аналогов, но ни один не подходил для нашей цели. Так пришли к более простому способу: складывать дужки либо вперед, либо в разные стороны. 


Кристина, как и Сергей, получила грант. Ее идея была одной из самых простых, но показалась интересной, а главное, полезной многим членам жюри конкурса «УМНИК». В ближайшем будущем она займется разработкой разных моделей оправ для очков. Самую подходящую запустят в производство.


Учебный мастер, аспирант-соискатель Евгений Пиминов тоже получил грант, только весной. Он изобрел гравитационный фонарь, который можно использовать в походе, на даче. 


Работает устройство по принципу часов-ходиков, имеющих специальный груз. Фонарь действует также за счет груза, который опускается вниз с определенной высоты. Он приводит в движение генератор, вырабатывающий электричество. Если подключить к генератору светодиод, можно получить полноценное освещение. Фонарь не требует стационарных источников питания, потому что сила гравитации действует везде и всегда. 


Евгений уже подбирает оптимальный вариант деталей, чтобы модель не была громоздкой.


ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА


Диссертацию молодой человек пишет по теме взаимосвязи обучения изобретательству и основ предпринимательской деятельности. Он ближе всех к цели, поставленной Тигровым. 


– Одна из главных наших задач сегодня – объяснить руководителям предприятий, что изобретатели – их будущее. Поэтому не надо ждать, когда производственники обратят на нас внимание, нужно выходить на них самим с инновационными проектами, которые необходимы, – считает Вячеслав Тигров. 


– База для этого – центр молодежного инновационного творчества, который профинансировали областная администрация и Российский фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Эти средства пойдут на закупку высокотехнологичного оборудования: станков для лазерной резки, 3D-принтеров, станков с ЧПУ. Не на каждом предприятии увидишь такое оборудование, а у нас оно будет. 



Сегодня многие не идут работать в школу из-за низкой зарплаты. Но мы показали нашим студентам, что можно зарабатывать, трудясь учителем технологии, за счет изобретений и внедрения их в производство. Работайте с детьми и изобретайте. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +16C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх