lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 декабря 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Гарантия стабильности

12.12.2013 "Липецкая газета". Анатолий Лысков, член Совета Федерации
// Общество



- Нынешняя Конституция Российской Федерации — итог очень сложных, противоречивых политических процессов, начиная с денонсации лидерами РСФСР, Украины и Белоруссии Союзного договора 1922 года, что привело к распаду СССР, и заканчивая событиями осени 1993-го.



Двадцать лет назад существенно перестроилось конституционное пространство нашей страны. Этому в значительной степени способствовали поправки и дополнения в действовавший тогда Основной закон. Убежден: избиратели на столь кардинальные изменения добро не давали. Но этих изменений было сделано более 400. В результате депутаты, избиравшиеся при одной политической системе, благодаря собственным действиям фактически оказались в совсем другой политической реальности.


Обстановка грозила выйти из-под контроля. В стране, по сути, сложилось двоевластие. С одной стороны — Верховный Совет, с другой — Президент Российской Федерации. Не буду анализировать этот драматический момент. Отмечу лишь, что президентом Борисом Ельциным были предприняты меры по недопущению двоевластия. Сегодня эти решения и шаги оцениваются весьма неоднозначно.


Но все завершилось принятием новой Конституции. Принималась она путем всенародного голосования. Что дала она обществу? Каковы ее основные характеристики?


Конституция — слово, происходящее от латинского constitution, в переводе — «установление». Речь идет об особом юридическом документе. Как Основной закон государства он обладает высшей юридической силой. Конституция любой страны оказывает большое влияние на все стороны жизни общества и государства. И ныне действующая Конституция Российской Федерации выполняет эту миссию в течение двадцати лет.


Прежде всего она позволила создать дееспособную правовую систему государства. В соответствии с правовой наукой значение Конституции определяется ее функциями: учредительной, регулятивной, охранительной и целеполагающей. Они в совокупности способствуют установлению и юридическому оформлению важнейших институтов общества. В Основном законе закрепляется конкретный перечень прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права. Внимательный читатель, желающий пополнить свои знания о полномочиях Президента России, Федерального Собрания, Правительства, судов, может найти здесь соответствующую информацию. Конституция — основной источник права, содержащий исходные начала для всей правовой системы, она непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения. Конституционные нормы направлены на охрану основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. В Основном законе закреплены стратегические цели и задачи развития общества и государства.


Обращу внимание на наиважнейшую черту действующей Конституции. Положения некоторых ее глав (первой — «Основы конституционного строя»; второй — «Права и свободы человека и гражданина»; девятой — «Конституционные поправки и пересмотр Конституции») не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это своеобразная гарантия неизменности ведущих конституционных принципов, исключающая принятие решений, меняющих судьбу страны только по воле высшего законодательного органа. Если предложение о пересмотре этих глав наберет три пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается двумя третями его состава или выносится на всенародное голосование. А поправки к главам 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов, и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.


Мне представляется, что чем меньше в короткие сроки вносится поправок в Конституцию, тем выше стабильность правового пространства и непосредственно стабильность самого государства. Когда в средствах массовой информации появляются публикации о немедленном изменении действующей Конституции, я выступаю в качестве оппонента. Один из аргументов — опыт Соединенных Штатов Америки. Первые поправки в Конституцию США были внесены спустя 129 лет после ее принятия! Подчеркиваю еще раз: стабильность государства, его внутреннего состояния начинается с Конституции.


К настоящему моменту у нас были приняты поправки в Основной закон о сроках избрания Президента России (с 4 до 6 лет), сроках избрания Государственной Думы (с 4 до 5 лет) и по особому порядку изменения статьи 65 о новых субъектах Российской Федерации (Пермский край, Забайкальский край, Камчатский и другие). Сейчас запущен процесс изменений Конституции в связи с объединением Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.


Сравнительно небольшой перечень поправок и позиция политического руководства страны свидетельствуют о том, что ресурс действующей Конституции далеко не исчерпан. Причем перечисленные поправки не посягают на основы конституционного строя и на права человека.


Разумеется, многие позитивные стороны Основного закона Российской Федерации стали бы еще очевиднее, если сделать серьезный научный их анализ в сравнении с конституциями, по которым жила наша страна в предыдущие десятилетия, а также с конституциями других государств. Но это, разумеется, задача для специального издания и для читателей-специалистов. У меня же цель несколько иная.


Итак, достоинств Конституции 1993 года много. Скажу о них коротко. Преамбула Конституции начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» и заканчивается словами «...принимаем Конституцию Российской Федерации».


Для меня принципиально ценно, что в этот текст вложена мысль о равном волеизъявлении всех людей страны, объединенных словом «народ». Лично я категорически против акцентов на преимуществе какой-либо нации. Все народы, населяющие Россию, по определению, являются титульными. Появившиеся в канун двадцатилетия Конституции идеи об изменении ее преамбулы ничего, кроме предпосылок дестабилизации, не несут.


В Конституции записано, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Многонациональный народ — носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Конституцией признано, что человек, его права и свободы — это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих ветвей власти самостоятельны. В Конституции подчеркнуто, что Россия — светское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.


Все сказанное не означает, что Конституция незыблема. Президент Владимир Путин согласился с предложениями ученых об ее совершенствовании. Но делать это надо с величайшей осторожностью, не торопясь, на основании глубокой проработки.


В этой связи поделюсь соображениями, связанными с Основным законом, о формировании Верхней палаты Парламента России, в которой имею честь в течение почти двенадцати лет представлять администрацию Липецкой области. В соответствии с законодательной инициативой президента принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Безусловно, вовлечение в процесс избирателей — это движение вперед по пути развития демократии. В то же время, если представитель в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации первоначально становится депутатом этого органа путем прямого волеизъявления избирателей, а затем на втором этапе избирается членом Совета, то представитель от исполнительных структур не проходит процедуру непосредственного избрания, дело ограничивается опросом избирателей. Думаю, столь сходные по сути процедуры надо привести к общему знаменателю. Не будет ли целесообразно избирать вместе с главой исполнительного органа субъекта РФ также одного его заместителя? Кандидаты в этом случае должны идти на выборы вместе, вместе заниматься предвыборной агитацией. А победив, глава назначает избранного путем непосредственного волеизъявления избирателей заместителя членом Совета Федерации.


И еще один момент. Есть практика (например, в Италии) назначения в верхние палаты парламента кандидатов непосредственно президентом по установленной конституцией квоте в пять человек. С учетом этого опыта полагаю возможным внести предложение о включении в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» положения, согласно которому Президент Российской Федерации вправе назначить в качестве почетных членов Совета Федерации с правом совещательного голоса пять кандидатов. Это позволит не только обеспечить на более высоком уровне деятельность официального представителя Президента России в палате, но и стимулировать к государственной деятельности людей, имеющих богатый профессиональный опыт и заслуги перед государством. Кого я имею в виду? Например, бывшего Председателя Правительства СССР Н. И. Рыжкова, бывшего первого заместителя Председателя Правительства СССР В. К. Гусева и других. На мой взгляд, это будет иметь серьезный политический и даже нравственный эффект.


Поскольку назначение почетных членов Совета Федерации должно происходить в соответствии с законодательной инициативой президента страны, то и буква, и дух закона для него будут хорошим стимулом, чтобы максильно использовать политический опыт старейших в интересах дела, чтобы максимально учитывать их знания и понимание ситуации. Это, разу­меется, стало бы дополнительной гарантией от политических и управленческих промахов, которые порой дорого обходятся всей стране.


Мною внесены в Государственную Думу предложения об изменениях в законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации» и «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Так, я полагаю, что Конституционный Суд обязан обращаться в Федеральное Собрание с Посланием о состоянии конституционной законности не менее одного раза в пять лет на старте нового политического цикла, то есть к началу работы Государственной Думы нового созыва. А правительство должно не менее одного раза в год рассматривать вопрос о состоянии прав и свобод человека, а также ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека. Эти инициативы улучшат реализацию конституционных положений в интересах человека, которого и призвана защищать Конституция страны.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх