lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 ноября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Афганский Маресьев

29.11.2013 "Молодежный вестник". Даниил Михеев
// Общество

Пожалуй, вся жизнь этого человека – пример. Пример того, как не сломаться, преодолевая выпадающие трудности, и идти к намеченной цели. Своей судьбой Сергей Соколов подтверждает: возможности человека безграничны и заново научиться ходить и летать можно даже тогда, когда это противоречит всем диагнозам и прогнозам. Было бы только желание.


Сергей с детства знал, что его судьба – небо. С трепетным восторгом слушал рассказы о героически погибшем в 1943 году брате дедушки, служившем в одном полку с дважды Героем Советского Союза Борисом Сафоновым. А сам дедушка Михаил Александрович учился в авиашколе вместе с легендарным Валерием Чкаловым и любовь к небу сохранил до последних дней. Да и фамилия у Сергея Александровича «обязывала». Готовился к полетам еще будучи школьником. Для этого старался хорошо учиться и занимался спортом: защищал честь родной Тулы и Тульской области на соревнованиях по спортивной гимнастике. 


Жгучее желание «обрести крылья» привело его в знаменитое Качинское военно-авиационное училище – колыбель легендарных летчиков. Испытания выдержал с блеском, окончил его одним из лучших в своем выпуске. Быстрее других осваивал реактивные самолеты, истребители разных видов. 


По распределению попал в Туркестанский военный округ, в город Мары. Там научился управлять истребителями-бомбардировщиками. Отлично справлялся с полетами на малой и допустимо малой высоте, выполнял бомбоштурмовые удары по наземным целям. В 1983 году отправился в командировку в Афганистан, на аэродромы Кандагара и Баграма. За короткий период (с октября 1983 года по апрель 1984-го) успел совершить 119 боевых вылетов. Последний стал роковым, переломным в жизни летчика-истребителя. 


…В ходе Панджшерской операции одной из главной задач было уничтожение средств ПВО противника. Сергея Соколова назначили командиром звена. Тогда на вооружении моджахедов появились «Стингеры» – зенитные ракеты. Они представляли смертельную опасность для летчиков. 


Его бомбардировщик подбили на высоте 1200 метров, пришлось экстренно катапультироваться. Спасло, что он приземлился в русло пересыхающей реки. Парашют раскрылся в момент удара о землю. Еще десяток метров – и пилота было бы не спасти. Он приземлился недалеко от кишлаков. Там заметили траекторию падения летчика и отправились в его сторону. Соколов поджидал вооруженного противника и, успокаивая себя, занимался счетом «духов». Их оказалось более шестидесяти. 


Сложно представить, но в одиночку, в окружении, он держал бой больше часа. Точно знал, что живым не сдастся. Уничтожил 20 боевиков. В состоянии, пограничном между жизнью и смертью, его нашли поисково-спасательные вертолеты. Отчаянный летчик израсходовал все боеприпасы, оставалась только граната, которой он заминировал себя на случай, когда моджахеды подойдут близко. В вертолете заметили приготовленную гранату со вздернутой чекой, с трудом разжали пальцы бойца, потерявшего сознание...


Первую операцию ему сделали в воздухе, по дороге в госпиталь. После ранений обеих ног пришел в сознание только спустя четверо суток. Родные уже получили известие о гибели, а тут такая радость – живой! Поломанный внешне, но не сдающийся внутри. Затем последовали еще больше десяти операций, половина из которых оказались сложнейшими, угроза ампутации и более двух лет лечения в госпиталях. 


Когда перестали использовать обез­боливающие, жизнь превратилась в одну непрекращающуюся боль. Но у Сергея была мечта, скорее, даже не мечта, а цель – вернуться в армию и летать. Тяжелые ранения оставили тяжелые последствия: раздробление костей, повреждение внутренних органов. В 1985 году Соколов был списан с летной работы, а в следующем – признан инвалидом войны, с чем не хотел мириться. Но едва научившись делать первые шаги, превозмогая боль, он первым делом отправился в родной полк и начал добиваться возвращения в ряды вооруженных сил. Летать продолжал, но только во сне. По признанию Сергея Александровича, там он поднимался в воздух на самолетах, автомобилях и даже танках... В реальности готов был управлять каким угодно летательным аппаратом. Не позволяли служить – поступил в Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина на штурманский факультет. Учился и лечился одновременно, ему не делали скидок. 


Друзья-однополчане не могли вынести терзаний товарища и, рискуя званием, собственным правом подниматься в небо, даже свободой, тайно позволяли летать с ними. Первый самостоятельный полет Соколова состоялся спустя восемь лет после трагедии. За эти годы он ни разу не потерял надежду и еще активнее стремился вернуться к боевым товарищам. Небо давало ему силы на восстановление и веру в себя, правильность своих действий.

По признанию современников, получить официальный допуск к полетам было едва ли возможно. Требовалось медицинское заключение. Лишь хирург, руководствуясь профессиональным подходом к пациенту, отказывался приблизить его к почти сбывшейся мечте. А на следующий день, 13 марта 1995 года, в газете был опубликован Указ Президента РФ о присвоении Сергею Александровичу Соколову звания Героя Российской Федерации. Схватив газету, словно недостающую деталь мозаики, «прилетел» к врачу. Эскулап в свою очередь лишь развел руками: ему оставалось только разрешить полеты. В этом же году упорный мужчина официально был возвращен на летную должность.


В 1991 году он вновь начал заниматься прыжками с парашютом. Сергей Соколов в составе международной арктической экспедиции первым среди инвалидов совершил прыжок на Северный полюс. Это случилось в апреле 1994 года. Удивительное место манило его не меньше, чем небо. Поэтому, стоя на окрепших ногах на бесконечной белой земле, он был счастлив.


Быть сильным всегда помогали жена и двое теперь уже взрослых детей. Из-за трагедии Соколов мало участвовал в их воспитании, поэтому семейная пара несколько лет назад усыновила двух малышей. 


Сергей Александрович освоил свыше десятка видов самолетов и вертолетов, большую часть из них – будучи инвалидом. Летает при любых погодных условиях и в любое время суток. Общий налет составляет порядка 3000 часов. В 1997–1998 гг. трижды в качестве командира вертолета Ми-8 совместно с сотрудниками МВД России принимал участие в обезвреживании преступных группировок на территории Липецкой, Ивановской и Московской областей.


В настоящее время Сергей Соколов в звании полковника – президент Федерации авиационных видов спорта Московской области. Подготовил несколько десятков «сынов неба», среди которых, помимо мастеров спорта и летчиков высочайшего класса, есть Герой России. Также работает в системе РОСТО, где готовит парашютистов-спортсменов и летчиков. Душой радеет за свое дело, старается привлекать молодежь. По себе знает, как хочется прыгнуть с парашютом и подняться в небо. Уверен, что нужно приложить усилия и удержать молодых людей, иначе они найдут альтернативу в подворотнях.


Совершенно ясно, что его предназначение – летать. И выжил он для того, чтобы подниматься в небо. Отечественная авиация знает не так много подобных примеров. Самый яркий из них – Алексей Маресьев, прототип героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Также получившие серьезные ранения ног летчики Захар Сорокин и Леонид Белоусов в годы Великой Отечественной войны нашли в себе силы и вернулись за штурвал боевых самолетов. Таков и он – настоящий герой Сергей Соколов.


Герой Российской Федерации (Указ Президента РФ от 13 марта 1995 года), обладатель знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За военные заслуги», орденом Красного Знамени Республики Афганистан, медалями.


В 2006 году Сергею Соколову присвоена высшая категория летной квалификации – летчик-снайпер.


В 2010 году компания «Студия-А» подготовила цикл телепередач «Встань и иди» по проекту Ларисы Кривцовой. Короткометражные документальные фильмы о людях разных профессий, переживших трагедию, но несломавшихся, стали их героями. Один из них – «Сергей Соколов. Возвращение в небо» – был посвящен этому удивительному летчику. 


14 октября Тула – родной город героя – встречала эстафету олимпийского огня. Стать факелоносцем довелось и Сергею Александровичу.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура



  Вверх