lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 ноября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Вьются бабушкины кружева…

29.11.2013 "Молодежный вестник". Елена Мещерякова
// Общество
Анна Семеновна с детьмиВоротник для потомковПокрывало на кровать

Я вас никогда не видела, но знаю по воспоминаниям мамы. Немного о детстве и совсем не детских трудностях, которые пришлось претерпеть позднее. Знаю о вашей человечности, доброте, невероятном трудолюбии и терпении. А еще умении рукодельничать, помогавшем в непростое время зарабатывать на жизнь. Отметить День матери в этом году хочу рассказом о своих прабабушках, подаривших мне в дальнейшем счастливую семью. 


ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ


О своих предках знаю немного. Конец XIX века. В селе Верхнее Дрезгалово Краснинского района жила семья Травиных. Ее глава – крестьянин дед Логвин (по-деревенски Логут) – занимался земледелием, супруга воспитывала детей. Один из них – Василий, – повзрослев, женился на Василисе Коротеевой – жительнице села Красное. Работать у женщин в то время было не принято, поэтому молодая жена занималась кружевоплетением. 


Спустя некоторое время семья переехала в Павловский Посад, где Василий Логвинович получил место приказчика в аптеке. У молодой пары родилось четверо детей, среди которых была и моя прабабушка Клавдия Васильевна Зотова. 


Наступил революционный 1917 год. Жить в городе стало опасно, глава семейства принял решение вернуться к родителям. Василий стал хозяйствовать, а жена с дочерьми вновь села за подушку. 


ИСКУСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ


В зависимости от сложности плетения и, конечно, искусства мастерицы она могла использовать при работе до 120 пар коклюшек. Маленькие рукодельницы (в том числе и моя прабабушка) начинали с 20 пар. 


Рукоделием она занялась в 10 лет, помогая родителям зарабатывать для семьи. Коклюшки  в те годы были для девушки самым желанным подарком. Если молодой человек хотел сделать приятное любимой, непременно вырезал их искусным образом. А для начала запаривал кленовые прутья в кипятке, счищал кору и на гладкой светло-коричневой палочке вырезал перочинным ножиком узоры. 


Чем дороже была девушка, тем дольше «колдовал» парень над драгоценными коклюшками. Клавдия Васильевна, повзрослев, получала в подарок самые красивые «инструменты» для работы. 


К ремеслу прабабушка относилась серьезно. Прежде чем сесть «поплетать», как она говорила, несколько раз мыла руки с мылом и тщательно их вытирала. Круглую подушку для кружевоплетения хранила в центральной комнате, а когда приезжали гости, уносила в чулан. Сплетенное изделие накрывала специальной салфеткой, осторожно подкалывала ее булавками,  сверху надевала чехол. 


Готовую «продукцию» аккуратно заворачивала в тряпочку и относила в филиал елецкой артели. Кружево там принимали на метраж. Самое дешевое стоило 7 рублей за 10 метров. Мастерица могла заработать до 27 рублей. При небольшой пенсии это было неплохим дополнительным заработком. 


Лучшие работы рукодельниц, как правило, отправлялись в Елец, после строгого отбора – на международную выставку в Бельгию, где часто занимали призовые места. 


НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ


Когда фашисты захватили Елец, артель была уничтожена. Известно, что Дарья Николаевна Матюхина, местная мастерица, спасла «инструменты кружевоплетения», благодаря чему после войны народный промысел восстановили. Так в родном дрезгаловском доме снова зазвенели коклюшки. 


Кстати, в нашей семье хранится льняной рушник с черно-красной вышивкой, вытканный предположительно еще Василисой Михайловной. Украшавшие его елецкие кружева со временем истрепались, и Клавдия Васильевна попросила свояченицу связать их крючком. Хлеб-соль с этого рушника принимало не одно поколение молодоженов нашей семьи, в том числе и мои родители. Надеюсь, когда-нибудь на льняном полотенце вынесут каравай и мне с женихом. 


«КРУЖЕВНЫЕ» СТРОЧКИ


Когда мама в детстве расспрашивала бабушку о ее умении, та лишь хитро поднимала указательный палец и приговаривала: «На все нужна специяльнасть!», продолжая дальше перебрасывать коклюшки. 


– Свой вопрос я повторила через много лет, приехав в любимый дрезгаловский дом уже студенткой, – признается мама.  – «Как ты можешь плести это чудо?» – вновь удивлялась я, касаясь пальцами тонкого кружева. «А ты по-английски разговаривать?» – «Так ведь я учусь». – «И я училась», – отвечала бабуля, но о секретах кружевного дела ничего не рассказывала. И плела. Почти до 80 лет. Пока не ослепла. 


Ты потеряла мужа на фронте, осталась вдовой с тремя детьми на руках и престарелыми родителями. Во время Великой Отечественной войны пошла трудиться в колхоз, затем около семи лет служила почтальоном, чтобы заработать лишнюю копейку. 


Как жаль, что революция и военное лихолетье не позволили тебе, от природы одаренной живым умом, получить достойное образование. Обладая удивительным слогом, ты любила писать родным письма. Могла с необыкновенным красноречием рассказывать о погоде, последних политических событиях и новой экранизации романа Толстого «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой в главной роли. Как дороги нам эти строчки на пожелтевших страницах, которые я обязательно прочитаю вслух своим детям. 


Для уюта и... души


Моя прабабушка Анна Семеновна Бутова родилась 8 августа 1902 года в селе Черкассы Елецкого района. В 30-е годы вместе с семьей переехала в Липецк. Родители устроились работать на станкостроительный завод, куда затем, повзрослев, пошла и прабабушка. 


Замуж вышла по большой любви за сапожника-умельца Якова Ивановича Бутова. Оба были верующими людьми, старались и детей воспитывать в православной вере. Из троих малышей, к сожалению, выжили только двое: Николай и Клавдия, моя бабушка. 


От завода семья получила квартиру в полуподвальном помещении на улице Советской. В доме Бутовых, несмотря на суровое время и отсутствие дорогих вещей, было чисто, светло и уютно. Потом им несколько раз приходилось менять место жительства, пока Анна Семеновна с сыном и уже замужней дочерью не обосновалась на улице Пушкина. 


Тяжелая заводская работа, гибель мужа на фронте и, конечно, голод не прошли бесследно для прабабушки: ее парализовало. Прогнозы врачи давали неутешительные, и выжить без помощи дочери она бы не смогла. Именно Клавдия спасла мать благодаря неустанному уходу и правильному лечению. Правда, до самой смерти та не могла шевелить одной рукой. 


Анна Семеновна тоже была кружевницей, но плела скорее для домашнего уюта. Разбирая старый шкаф в  ее комнате, мы нашли два одинаковых по размеру кусочка кружева. Когда сложили вместе – увидели: это воротник. Мама его отбелила и теперь иногда прикалывает к любимому черному платью. 


Бабушка! Ты тоже рано овдовела, пережила смерть ребенка и всю жизнь трудилась. Удивительно, что ты,  не умея читать и писать, плела кружево удивительной красоты. 


В июне 1981-го тебя не стало. А через девять лет родилась я. Стыдно признаться, совсем не умею держать в руках нитку с иголкой. Но, слушая рассказы о твоем искусстве, касаясь руками дорогого кружева, все чаще последнее время хочу научиться этому ремеслу. Спасибо за добрую память. 


Сколочное кружево (или многопарное) выплетается многими парами (иногда даже сотнями пар) коклюшек по заранее приготовленному рисунку или сколку, прикрепленному к подушке. 


При изготовлении сцепного кружева используется небольшое количество пар коклюшек. Данный вид рукоделия выплетается по уже готовому рисунку или сколку частями, значительно отличающимися от многопарного кружева. 


Перевить или сплести?


В основе плетения кружев – перекладывание в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Коклюшки вешают парами на булавки, вколотые в сколок, прикрепленный к подушке. При работе «инструменты» следует держать за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток. Плетение производят одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой, а другая – в левой руке. Простейшие приемы переплетения ниток, на которых основан весь процесс кружевоплетения, называются «перевить» и «сплести».


Перевить – перекинуть правую коклюшку через левую большим пальцем одной руки.


Сплести – поменять местами внутренние коклюшки правой и левой рук так, чтобы левая коклюшка проходила над правой, а не наоборот. 


Сплести в ползаплета – перевить и сплести один раз.


Сплести в полный заплет – повторить дважды переплетение в ползаплета.


Немного о технике


Существует три  способа плетения нитей: численный, многопарный (или парный) и сцепной. 


Численный способ – самый простой. Основан на счете ниток; выполняется без предварительного рисунка повторными движениями коклюшек по памяти. Требует использования всего нескольких пар «инструментов», фон и узор в нем выплетаются одновременно. 


Многопарный, или парный, способ – самый сложный, с помощью него чаще выплетают мерное кружево. Здесь используется наибольшее число коклюшек. Плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно мастерицы выполняют фон и фигуры узора, строго следуя точкам сколка. 


Сцепной способ применяется при изготовлении штучных изделий и отчасти мерного кружева. Основа узора  – непрерывная полоска с рисунком. Ее изгибы соединяются между собой и фоном особым приемом – сцепкой, которую выполняют с помощью вязального крючка. 


Цветочки, лепесточки…


В кружевоплетении выделяется четыре вида орнамента:


геометрический состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей). Его основа – ромб разных очертаний и размеров, выполняемый полотнянкой (одним из главных элементов коклюшечной техники) и сеткой;


растительный (цветочный) составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток, букетов или гирлянд. Применяется также гибкий волнистый стебель (усик) с многочисленными отростками. В данном виде орнамента многопарного кружева преобладает изображение гвоздики, тюльпана, розы с бутонами, окруженных продолговатыми или округлыми листьями и тонкими гибкими травками; 


зооморфный включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных. Считается, что величавые птицы, олени и барсы приносят хозяину дома мир, счастье и благополучие;


антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские фигуры или отдельные части тела человека.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +13 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество



  Вверх