lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 декабря 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Оптимизм профессионалов, или Профессионализм оптимизаторов (фото+инфографика)

02.12.2013 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Образование
Коллаж Николая Черкасова

Оптимизация системы начального и среднего профессионального образования – ещё одна из «болевых точек» дня нынешнего. Как выглядит в реальности то, что все по-разному малюют, и чего ждать завтра? Об этом попробуем порассуждать на страницах нашего журнала с теми,
кто имеет к процессу реформирования самое непосредственное отношение


Оптимистическая новелла


Античный мы народ. И не иначе. И былины у нас, как произведения Гомера, и богатыри не уступят разным там Титанам и Прометеям, да и осознаём мы себя пока Атлантами, держащими на плечах мир. Вот и каждое нововведение в нашу жизнь воспринимаем не иначе, как борьбу Олимпийских богов и героев. Поэтому правильнее было бы в подзаголовке, выделенном красным шрифтом, употребить слово трагедия, следуя оригиналу. Однако будем надеяться, что это не наш жанр. Новелла же в переводе с итальянского означает новость. При этом один из крупнейших советских литературоведов, Виктор Борисович Шкловский, отмечал, что описание счастливого взаимного чувства новеллу не создаёт, для неё необходима любовь с препятствиями. Вот и станем предполагать, что для обсуждения темы оптимизации системы НПО и СПО без эмоций не обойтись, но все препятствия будут преодолены. И то, что раньше называлось реформой, со скидыванием шапок и отрубанием бород, нынче именуется оптимизацией, с акцентом на хороший финал.


Версия не совсем официальная, но поговаривают, будто поводом для пересмотра отечественных программ проф­образования стало поражение сборной России в международных соревнованиях среди рабочих профессий. Минобрнауки РФ маячок получило прошедшим летом из Лейпцига. Если посмотреть на таблицу участников, то мы оказались в самом её хвосте между последней в рейтинге Саудовской Аравией и обошедшим нас Оманом. А впереди на легкокрылой золото-серебряно-бронзовой «тройке» гарцевали представители рабочего класса Кореи, Швейцарии и Тайваня, носящего теперь новое название – Chinese Taipei. Можно, конечно, списывать неудачу на то, что российские ребята впервые принимали участие в подобном состязании. Но факт остаётся фактом – наши потерялись среди 1024 участников WorldSkills International.


Напомним, что результаты на WSI оценивались по двум критериям — качеству работы и скорости. Российская команда, состоящая из победителей и призёров региональных конкурсов и первых национальных соревнований, представляла 15 профессий, среди которых – сварка, мехатроника, парикмахерское искусство, камнеобработка, автопокраска, столярное дело, кузовной ремонт, укладка кирпичей, плиточная облицовка... Почти в это же время в Липецке проходил финал Всероссийской Олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся образовательных учреждений строительной направленности. К нам приехали ребята из двадцати четырёх регионов России. Не все они смогли продемонстрировать должную подготовку, но навыкам и знаниям многих из олимпийцев могли бы позавидовать и уже маститые строители. Быть может, профессиональные олимпиады и чемпионаты по рабочим профессиям различного уровня – это совсем разные способы состязаний. Однако отклики на липецкий финал в большинстве своём отличные, тогда как лейпцигский опыт стал поводом для изменения системы подготовки рабочих кадров.


При этом у каждого из экспертов есть своя точка зрения на проблему и способ её разрешения. Так, руководитель международного центра МГУ в Женеве Тамерлан Ибрагимов, считает, что «за последние 20 лет было разрушено всё, в том числе ПО. В России сейчас нет системы подготовки квалифицированных и эффективных рабочих кадров. Надо сделать так, как в Германии, — когда опыт соединяется с современными тенденциями. Нужно теснее взаимодействовать с современными компаниями. И здесь должно помочь государство».


У ректора МГТУ имени Баумана Анатолия Александровича – свой взгляд. Он отметил, что выходом из ситуации может стать присоединение учреждений СПО к вузам. «Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне. Да и зарплаты у преподавателей профтехникумов и лицеев ниже, чем у вузовских педагогов. Система ПТУ развалилась. Я считаю, что учреждения СПО нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство».


Было бы только кому метаться в этом нелёгком выборе: работать или продолжать обучение. А то, быть может, образовательные учреждения разных ступеней скоро просто будут воевать за каждого ученика.


Число обучающихся в российских учебных заведениях на фоне демографического спада и оптимизации сети вузов к 2015 году сократится практически на один миллион – такой прогноз дают разработчики социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, опубликованный на сайте Минэкономразвития.


«Численность обучающихся по программам высшего профессионального образования сократится с 6,3 миллиона человек в 2012 году до 5,5 миллиона в 2015 году, а по программам начального и среднего профессионального образования соответственно с 2,9 миллиона до 2,7 миллиона человек», – отмечается в документе. В Липецкой области в высшие учебные заведения поступили около 3-х тысяч из 5 383 выпускников 11 классов. При этом региональная система НПО и СПО пополнилась 5 988 учениками, так как принимает в свои стены и выпускников, окончивших девять классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Останутся ли эти ребята в рабочей среде или решат поменять статус (70 процентов выпускников НПО и СПО устраиваются работать по полученной специальности) – покажет время. Пока же социальные опросы фиксируют: современные родители хотят видеть своих детей врачами, юристами, экономистами и финансистами, реже – инженерами, военнослужащими, программистами, творческими людьми, учителями, спортсменами и госслужащими. В какой строке этого «списка желаний» находятся рабочие профессии – нетрудно догадаться. Неф­тяники и газовщики – не в счёт!


Поможет ли реформа системы НПО и СПО изменить отношение нашего общества (а главное – государства!) к рабочим специальностям и людям, владеющим этими профессиями, тоже покажет время. Главное, чтобы пожить в эту пору чудесную пришлось каждому из ныне здравствующих.


«В области сделан акцент на подготовку высококлассных рабочих и служащих»


ФОТОГАЛЕРЕЯ


Руслан Владимирович ЛЕВАШОВ, заместитель начальника отдела Управления образования и науки Липецкой области


- Оптимизация системы профессионального образования – скорее всего не реформа, а концепция развития этого образовательного сегмента, установка на подготовку высококвалифицированных и востребованных рабочих кадров. Сегодня сформулированы новые требования к уровню выпускников профессионального звена образовательных учреждений. Инновационной экономике необходимы высококлассные специалисты. Нужно, чтобы выпускники профколледжей или техникумов приходили на производство и не тратили время на спецподготовку, а сразу же включались в рабочий процесс.


За этот год проведена большая работа с теми, кто «заказывает музыку» на рынке труда, то есть с работодателями. Сейчас в области по трём отраслевым направлениям – машиностроение, сельское хозяйство и строительство – создаются производственно-образовательные объединения. То есть идёт интеграция образования с реальным сектором экономики в определённых отраслях. Сельскохозяйственное направление у нас будут представлять предприятия регионального агропрома, ЕГУ имени И.А. Бунина, Чаплыгинский и Конь-Колодезский аграрные колледжи, Усманский промышленно-технологический колледж, профессиональный лицей № 9 (город Данков) и профессиональное училище № 4 Тербунов. В машиностроительное объединение вошли Липецкий машиностроительный колледж, Елецкий промышленно-экономический техникум, на образовательной вершине пирамиды – ЛГТУ, за которыми уже идут производственники.


Порядок оптимизации предусматривает в том числе и слияние нескольких учебных заведений. У педколлективов возникает естественный вопрос: что будет с каждым из них? Конечно, приоритет в отборе кадров отдаётся лучшим работникам, педагогам с высшей квалификацией, мастерам с большим опытом работы. При этом нельзя сказать, что кто-то из преподавателей образовательных учреждений, уже прошедших через процедуру слияния, остался за бортом. Так, в рамках реорганизации строительного сектора слились проф­училище № 26 и профессиональный лицей № 21. Пока никаких обращений в управление образования и науки по поводу трудоустройства не было.


И учебных заведений значительно меньше не станет. Некоторые уйдут с образовательного рынка, но на их место придут другие. Есть необходимость из двух одинаковых образовательных учреждений сделать одно – мы сделаем. При этом сохраним и учеников, и педагогов, и мастеров, и мастерские, и договоры с предприятиями. Но базовым при слиянии должно стать то учреждение, где есть все условия для достойного обучения.


Мы не дерево, мы не стоим на месте. Профессиональное образование Липецкой области очень гибкое, оно принимает вызов современной экономической ситуации. И если промышленность региона сделает какой-нибудь крен, скажем, в станкостроение, то мы будем готовить для этого нужные
кадры.


Нас упрекают в том, что уходит первая ступень профессионального образования. Это неверно, она трансформируется. По закону у нас в системе СПО есть программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) – это и есть та самая первая ступень. Вторая – подготовка специалистов среднего звена.


Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» из нашего лексикона должна уйти аббревиатура ПТУ. Нам нужно поменять сложившиеся стереотипы, мол, первая ступень профессионального образования – только для тех, кто не тянет институт или университет. Любая рабочая специальность ни в чём не уступает вузовской. А в некоторых случаях оказывается даже более конкурентоспособной на рынке труда. Необходимо создать такие учреждения, в которые готовы идти ребята, выбравшие для себя рабочие специальности, а не только те, кто не прошёл конкурсы в вузы. И обеспечить им уверенность в том, что все они смогут быть трудо­устроены с хорошей зарплатой. Но для этого и школа должна усилить свою профориентационную деятельность, чтобы выпускники не метались в поисках «свободного и доступного» вуза, а на худой конец и… профессионального лицея, а твёрдо знали, какую специальность хотят приобрести и шли учиться целенаправленно.


При этом мы стараемся сохранить всю социальную составляющую профессионального образования. Один из главных бонусов любого образовательного учреждения – общежитие. И иногородние, сельские студенты чаще всего отдают приоритет именно тому колледжу или вузу, где оно есть. Мы вкладываем немалые средства в их содержание.


Акцент на подготовку высококлассных рабочих и служащих в области сделан. Время да и сама техника уже предъявляют к человеку высокие требования. В Липецкой области в рамках реализации программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011–2015 годы» закупается дорогостоящее оборудование. Например, в профессиональном лицее № 10 города Липецка есть такие машины, которых и на профильных предприятиях редко встретишь. То есть мы опережаем время, даём учиться нашим ребятам на станках, которые ещё только поступают на производство.


У нас нет чётких рамок, когда процесс оптимизации будет завершён. Определённым итогом должна стать схема: работодатель ставит перед учреждениями профобразования задачи, которые те выполняют, то есть готовят нужные высококвалифицированные кадры.


Локомотив для профессионального образования


Реформа, вернее, оптимизация системы профессионального образования в строительной отрасли, также вылилась в создание производственно-образовательного объединения. Предприятия стройиндустрии региона, ЛГТУ, техникум архитектуры и строительства, лицей № 21 – таков путь от вершины до основания новой образовательной пирамиды. В конце прошлого года объединились два игрока на поле подготовки рабочих строительных специальностей – профессиональное училище № 26 и лицей № 21, ставший начальным звеном новой структуры.


– Полностью поддерживаю создание производственно-образовательных объединений. Потому что надоело, когда все смотрят на образование, как на нищего. Учебные заведения сегодня финансируются на должном уровне, область о нас заботится, но и нам самим нужно шевелиться – учиться зарабатывать, а коллегам-руководителям – правильно перераспределять финансовые потоки, – говорит директор лицея Евгений Матвеевич Анисимов. – В нашем деле локомотивом обязан быть работодатель. Мы должны знать, что выпускаем специалиста не в вакуум, а в обеспеченное работой пространство, в котором он сможет себя реализовать. Пока же работодатели кивают на государство и ждут, когда оно заплатит за обучение ребят, и никаких задач перед нами не ставят – наблюдают за процессом. А иногда и вовсе не знают, чего хотят. На вопрос: «Какой специалист вам нужен?», можно услышать такой ответ: «Чтоб не пил, не курил…». Так и хочется продолжить: «…и цветы всегда дарил, тёщу мамой называл…». Но ведь к профессиональным качествам человека всё вышеперечисленное, как мне кажется, имеет лишь опосредованное отношение. Можно найти достаточное число молодых людей, соответствующих этим критериям, но, например, каменщики из них будут никакие. Поэтому нам предстоит ещё долгая работа с работодателями. Но теперь приоритеты «узаконены» даже в названии – производственно-образовательные объединения. И сейчас уже учебные заведения должны стать на вёсла и следовать указаниям «штурманов», то есть работодателей, которые, как мне кажется, не очень активно отстаивали свои позиции при разработке закона. Хотя, казалось бы, есть в стране мощнейший Союз промышленников и предпринимателей во главе с Александром Шохиным. Но дальше критики образования пока никто не идёт. И опять мы остаёмся один на один с проблемами. А ведь сам закон рождался в муках. Я присутствовал на первых чтениях, но уже тогда в тексте проекта не было ни слова о начальном профессиональном образовании. У нашего лицея есть возможность готовить рабочих как по программам начального образования, так и по своим собственным. Поэтому мы можем считаться универсальной образовательной площадкой. И нам, пожалуй, как никому известна «цена» грамотной «связки» с работодателем. В прошлом году на базе лицея проходил финал Всероссийской олимпиады среди профессиональных учебных заведений строительного профиля. Впервые за всю историю профессиональных олимпиад участники пришли на действующие строительные объекты и презентовали себя в рабочих условиях. Это произвело впечатление и на жюри, и на строительную компанию, предоставившую нам площадку, и на самих участников.


В Германии подготовка рабочих выглядит иначе. Там совсем другое отношение к профессиональному образованию. Не студенты ищут работу, а сам работодатель делает заявку на рабочие кадры. Эта система называется дуальной, в ней задействованы сразу две стороны – предприниматель и учебное заведение. И подготовленный по заявке молодой специалист имеет стопроцентное рабочее место, уровень необходимых знаний и навыков, требуемых на предприятии, у него есть диплом об окончании образования, при этом на документе обязательны две печати: работодателя и учебного заведения.


В германских профессиональных образовательных учреждениях практически нет мастерских. Ученики, как правило, практику проходят на предприятии, они пробуют всё своими руками, с первого дня включаются в работу, то есть учатся. И большой плюс – там сохранилась традиция наставничества. Неделя теории сменяется неделей практики, то есть полученные знания тут же и закрепляются. И за всё платит работодатель, которому нужен конкретный специалист. А бывает, что и учебная программа корректируется после прохождения практики. Я не говорю, что нам необходимо полностью копировать этот опыт, но взять рациональное зерно, приспособить к своим реалиям и положить на старую отечественную систему подготовки профессиональных кадров – это был бы, на мой взгляд, оптимальный вариант на сегодняшний день.


С этого учебного года мы начинаем жить по-новому. Наше слияние с двадцать шестым училищем было процессом подготовленным. Мы сохранили всех учеников, почти весь педагогический коллектив, приезжим ребятам предоставили места в нашем общежитии, а так как объединение совпало с выпускными экзаменами, то и аттестовали выпускников тоже мы. Процесс соединения начался в мае, а закончился в середине ноября. Теперь в наших стенах учатся вместо пятисот – восемьсот учеников, из них двести – иногородние, восемьдесят девять – сироты, работает 120 педагогов. Можно сказать, что ребята из ПУ № 26 попали в совершенно иные условия, потому что у нас в мастерских есть такое оборудование, которое только-только начинает появляться на предприятиях. И всё это произошло благодаря победе в 2008 году в нацпроекте «Образование». К нам пришли большие деньги в порядке софинансирования из федерального и областного уровней. Мы их потратили грамотно: значительно укрепили материально-техническую базу.


Как утолить голод в специалистах?


Одним из удачных этапов реорганизации системы НПО и СПО можно считать появление на образовательной карте региона Липецкого торгово-технологического техникума.


Но это вовсе не означает, что новичок – из новорождённых. Наоборот, техникум имеет свою почти полувековую историю, правда, не как самостоятельная образовательная единица. Липецкий филиал сначала Московского техникума советской торговли, а затем его лебедянского «однофамильца» готовил кадры как для региона, так и для столицы. Нынешним летом, получив свободу, он обрёл и новое звание, и статус – государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Липецкий торгово-технологический техникум».


– Я выпускница этого техникума, – рассказывает директор Галина Михайловна Тищенко. – Потом окончила Московский институт советской торговли по специальности товаровед. Но торговлю знаю не только с теоретической точки зрения – за плечами многолетний опыт работы, в том числе и в должности директора крупных магазинов. Сейчас вот передаю свой опыт молодёжи. Мне кажется, что курс на укрепление образовательных учреждений – верный. Только тогда можно говорить о достаточной материально-технической и педагогической базе. Долгие годы мы находились в небольшом помещении, форма заочного обучения, которую мы практиковали, не требовала большего. Сейчас у нас появилась возможность готовить техников-технологов общественного питания, товароведов, экспертов, экономистов, бухгалтеров, коммерсантов как очно, так и заочно, принимая учеников как на бюджетные места, так и на платные.


В этом году у нас обучаются 380 человек, из них 130 – очники. Но наши возможности ещё больше. Переезд на новый адрес (техникум поселился в здании бывшего училища № 26. – Прим. авт.) совпал с началом учебного года, поэтому нам многое ещё предстоит сделать, обустроиться. Но главное – у нас есть просторные аудитории, помещения для лабораторий и практикумов, спортивный и актовый залы. Сохранились за нами и места в общежитии.


Каждый год мы выпускаем по 120–150 человек. И многих из них я встречаю в магазинах или на предприятиях общепита. Но и у нас есть проблема во взаимоотношениях с работодателями. С большим трудом мы устраиваем наших учеников на практику. Ведь при трудо­устройстве от них требуется опыт работы. А где его взять? Получается замкнутый круг.


Многим людям кажется, что торговать может каждый. Вот от этого за прилавками наших магазинов столько непрофессионалов. Сегодня на рынке очень востребована профессия эксперта – это говорит о многом. Я плотно работала с Санкт-Петербургским коммерческим техникумом, а они в свою очередь дружат со своими финскими коллегами. Вот там я наблюдала, как готовят специалистов высокого уровня. У них есть система взаимообмена студентами. Наши – проходят практику в финских магазинах, финны – в Петербурге, у нас же тоже есть чему поучиться. Вот и перед нашим техникумом стоит задача подготовить высококлассных специалистов в своей сфере, надеемся, что ни переезд, ни смена вывески, нам не помешают.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сухо, жарко

Александра Панина
// Общество

В садах, цветущих круглый год

Ольга Чистякова, Галина Кожухарь
// Общество

«Здравствуйте! Я родилась...»

Ольга Журавлева
// Общество

Вспоминая об утраченном

Елена Бредис
// Образование
Даты
Популярные темы 



  Вверх