lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 ноября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Автограф академика

20.11.2013 "Липецкая газета". Елена Оленина
// Культура
В гостях у мэтра. Фото на память.

«Вы сегодня позавтракать успели? А пообедать? А настоящие чебуреки и хачапури вы когда-нибудь пробовали?» Не знаю, быть может, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, как истинный сын своего гордого народа, всех своих гостей встречает так хлебосольно. Но на сей раз этим вопросам предшествовал другой, изумленный: «И откуда же вы такие?!» В мастерской мэтра в тот момент находились ученики липецкой школы-студии Ольги Буевой вместе с их наставницей.
А вот как они там оказались, лучше расскажет она сама.


— Сначала, когда четверо моих ребят победили на городском конкурсе, возникла идея сделать им своего рода подарок — мастер-класс у Зураба Константиновича. Потом подумалось: а почему бы не повезти всех, кто сможет и захочет поехать? Желающих набралось два десятка. Сразу оговорюсь, поскольку в наше меркантильное время это немаловажно: такие мастер-классы Церетели дает совершенно бесплатно, так что мы потратились только на дорогу.


Что такое один день в Москве? Это возможность получить массу впечатлений, и упустить ее мы не могли. Зачем просто сидеть и ждать, когда в двенадцать часов начнется мастер-класс, если в Третьяковской галерее проходит выставка выдающегося нидерландского живописца Мондриана? Так что с вокзала мы сразу поехали в Третьяковку. У меня уже была договоренность с прекрасным искусствоведом Еленой Герасимовой о том, что она расскажет ребятам о художнике и его работах. Поначалу, увидев на афише репродукцию его абстракции, дети были настроены скептически. Но вот Герасимова провела их через всю экспозицию, от самых ранних традиционных работ до поздней геометрической абстракции, расставила точные и нужные акценты, и ребята испытали потрясение.


Стыдно признаться, но из-за Мондриана мы немного опоздали на мастер-класс. А может, даже хорошо, что приехали к Церетели уже с таким багажом впечатлений. Из-за нашего опоздания мэтра пришлось ждать. Впрочем, нас провели в мастерскую, ребятам дали палитры, на которые щедро выдавили масло. Вообще масляные краски — вещь не дешевая, так что дома дети позволить себе эту роскошь в таком количестве не очень-то могут. А тут — пиши, как хочется, клади красок, сколько душа просит. В мастерской Зураба Константиновича сразу возникает ощущение роскоши. Но не в смысле богатства, а в смысле масштабности мировосприятия ее хозяина. Очень «вкусно» сделанные искусственные пионы и сирень, которые фонтаном бьют из ваз, огромные вазы с муляжами фруктов, работы Церетели на стенах, короче — пиршество красок.


Я предложила детям сразу взяться за кисти, поскольку неизвестно ведь, когда придет Церетели. Никакой темы, никаких установок, каждый писал, что хотел. У кого-то возникали пейзажи чисто московской школы, кто-то изображал деревья и людей под зонтами — видимо, успели окунуться в атмосферу утреннего города. А у кого-то вдруг пошли интересные абстракции, явно под влиянием Мондриана. К приходу Зураба Константиновича все было почти готово. Работы получились необычайно разные по жанру, стилю, пластике. Для Церетели это, видимо, было неожиданностью. Он ходил от картины к картине и приговаривал: «А эта… а эта… а вот эта… Да откуда же вы такие? Из Липецка? А как вы добрались?» И тут же распорядился приготовить нам в грузинском ресторане чебуреки и хачапури.


Я понятия не имела, как мастер-класс будет проходить. Будет ли Церетели каждому давать советы, показывать, поправлять? Но оказалось, что мастер-класс в его исполнении — это свершено другое. Он прошел к холсту и начал писать сам. Для детей это было не ученичество, а сотворчество. Они вытягивали шеи, подходили к нему, смотрели, как он работает. Он говорил очень немного, но всегда важные и значимые вещи. Вдруг повернулся к нам и произнес: «Знаете, ребята, мне довелось работать и в мастерской Пикассо, и в мастерской Шагала. Так вот, эти великие художники повторяли: надо каждый день подходить к мольберту и писать. Каждый день». Или когда зашла речь о цвете: «Цвета не надо бояться!» Вроде несколько слов, но все было настолько в точку, настолько вовремя! Вообще удивила душевная доброта выдающегося мастера. Он каждому подарил свой альбом, каждому оставил свой автограф.


Из здания Академии художеств мы выходили в приподнятом настроении. Эти полдня вместили в себя невероятно много. Мы были уже переполнены впечатлениями, но сидеть на вокзале все равно было обидно. И снова отправились в Третьяковку, теперь уже на выставку Наталии Гончаровой. Выставка огромная! Там и живопись, и графика. Дети, конечно, устали, но молодцы — выдержали! Да еще потом бродили по вечерней Москве до самого отхода поезда.


Я все время напоминаю детям: жизнь художника — это вынашивание мыслей, ощущений, переживаний. Это путь к осознанию того, что ты хочешь сказать людям на холсте или ватмане. Но чтобы суметь что-то сказать, надо работать каждый день, как и советовал Зураб Церетели. После возвращения у моих студийцев возникло неожиданное желание писать маслом. Прямо в день приезда они меня попросили: «Может, на пленэр поедем?» Да какой пленэр, говорю, холодно ведь! А они готовы и померзнуть. И тут же новое предложение: «А может, нам в Питер теперь съездить?» — «Ребята, отдохнуть-то дайте! Может, к лету и съездим». Но уже и самой захотелось свозить их в мастерские питерских художников.


Многие ли из них захотят в будущем продолжить профессиональное творческое образование? Не знаю. В студии есть две девочки, кандидаты в мастера спорта по художественной гимнастике, у них тренировки шесть раз в неделю. У меня они начали заниматься с пяти лет и бросать не собираются, хотя и не имеют ни одного выходного. Значит, им это необходимо. Есть еще одна спортсменка. Мама спросила, не проще ли ей бросить студию. А она в ответ: «Должно же у меня быть что-то для души!» Вот пока их душа требует творчества, за них можно не волноваться, какую бы профессию они ни выбрали. Но вообще многие мои ученики поступают потом и на худграф, и на архитектурные факультеты, и на дизайнерские. Одна моя воспитанница учится в Британской академии дизайна.


Когда я решилась оставить себе одну работу — эту студию, то думала, что у меня станет больше свободного времени для собственного творчества. Ничего подобного. Все время строишь какие-то планы, что-то придумываешь. Мы, к примеру, объездили все старинные усадьбы области, очень много там рисовали. Все это для ребят не проходит бесследно. Их родители говорят, что не перестают им удивляться. Ну а я сейчас так счастлива... даже сглазить боюсь. И счастлива, прежде всего, благодаря кругу общения, который у меня есть. У меня появилось столько новых друзей! Кому-то из них — пять лет, кому-то пятнадцать, но это настоящие друзья. И я не знаю, кто из нас и кому больше дает: я — им или они — мне.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 21 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +18C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

В активном стиле


// Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова
// История

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова
// Культура

«Малиновый звон» под куполом неба (ФОТО)

Дарья Шпакова, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество



  Вверх