lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 ноября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

О вундеркиндах без оваций

07.11.2013 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество
Фото Ольги Беляковой

«Ах, какой у вас талантливый ребенок!», «Да ваш малыш — настоящий вундеркинд!», «И бывают же такие одаренные дети!». Признайтесь, кто из родителей не мечтал бы слышать подобные отзывы от знакомых и незнакомых людей?



Потому что всем нам на самом деле хочется, чтобы наши дети были лучше нас, потому что высокая оценка ребенка — это признание наших родительских заслуг, наконец потому, что у талантливого ребенка гораздо больше шансов преуспеть в этой жизни, стало быть, и нам спокойнее. Но так ли все однозначно на самом деле? И всегда ли талант — подарок судьбы, или же он может оказаться настоящим наказанием и для родителей, и для самих детей? Разобраться в этой непростой теме нам поможет наш постоянный консультант, психолог, психоаналитик Екатерина Антонова.


— Екатерина Андреевна, на ваш взгляд, для родителей талантливое чадо все-таки подарок или наказание?


— И то, и другое. Я вам так скажу: талантливый ребенок и «доставать» может талантливо. Его вообще «очень много», он может полностью переключать на себя внимание родителей так, что им и подумать о себе становится некогда. Правда, это лишь один из вариантов, поскольку талантливый ребенок может быть и погруженным в себя интровертом. Вообще-то от родителей во многом зависит, станет ли эта сверходаренность подарком или наказанием. Я работала с девочкой, которая уже в первом классе изучила таблицу Менделеева, а к десяти годам стала писать очень зрелые стихи. А привели ее родители потому, что она страдала от множества страхов, у нее случались немотивированные выплески агрессии. И все это потому, что родители заняли позицию самоотреченного служения талантам дочери. Кстати, это очень распространенная ошибка.


— Но ведь особенного ребенка надо и воспитывать как-то особенно?


— Не совсем так. Да, такой малыш требует повышенного внимания, но во всем остальном его надо воспитывать как обычно: в четкой системе правил, ра­зумных запретов, определений, что такое хорошо, а что — плохо. А то многие родители полагают, что для максимального творческого раскрытия ребенку необходима максимальная свобода. Это не так! Свобода — непосильная ноша для малыша, ему куда комфортнее в пространстве, где установлены понятные ограничения.


— А может оказаться так, что ребенок на самом деле исключительно одарен, допустим, музыкально, но категорически не хочет заниматься музыкой?


— Запросто! Родители же начинают заставлять под маркой «Ты потом нам еще спасибо скажешь!» Они убеждены, что лучше знают, в чем именно состоит будущее благо их чада. А это самое чадо, пусть и гениально одаренное, хочет гонять с мальчишками в футбол. Или же наоборот: не хочет устанавливать спортивные рекорды, а мечтает сидеть тихонько в уголке и рисовать, хоть у него и нет никакого художественного таланта. И вот тут давление родителей бывает невероятным!


— Но их можно понять: обидно зарывать талант в землю…


— Надо просто задать себе вопрос: я хочу видеть ребенка непременно на верхней ступеньке пьедестала почета или просто счастливым человеком? Понимаете, может быть и так, что ребенку «тяжел» его талант или даже просто не нужен. Он ведь не виноват, что его природа выделила. Главное, не заставлять, не принуждать, не «ломать через колено»! Попробуйте найти варианты мотивации, заинтересовать малыша, не забывайте его хвалить даже за небольшие успехи. Глядишь, ребенок и сам увлечется той же музыкой, и не надо будет гнать его палкой к фортепиано.


— Как известно, на пути к успеху только десять процентов зависит от таланта, а девяносто — от труда. Так стоит ли взваливать на ребенка такой груз ради призрачных перспектив?


— Но ведь бывает немало случаев, когда ребенок этот труд воспринимает как удовольствие, когда его не выгонишь из-за пианино или из спортзала. Тут тоже необходима мудрость родителей. Ведь если с детства сидеть часами за инструментом и не заниматься спортом, можно просто подорвать здоровье. А если все время проводить в спортзале в ущерб тому же чтению, то духовной недоразвитости не миновать. Есть еще одно золотое правило: нельзя складывать все яйца в одну корзину. Представьте, что ваша «олимпийская надежда» получила травму и больше не может заниматься спортом. А школа уже заброшена, да и других интересов в жизни нет. Какое будущее ждет в таком случае?


— Кстати, о школе. Стоит ли ожидать, что талантливый ребенок будет в общеобразовательной школе учиться на все пятерки?


— Бывают универсально одаренные дети, которым в равной степени легко даются все предметы. Бывают дети с «комплексом отличника», которые считают себя обязанными везде быть лучшими. Им кажется, что в противном случае их не будут любить. Но бывают и те, чей яркий талант просто «выламывается» из жесткой школьной системы. Им в этих рамках тесно. В итоге такие дети могут запросто «хватать» и тройки, и даже двойки. Это своего рода плата за талант. С такими детьми надо просто первое время сидеть рядом, когда они делают уроки. Ни в коем случае не делать за них! Стараться заинтересовать, увлечь, сделать этот процесс интересным. И обязательно объяснить, что в жизни придется делать не только то, что очень нравится.


— Очень часто родители пытаются мотивировать ребенка, подхлестывая в нем честолюбие: «Ты должен быть первым, ты можешь и должен быть лучшим!» Ребенок становится заложником вот этой бешеной гонки за призами…


— Причем чаще всего родители за счет этого компенсируют свои собственные комплексы неполноценности: сами не добились успеха, не реализовали какие-то свои мечты и планы, а теперь пытаются все это воплотить в собственном чаде. Потому что его успехи — это как бы и их успехи. И ребенок живет в постоянном страхе не оправдать родительских ожиданий, не соответствовать их представлениям о нем. Он никогда не будет доволен собой, потому что главное — чтобы родители были им довольны. Вообще-то это прямой путь к неврозу. Еще один момент: нет никаких гарантий, что юному таланту не придется испытать и поражение. Как он переживет это при таких честолюбивых установках мамы и папы? Я всегда говорю своей дочери: твой главный конкурент — ты сама. Не важно, сумеешь ты кого-то победить или нет, главное — победить свои собственные слабости, собственные недочеты, сделать в этот раз лучше, чем в прошлый.


— Известная строчка: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». И родители нередко начинают так «помогать» своим талантливым детям, что это превращается в гиперопеку: ребенка ограждают ото всего, что не связано с его дарованием, фактически ограждают от жизни.


— И тем самым на деле «отбирают» у ребенка большую часть его успехов и побед, присваивают их себе. Ему ведь начинает казаться, что без мамы и без папы он бы ничего не добился, что сам по себе он ничего не стоит. Возникает страшная зависимость, которую позже молодой человек или девушка никак не могут разорвать. Иными словами, они потом боятся жить самостоятельной жизнью. Но ведь это уже человеческая трагедия, и никакие победы на конкурсах и соревнованиях ее не компенсируют. Я вообще за то, чтобы самых гениально одаренных детей как можно больше погружали в реальность, чтобы во дворе они были обычными девчонками и мальчишками, чтобы ссорились и мирились, влюблялись, создавали со временем собственные семьи.


— Я думаю, на родителей давит и тревога за будущее детей. Ведь все время мучает мысль: как сложится их жизнь? И кажется, что если ребенок будет талантлив, то у него больше шансов добиться успеха, стабильности, материального благополучия. Вот и стараются эти таланты отыскать и развить.


— Современные установки на успех и благосостояние совсем людям мозги «запудрили». Если девушка вышла замуж и стала домохозяйкой, то считается, что она не реализовалась. Но если она реализуется именно как жена, как мать, если она счастлива готовить, убирать и ждать мужа с работы? Может, это ее предназначение, и кто сказал, что оно менее достойное, чем быть бизнес-леди? Кто сказал, что человек непременно должен быть гениальным музыкантом, выдающимся спортсменом или великим художником? Почему не бухгалтером или учителем?


— А бывает так, что родители не хотят замечать дарование ребенка?


— Да, но это, как правило, в семьях, где родители не отличаются высоким уровнем образования и интеллектуального развития. Они воспринимают своих талантливых детей как дурачков. По принципу: «Чего ты на своей деревяшке пиликаешь? Лучше бы делом занялся. Вот я в твои годы…». И у ребенка возникает комплекс: я не такой, я ущербный. Свое собственное дарование он начинает расценивать как признак ненормальности. Он пытается найти для себя какую-то практическую стезю, чтобы завоевать уважение и любовь родителей. Понятно, что тут у него ничего не получается, — ведь природа и Господь Бог его к другому предназначили. Помести этого ребенка в другую среду — и его талант расцветет в полную силу. Бывает и другая ситуация: антисоциальное поведение родителей становится своего рода мотивацией «от противного». Ребенок видит, что родители опустились, спиваются, и больше всего он хочет не повторить их судьбу, вырваться из такой жизни. Если у него есть какое-то дарование, талант, он сам будет прикладывать максимум усилий, чтобы развить его.


— У вас детки пока маленькие. Вы бы хотели, чтобы в дальнейшем у них проявились какие-то яркие таланты?


— Я бы хотела, чтобы они просто были счастливыми, и чтобы у них было детство.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов
// Общество

Выбирая жизненный путь


// Образование

Ключи от новой жизни

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

На родной земле

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт



  Вверх