lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 ноября 2013г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Путь журналистики: от информирования – к осмыслению

04.11.2013 "ЛГ:итоги недели". Игорь Сизов
// Общество
Фото Николая Черкасова
Фото Николая ЧеркасоваАндрей ДЯТЛОВ: «Комсомолка» обязательно продолжит публикацию богатого литературного наследия Василия Михайловича Пескова под его фирменной рубрикой «Окно в природу». Это богатство мысли, духа, образности невозможно выбросить из газеты».

С заместителем главного редактора по спецпроектам газеты «Комсомольская правда» и главным редактором телерадиослужбы «Комсомолки» Андреем Дятловым мы родились примерно в одно время и почти в одном месте. Он – в Ангарске, я – в соседнем Усолье-Сибирском. А встретились впервые в «Бригантине», которая, как известно, поднимает паруса на берегу Матырского водохранилища.


На этой турбазе стартовал Открытый лично-командный Кубок Липецкой области по рыболовному спорту на приз главы региона Олега Королёва. Посвящён турнир памяти журналиста «Комсомолки», бессменного автора странички «Окно в природу», некогда ведущего программы «В мире животных», а также заядлого рыбака и нашего земляка Василия Пескова. Понятно, что его родная газета не могла не откликнуться на такое событие.


Несмотря на практически «ангарские» сосны и, по заверению Олега Королёва, полное море рыбы, мы с Андреем Дятловым последовали старому журналистскому правилу: на работе говорить об отдыхе, на отдыхе – о работе. Тем более что уникальный опыт самой тиражной газеты страны для нашего пишущего брата поинтереснее любой рыбалки будет. Андрей Анатольевич оказался человеком открытым, приветливым и располагающим к раскрепощённой беседе. Из него не пришлось выуживать секреты фирмы, он сам преподнёс их на тарелочке с голубой каёмочкой. Так что в журналистском смысле рыбалка удалась на славу.



– Андрей Анатольевич, ваши родные места прославили такие непревзойдённые мастера слова и яркие публицисты, как Валентин Распутин и Виктор Астафьев. Наверное, чистые воды Байкала и Ангары дают особую духовную силу и творческий потенциал.


– Именно там находится пуп земли, потому что эта географическая точка на карте страны является серединой Евразии и соответственно местом особой силы. Даже сегодня, когда на малой родине у меня никого не осталось, а билет из Москвы до Ангарска весьма недёшев, я стараюсь хотя бы раз в год выбираться туда.


Мой отец проектировал заводы в Ангарске, Байкальске, Прибалтике, мама тоже была связана со строительством, но меня увлекла журналистика. Уже в школе стал главным редактором… пионерского пресс-центра, вёл передачу «Говорит Ангарск пионерский». Потом уехал в Москву учиться на журфаке МГУ, куда я попал без всяких протеже.



– Попал и пропал?


– Да, с журналистикой не расстаюсь уже больше сорока лет. Во время учёбы начал пробовать силы в «Комсомолке». Очень долго писал, что называется, в гранки. А потом вдруг мои материалы стали появляться на страницах газеты. За одну неделю вышло сразу девять заметок. Так, еще будучи студентом, в 1981 году я оказался в штате самой популярной центральной газеты, что было чудом.



– Вышло, как в песне: не расстанусь с комсомолкой, буду вечно молодым? Или всё же изменяли первой любви?


– Да, был, как говорится, небольшой «перерыв на обед». Во второй половине восьмидесятых работал в газетах «Собеседник» и «Советская Россия». Но на излёте советской власти вернулся в родные пенаты. И с той поры в моей трудовой книжке менялись только названия должностей, но не место работы.



– Ваша верность понятна: спортсменка, комсомолка и просто красавица.


– Нет, не просто красавица. Да, в нашей газете сохранился свой стиль. Но главное, в ней всегда жила и, к счастью, живёт до сих пор своя неповторимая душа. Было такое историческое выражение «дух шестого этажа». Газета до пожара в редакции жила в историческом здании на улице «Правды», на шестом этаже. Забавно, что и в новом здании мы тоже заняли под «Комсомолку» именно шестой этаж. Бывшие «комсомольцы» сейчас работают во всех главных газетах страны, их сразу узнаешь. Это такая школа, которая остаётся с тобой на всю жизнь.



– А как в этой школе сдать выпускной экзамен?


– Это не ЕГЭ, здесь списать не получится. Скажу прямо, уходит масса времени и сил, пока человек поймёт и впитает в себя всю нашу «комсомольскую» азбуку. Как обращаться к читателю, что писать, как писать… Даже сложившиеся журналисты из других изданий далеко не всегда выдерживают наш ритм.



– Часто приходится слышать, что современная журналистика всё больше скатывается к вопросу «Чего изволите?».


– Как ни странно, я бы сравнил журналиста с официантом. Весь вопрос в том, кого обслуживать, как обслуживать и какие перед собой задачи ставить. Хороший официант так может обслужить, что вы с радостью ещё раз придёте в это заведение. Журналистика – тоже профессия сервисная. Если газета честно работает на своего читателя, то это издание состоится. Если же делать то, что нравится лично вам, то вряд ли стоит рассчитывать на успех. В Лету бесславно кануло много изданий, которые ориентировались не столько на читателя, сколько на себя любимых. Даже оставшиеся на плаву «Известия» и «Труд» растеряли былую популярность.



– «Комсомолка» с тиражом в полмиллиона экземпляров смогла удержать интерес аудитории. Но ведь и она прошла непростые этапы в своём развитии. Какие уроки могут извлечь из её истории другие издания?


– Наши новации всегда встречали в лучшем случае недоумение. Такова судьба всех нестандартных решений. Но проходило время, и всё вставало на свои места. Так было, когда мы первыми перешли с солидного большого формата А2 на более компактный формат А3. Знаете, в чём была одна из причин? Такую газету меньшего формата удобно читать, например, в автобусе по дороге на работу, в электричке. Нам пришлось выслушать массу обвинений в том, что газета стала «жёлтым» таблоидом. Теперь в этом формате работает большинство изданий. Поэтому к журналистике можно применить закон природы: всё живое растёт и меняется! Хочешь, чтобы издание жило долго и счастливо – развивай его, меняй, ищи новое..


Воистину революционным было решение развивать сайт «Комсомольской правды». Большинство газет открыли порталы, в которых печатают материалы вышедшего в свет номера. Мы пошли другим путём. Наш сайт живёт своей жизнью, круглыми сутками пополняется новостями, фото и видео, оригинальными материалами. В итоге он стал совершенно полноценным и самодостаточным. Более того, в большой семье российских электронных СМИ, где довольно жёсткая конкуренция, он — в тройке ведущих. А очередной прорыв произошёл, когда наш сайт попал в первую европейскую десятку.


Первой «Комсомолка» обзавелась и своим радио — уже в двух десятках городов, и телевидением — мы вещаем на «Триколоре» и «НТВ Плюс».


Ещё, ведь газета-то у нас не одна: кроме «Комсомолки» мы делаем «Советский спорт», «Экспресс-газету», «Телепрограмму», еженедельник «Футбол», выпускаем книжные коллекции из «золотого фонда» нашей литературы для взрослых и детей, коллекции бардовской песни, лучших советских кинофильмов, мультиков, путеводители по самым интересным музеям мира, библиотечки для любителей приготовить и покушать... В общем, всё, что может привлечь к Издательскому дому как можно больше людей.



– Ваш Издательский дом стоит на четырёх китах: газеты, ТВ, радио и сайт. Но эти киты не мешают друг другу?


– Человек хочет получать информацию там, где удобнее, и тогда, когда удобнее. Далеко не каждый может себе позволить часами рыскать по Интернету в поисках нужной темы. Идеальный вариант в наше загруженное хлопотами и заботами время – сделать это нажатием одной кнопки. Мы имеем уникальную возможность распределить информацию на четырёх своих площадках, предоставив максимум удобств людям. Им же удобно: кто-то читает газету, кто-то слушает радио. А интернет-версия «Комсомолки» вообще доступна в любое время и в любой точке тем, у кого есть компьютер или смартфон. И здесь нет внутренней конкуренции, а есть место для сотрудничества и сотворчества. На сайте каждая статья подкреплена фотографиями, видео- и аудиозаписью. Это не значит, что читателю всё это нужно, но ему будет приятно, что можно одним выстрелом убить всех зайцев. В конечном итоге победит тот, кто обеспечит своего читателя всем массивом информации, которую тот хотел бы получить.



– Выходит, что не только армия журналистов, но и командный редакторский корпус превратились в «универсальных солдат» Издательского дома? И как вам служится?


– На войне как на войне. Но не буду скрывать, что для необстрелянного новичка наша творческая кухня покажется полным кошмаром. Мы приучали своих сотрудников полтора десятка лет к новой профессиональной реальности, когда журналист в одном лице газетчик, фотограф, блогер, радийщик и телевизионщик. По одному информационному поводу он может выступить во всех ипостасях и на всех наших платформах. Но лет пятнадцать ушло на то, чтобы журналисты привыкли брать в командировку фотоаппарат, видеокамеру, быстро работать на сайт KP.RU, ведь пишущий репортёр до этого мыслил блокнотом. Справились с этой труднейшей задачей благодаря главному редактору «Комсомольской правды», генеральному директору ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», а по сути главному конструктору всех наших площадок и принципов работы – Владимиру Сунгоркину. Я не льщу, просто всё так: Владимир Николаевич сочетает в себе качества очень хорошего бизнесмена и талантливого журналиста. Это редкое соединение.



– Роль личности в истории пока никто не отменял. Но ведь «Комсомолка» держится не на одном, а на десятках ярких и самобытных журналистов?


– Я с удовольствием рассказал бы о каждом из них. Сегодня даже наши рядовые журналисты в плане мультимедийности стоят на голову выше работников обычных СМИ. Они втянулись в этот ритм, по-другому работать уже нельзя. Твои материалы ждут сразу в нескольких местах. Дима Стешин и Саша Коц, например, наши корреспонденты, побывавшие во всех горячих точках последних лет, не только постоянно отгружают оттуда материалы на сайт, но присылают фотографии, снимают видео для телевидения и делают фильмы, выходят по телефону в эфир на радио. Были случаи, когда они с помощью своих айпадов через скайп появлялись на телеэкране.


Кстати, на телевидении у нас есть программы, которые ведут газетчики. Начинали по традиции с приглашения профессиональных ведущих. Но половину из них мы уже уволили, так как пишущий человек смотрится на экране естественнее, ведёт себя более раскрепощённо, у него искренний интерес к теме и собеседнику. Да и глубина знания темы играет роль. У нас есть специальные программы, которые заточены именно под журналистов. Например, в «Радиорубке» сталкиваются две точки зрения на одну проблему двух корреспондентов газеты. А наш военный обозреватель Виктор Баранец вообще ведёт свою собственную программу, которая вызывает огромное количество откликов и звонков от военных. Его блог отрывается от популярных блогов других наших журналистов на недосягаемую высоту. Виктор Баранец и Саша Гамов вписались просто идеально в новую систему. Это говорит о том, что возраст и предыдущий опыт не помеха для успешной работы в современном формате.



– Как вы определяете приоритеты в информационной политике, ищете темы?


– Каждое утро у нас начинается с планёрки, на которой первым делом просматриваем рейтинги наших материалов в Интернете. За сутки на сайт «Комсомолки» заходит около миллиона посетителей – поле для анализа обширное. Если заметка набрала большое количество заходов и откликов, то её обязательно напечатаем в газете.



– Получается, что вы всегда идёте за читателем, а не зовёте его за собой в даль светлую. А если запросы людей окажутся слишком низменными? И как быть со старой школой журналистики, которая брала на себя просветительскую и воспитательную миссию?


– Моё сугубо личное мнение – все эти важные задачи можно решить внутри материала. Не бывает низких тем, бывает примитивная подача без осмысления и выводов. Но в любом случае, тема должна быть как минимум интересна и как максимум важна и полезна читателю. Это простая формула, но с нею трудно работается: берешь тему, попробуй оценить, какому количеству читателей она будет интересна. Заметку, которую прочтут три человека — печатать не нужно, места в газете жалко. С чего началась волна принятия решений по национальной проблеме? Сначала было освещение фактов, которые шокировали людей. Затем последовали вопросы, почему это происходит и как от этого избавиться. То есть начался анализ, который привёл общество к необходимости перемен. Наступает вторая стадия, когда мы можем за собой людей повести, подсказать, подключить специалистов. Таков путь журналистики: от простого – к сложному, от информирования – к осмыслению.



– То есть от духовно-нравственной миссии журналистики вы не стали избавляться как от старого и немодного нынче костюма?


– Мы бережно относимся не только к этой теме, но и к тем, кто её несёт читателю. Несмотря на болезнь и возраст, известнейший журналист «Комсомолки» Инна Павловна Руденко по-прежнему пишет замечательные светлые и умные материалы, которые проходят, как принято говорить на журналистском сленге, по разряду духовности. Продолжим публикацию богатого литературного наследия Василия Михайловича Пескова под его фирменной рубрикой «Окно в природу». Его очерки о природе написаны замечательным русским языком. Это богатство мысли, духа, образности невозможно выбросить из газеты. Читатель «Комсомолки», который все прошедшие десятилетия привыкал думать вместе с журналистами, нам этого не простит. За время работы Пескова сменилось восемь главных редакторов, кардинально изменились формат, оформление и направленность газеты. А публицистика Василия Михайловича прошла сквозь годы и преобразования как стержень, на котором до сих пор держится всё остальное. Наши лучшие традиции и авторы – это некие нравственные и творческие рельсы, по которым идёт состав «Комсомолки». Без преемственности в журналистике далеко не уедешь. Благодаря такому бережному подходу удаётся сохранять и основное ядро читателей.



– Ваша газета не дотационная, от государства не зависит. Дайте совет региональным изданиям, как достичь рекордных тиражей, популярности и влияния без бюджетной поддержки?


– Помню, как читатели неожиданно перестали подписываться на «Правду». Диагноз – газета была неинтересной. Она людям была не нужна и не важна. И никакими искусственными мерами её реанимировать было невозможно. Здесь многое зависит от редактора. Например, у Сунгоркина есть замечательное чутьё на то, что нужно будет завтра. Прекрасно знал, что выстрелит в газете, и бывший главный редактор лучшей среди советских газет «Советской России» Михаил Фёдорович Ненашев.


Повторю: заметка, которая не зацепила читателя – бессмысленная. Это убитое место на газетных полосах. Подход здесь простой – человек читает то, что касается непосредственно его интересов, семьи, детей. Газета в данном случае – его защитница, помощница. Людям часто непонятно, что делать в сложной ситуации, как разобраться в экономике, новых законах, как сохранить своё благополучие, нервы, здоровье. Цель журналиста – выступить проводником в житейском море, который успокоит и всё объяснит. Поэтому важно привлекать экспертов и компетентных чиновников. Тесная работа с представителями власти очень важна, потому что люди хотят знать мнение руководителей области о насущных проблемах. Но здесь важно сразу договориться, чтобы эти материалы подавались в удобоваримом виде, по-человечески. Очень важно не подводить тех, с кем сотрудничаешь. Вопрос журналиста может быть самый острый, но только вашему собеседнику решать, отвечать ли на него и как отвечать. Приписывать руководителю в интервью свои мысли – путь неверный. Людей интересует и личная жизнь известных в области персон. Конечно, такую информацию можно давать только с разрешения того, о ком собираетесь написать.


Принципиальная позиция в «Комсомолке» – не публиковать непроверенную информацию. Порой мы даже отказываемся от темы, пока не поймём, что происходит на самом деле. Приходится посылать корреспондента на место событий, терять время. Иногда опаздываем, но, как говорится, здесь дело чести. Врать не нужно ни при каких обстоятельствах.


Очень важно оформление газеты. У нас каждый день идёт обсуждение того, какую фотографию ставить к материалу. Восприятие человека устроено так, что он сначала цепляется глазом за картинку, схему. И вообще надо знать, что читатель в день тратит на газету меньше двадцати минут. И если его не зацепить, он просто пролистает ваше издание и выбросит. И не забудьте, что газеты нынче дороги, не три копейки, как было в СССР. Значит, остановившись перед киоском, он свою десятку должен потратить на вас, а не на соседнюю газету. Вот и думайте, как его убедить в том, что вы ему нужны и интересны.


Что касается местной прессы, то она в регионах находится в более выигрышной стартовой позиции, чем, скажем, «Комсомолка». У нас 55 редакций в регионах, которые делают свои сменные полосы по местной тематике. Но на остальных страницах мы вынуждены поднимать такие темы, которые интересны всем читателям от Камчатки до Калининграда. У вас же есть возможность обращаться к своему местному читателю, нужды и запросы которого вам более понятны и близки. Темы вашей области или города вы можете раскрыть так же глубоко и серьёзно, как «Комсомолка», но более точно. Так что местная пресса при желании может дать фору любому популярному центральному изданию.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх